Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Нурмухаметовой Р.Р, Мурзаковой Р.Ф.
с участием прокурора Зудина А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Базаева В.Б. к Министерству внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания о возмещении вреда здоровью
по кассационной жалобе Базаева В.Б. на решение Ленинского районного суда города Владикавказ Республики Северная Осетия-Алания от 14 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 5 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нурмухаметовой Р.Р, выслушав с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Ленинского районного суда г. Владикавказ РСО-Алания Базаева В.Б, поддержавшего кассационную жалобу, возражения на кассационную жалобу представителя МВД России по РСО-Алания Елканова З.М, действующего на основании доверенности N 7/1 от 9 января 2020 года, представителя ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по РСО-Алания Кулаеву М.Л, действующую на основании доверенности N 18/1 от 14 января 2020 года, прокурора Генеральной прокуратуры Зудина А.Н, полагавшего отменить судебные постановления, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Базаев В.Б. обратился в суд с иском с уточнением требований в порядке статьи 39 ГПК РФ к МВД по РСО-Алания о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью в период службы в органах внутренних дел.
Обращаясь в суд Базаев В.Б. указал, что с 1978 года по 1997 год проходил службу в органах внутренних дел РСО-Алания.
Согласно акту служебного заключения от 27 апреля 1993 года телесные повреждения в виде осколочного ранения левой руки ниже среза плеча были признаны полученными при исполнении служебных обязанностей. Окружная военно-врачебная комиссия при МВД по РСО-Алания справку о степени тяжести ранения не выдала. На многочисленные обращения в ФКУЗ "МСЧ Министерства внутренних дел Российской Федерации по РСО-Алания" о выдаче справки о степени тяжести ранения отказ был мотивирован тем, что в листке нетрудоспособности от 28 апреля 1993 года N, в выводах акта бюро СМЭ N от 2 октября 2015 указано, что ранение, полученное 27 апреля 1993 года, относится к первому разделу (тяжелому). Согласно выписке из медицинской карты амбулаторного больного медсанчасти МВД по РСО-Алания от 3 марта 1997 года истцу 25 ноября 1996 года установлен диагноз "Нарушение функций верхнего пояса левой руки. Значительное ограничение движения в плечевом суставе и пальцев левой руки", квалифицируется стойкой утратой общей трудоспособности на 65 процентов. В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 5 ФЗ от 28 марта 1998 года N 52 -ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации", в случае получения застрахованным лицом в период прохождения службы тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) страховая сумма в размере 200000 рублей выплачивается выгодоприобретателю.
Решением Ленинского районного суда г. Владикавказ Республики Северная Осетия-Алания от 14 февраля 2019 года в удовлетворении исковых требований Базаева В.Б. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 5 июня 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Базаева В.Б. ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу заседания Военно-врачебной комиссии медсанчасти Министерства внутренних дел России по Республике Северная Осетия-Алания от 3 октября 2012 года по определению причинной связи заболевания Базаева В.Б. - майора милиции в отставке, помощника Пригородного РОВД по тыловому обеспечению Министерства внутренних дел по СРО-Алания, последствия огнестрельного ранения мягких тканей левого плеча - рак кожи левого плеча - военная травма.
Согласно справке республиканского онкологического диспансера от 1 февраля 2012 года N Базаев В.Б. состоит на диспансерном учете с 6 марта 2008 года с диагнозом: рак кожи левого плеча, 2 стадия; причиной развития раковой опухоли послужила длительно незаживающая рана после ранения.
Согласно справке МСЭ-2007 N от 2 июня 2009 года Базаеву В.Б. установлена инвалидность третьей группы по общему заболеванию со степенью ограничения способности к трудовой деятельности "Первая" бессрочно.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
На момент возникновения спорных правоотношений порядок проведения обязательного государственного личного страхования лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел был утвержден постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 года N 295.
Пунктом 1 указанного постановления было установлено, что впредь до принятия соответствующих законодательных актов об обязательном государственном страховании лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели (смерти), увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения ими службы (военных сборов), в порядке и на условиях, предусмотренных постановлением.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 года N 295 Министерство внутренних дел Российской Федерации, другие заинтересованные министерства и ведомства осуществляют обязательное государственное личное страхование лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел через Российскую государственную страховую компанию и другие страховые организации.
При этом порядок оформления документов и выплаты страховых сумм по обязательному государственному личному страхованию в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации сотрудников органов (учреждений) внутренних дел на момент возникновения спорных правоотношений (22 мая 1993 года) был определен Инструкцией о порядке проведения обязательного государственного личного страхования военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов (учреждений) внутренних дел, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 17 мая 1993 года N 234 и утратившей силу в связи с изданием приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 декабря 1998 года N 825 "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России".
Выплата страховых сумм производилась филиалом страховой фирмы по месту жительства или прописки застрахованного путем перечисления денег во вклад на имя получателя в соответствующее учреждение Сберегательного банка России, выдачи чека на банк, перевода по почте за счет получателя по его выбору (пункт 3 Инструкции).
Общее руководство работой по обязательному государственному личному страхованию сотрудников органов (учреждений) внутренних дел осуществлялось Финансово-экономическим управлением МВД России, а оформление и сбор необходимых документов для представления в органы государственного страхования - соответствующими кадровыми аппаратами (пункт 14 Инструкции).
Контроль за работой органов внутренних дел по оформлению документов для представления в органы государственного страхования на выплату страховых сумм и своевременностью их выдачи застрахованным лицам возлагался на соответствующие кадровые аппараты МВД республик в составе Российской Федерации, управления (главные управления) внутренних дел автономной области, автономных округов, краев и др. (пункт 15 Инструкции).
Из приведенных нормативных положений указанных нормативных правовых актов следует, что лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел подлежали обязательному государственному личному страхованию на случай гибели (смерти), увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения ими службы.
При наступлении страхового случая обязанность по выплате страховых сумм в соответствующем размере была возложена на органы государственного страхования (страховые организации). Кадровые аппараты соответствующих органов (учреждений) внутренних дел по обращению застрахованного лица осуществляли оформление и выдачу документов, необходимых для принятия страховой организацией решения о выплате страховых сумм. Общее руководство работой по обязательному государственному страхованию лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел осуществляет Финансово-экономическое управление Министерства внутренних дел России.
Судебные инстанции к спорным отношениям положения указанных нормативных правовых актов не применили.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Приведенные доводы истца об обращении как в страховую компанию, так и в МВД России по РСО-Алания, последнее бездействовало, а страховая компания без надлежаще оформленных документов отказывала в её выплате, не были предметом исследования судебных инстанций и правовой оценки, хотя данное обстоятельство не отрицалось представителем ответчика. При этом последний пояснил, что подготовка документов для представления в страховую компанию на получение страховой выплаты производится органом внутренних дел.
Вопреки требованиям статьи 56 и части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды не установили обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора, в том числе не выяснили: по какой причине не были направлены документы истца с момента его обращения в Министерство внутренних дел России по РСО-Алания с заявлением о направлении в страховую компанию документов, необходимых для решения вопроса о страховых выплатах; не привлекли к участию в деле страховую компанию ОАО "Росгосстрах".
Кроме того, суды не учли, что в соответствии с частью 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации участие прокурора по делам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, является обязательным, в том числе по любым искам, по которым предъявлены такие требования. Однако судом первой инстанции не был разрешен вопрос о привлечении к участию в деле прокурора.
Судебные постановления по делу приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что, согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Ленинского районного суда города Владикавказ Республики Северная Осетия-Алания от 14 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 5 июня 2019 года отменить, направить гражданское дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе судей.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Мурзакова Р.Ф.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.