Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Черчага С.В, судей Камышовой Т.В, Нурмухаметовой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Титова А.С. к отделу Министерства внутренних дел России по городу Пятигорск, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю о перерасчете пенсии
по кассационной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 29 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 12 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нурмухаметовой Р.Р, объяснения представителя ГУ МВД России по Ставропольскому краю Протасевич А.А, действующего на основании доверенности N 11 от 1 января 2020 года, поддержавшего кассационную жалобу, возражения на кассационную жалобу Титова А.С, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Титов А.С. обратился в суд с иском к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Пятигорск, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю о перерасчете пенсии.
Обращаясь в суд, Титов А.С. указал, что с 12 ноября 2001 года он проходил службу в качестве милиционера охранно-конвойной службы изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД г. Лермонтова ГУВД Ставропольского края. Приказом N л/с от 29 ноября 2018 года истец уволен со службы по выслуге лет по пункту 4 части 2 статьи 82 ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ. Истцу назначена пенсия с 1 декабря 2018 года. Периоды службы:
с 12 ноября 2001 года по 10 сентября 2002 года и с 1 декабря 2004 года по 1 мая 2009 года в качестве милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания ОВД г. Лермонтова ГУВД Ставропольского края, с 1 мая 2009 года по 1 июля 2011 года в качестве старшины изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД г. Лермонтова ГУВД Ставропольского края, с 1 июля 2011 года по 18 июля 2013 года в качестве полицейского группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых отдела МВД Российской Федерации по г. Лермонтов ГУ МВД Российской Федерации по Ставропольскому краю, с 18 июля 2013 года по 1 ноября 2014 года в должности полицейского группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых отдела МВД Российской Федерации по г. Лермонтов ГУ МВД Российской Федерации по Ставропольскому краю засчитаны в календарном исчислении.
В льготном исчислении истцу было отказано, со ссылкой на отсутствие в Перечне должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии, утвержденном приказами МВД России от 9 октября 2004 года N 640, от 20 января 2016 года N 868, наименований занимаемых Титовым А.С. должностей. Истец считает, что в оспариваемые периоды в должностные обязанности милиционера охранно-конвойной службы входили обязанности, связанные с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. При утверждении нового штатного расписания наименование занимаемой истом должности работодатель не привел в соответствие с типовыми наименованиями должностей.
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 29 июля 2019 года требования Титова А.С. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 12 ноября 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении данного дела судебными инстанциями не допущено.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Нормы и порядок, определяющие право на пенсию за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел, установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами.
Право на пенсию за выслугу лет, в соответствии с пунктами "а" и "б" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1, имеют лица рядового и начальствующего составов, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
Подпункт "г" пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2000 года N 690), а также Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, за выполнение обязанностей по которым предоставляется право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденный приказом МВД России от 09 октября 2004 года N 640, действовавший до 3 августа 2006 года, единственным условием для льготного исчисления выслуги лет милиционерам и старшинам изолятора временного содержания предусматривали непосредственно осуществление в соответствии с должностными инструкциями функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. При этом условий относительно выполнения обязанностей в определенном подразделении в структуре изолятора временного содержания законодатель не предусматривал.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 года N 824 абзац 45 подпункта "г" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 после слов "в конвойных подразделениях милиции" дополнен словами "подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых".
Рассматривая приведенные выше требования Титова А.С, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались перечисленными выше нормативными актами и установили, что вопреки требованиям Приказа МВД России от 20 мая 2004 года N 309 об изменении Перечня должностей младшего начальствующего состава, соответствующих им специальных званий в подразделениях и учреждениях внутренних дел, в штатном расписании изолятора временного содержания, утвержденном приказом ГУВД по Ставропольскому краю от 12 августа 2004 года N 380, наименование должности "милиционер охранно-конвойной службы" не изменено, и исходя из осуществления истцом функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в должностях, поименованных в соответствующих перечнях, утвержденных приказом МВД России от 9 октября 2004 года N 640, утратившим силу с 20 декабря 2016 года, обоснованно включили спорные периоды в выслугу лет истца в льготном исчислении.
Данные выводы судов согласуются и с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, согласно которым отделение, группа охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, созданные в горрайоргане внутренних дел, имеющем изолятор временного содержания, во всех случаях является структурной частью изолятора временного содержания, а сотрудники органа внутренних дел, проходившие службу в таком взводе (отделении) в должностях, предусмотренных подразделом "Взвод (отделение) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания" (строки 14 - 19) Перечня должностей, имеют право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий (решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2012 года N АКПИ12-1138).
Доводы кассатора в жалобе о том, что в спорные периоды истец нес службу в должностях, непредусмотренных Перечнем должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденным приказом МВД России от 20 декабря 2016 года N 868, отклоняются.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, на оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах и на переоценку доказательств по делу, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 29 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 12 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Пятигорского городского суда Ставропольского края от 29 июля 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 12 ноября 2019 года отменить.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Камышова Т.В.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.