Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия (далее также Управление, УФК по Республике Мордовия) Соколовой О.В. (далее Соколова О.В.) на вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 06 ноября 2019 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении первого заместителя руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия Шаронова Н.С. (далее Шаронов Н.С.), установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия Соколовой О.В. от 06 февраля 2019 года N 19-30/1-2019 должностное лицо - первый заместитель руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия Шаронов Н.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 20 000 рублей.
Также постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия Соколовой О.В. от 06 февраля 2019 года N 19-30/2-2019 первый заместитель руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия Шаронов Н.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 20 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 03 сентября 2019 года жалоба Шаронова Н.С. на процессуальные акты должностного лица удовлетворена частично, постановления заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия от 06 февраля 2019 года N 19-30/1-2019 и N 19-30/2-2019, вынесенные по делам об административных правонарушениях, предусмотренным частью 1 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменены, Шаронову Н.С. назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 20 000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 06 ноября 2019 года состоявшиеся по делу процессуальные решения отменены, производство по делу об административном правонарушении в отношении Шаронова Н.С. прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановления по делам об административных правонарушениях, Соколова О.В. просит отменить судебный акт, приводя доводы о незаконности. В доводах жалобы полагает несостоятельными выводы судьи об отсутствии на момент возбуждения в отношении Шаронова Н.С. дел об административных правонарушениях достаточных данных, свидетельствующих о наличии событий вменяемых административных правонарушений.
В возражениях на данную жалобу, защитник Шаронова Н.С. - адвокат Шаронова Н.Н. полагает судебный акт законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению.
Изучение доводов жалобы и возражений на нее в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалов дела об административном правонарушении, свидетельствует об отсутствии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что определениями контролера-ревизора контрольно-ревизионного отдела в сфере силовых ведомств и судебной системы УФК по Республике Мордовия Гордеева Г.В. от 28 декабря 2018 года N 22-16/20 и N 22-16/21 на основании служебных записок исполняющего обязанности начальника отдела функционирования контрактной системы Управления Бурениной Т.И. в отношении Шаронова Н.С. возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по ним назначено проведение административного расследования (том 1 л.д. 119-120, том 2 л.д. 53-55).
24 января 2019 года должностным лицом Управления в отношении первого заместителя руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия Шаронова Н.С. составлены протоколы N 22-16/20 и N 22-16/21 об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (том 1 л.д. 111-118, том 2 л.д. 31-36).
Согласно содержанию протоколов об административных правонарушениях должностным лицом Управления на основании материалов контрольных мероприятий установлены факты нарушения Шароновым Н.С. требований части 3 статьи 18, пункта 2 части 3, части 6 статьи 21, статьи 22 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный закон N 44-ФЗ), выразившиеся в том, что в План-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденный первым заместителем руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия Шароновым Н.С. и размещенный в Единой информационной системе (далее ЕИС) 12 сентября 2018 года (далее План-график от 12 сентября 2018 года), включены закупки "Поставка канцелярских товаров" с начальной максимальной ценой контракта (далее НМЦК) в размере 300 000 рублей, с указанием единицы измерения, не идентифицирующей количество поставляемого товара (протокол N 22-16/20), а также закупки "Услуги перевозки водители декабрь", обоснование НМЦК которой не соответствует требованиям Федерального закона N 44-ФЗ (N 22-16/21).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Шаронова Н.С. постановлениями заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия Соколовой О.В. от 06 февраля 2019 года N 19-30/1-2019 и N 19-30/2-2019 к административной ответственности, предусмотренной вменяемой нормой.
Проверяя дела об административных правонарушениях по жалобе Шаронова Н.С, поданной в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда пришел к выводу об объединении дел об административных правонарушениях в одно производство, изменении процессуальных решений в части административных наказаний, назначив должностному лицу Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия административный штраф в сумме 20 000 рублей. В остальной части постановления должностного лица оставлены без изменения.
Отменяя указанные процессуальные акты и прекращая производство по делу, судья Верховного Суда Республики Мордовия исходил из того, что должностными лицами Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия нарушен порядок привлечения Шаронова Н.С. к административной ответственности. Кроме того, на момент возбуждения дел об административных правонарушениях данных, свидетельствующих о наличии событий вменяемых противоправных деяний, у органа финансового контроля не имелось.
Указанные выводы судьи Верховного Суда Республики Мордовия соответствуют обстоятельствам дела и положениям законодательства, регулирующего правоотношения в рассматриваемой сфере.
Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1092 (в редакции от 27 августа 2016 года) (далее Правила) определяют порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, в том числе во исполнение статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ.
Пунктом 5 данных Правил определено, что внеплановые контрольные мероприятия осуществляются на основании решения руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа), принятого в случае получения должностным лицом Федерального казначейства (его территориального органа) в ходе исполнения должностных обязанностей информации о нарушениях законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Федерального казначейства, в том числе из средств массовой информации (абзац 3 пункта 5).
При этом в данном случае решение о проведении территориальным органом Федерального казначейства внепланового контрольного мероприятия принимается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Федерального казначейства по согласованию с руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства.
Должностными лицами Федерального казначейства, осуществляющими контроль в финансово-бюджетной сфере, являются руководитель Федерального казначейства (его территориального органа); заместители руководителя Федерального казначейства (его территориального органа), к компетенции которых относятся вопросы осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере; руководители (заместители руководителей) структурных подразделений центрального аппарата Федерального казначейства (его территориального органа), ответственные за организацию осуществления контрольных мероприятий; иные федеральные государственные гражданские служащие Федерального казначейства (его территориального органа), уполномоченные на участие в проведении контрольных мероприятий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа), включаемые в состав проверочной (ревизионной) группы (пункт 9 Правил).
Согласно пункту 11 Правил должностные лица, указанные в пункте 9 настоящих Правил, обязаны: соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности (подпункт "б"); проводить контрольные мероприятия в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) (подпункт "в"); знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта контроля (с копией приказа (распоряжения) и удостоверением на проведение выездной проверки (ревизии), с приказом (распоряжением) о приостановлении, возобновлении и продлении срока проведения проверки (ревизии), об изменении состава проверочной (ревизионной) группы, а также с результатами контрольных мероприятий (актами и заключениями) (подпункт "г").
Контрольное мероприятие проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) о его назначении, в котором указываются наименование объекта контроля, проверяемый период при последующем контроле, тема контрольного мероприятия, основание проведения контрольного мероприятия, состав должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия, срок проведения контрольного мероприятия, перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия (пункт 29 Правил).
При выявлении в ходе проведения контрольных мероприятий административных правонарушений должностные лица Федерального казначейства (его территориального органа) возбуждают дела об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 77).
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении согласно части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно примечанию к данной статье, при наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки.
Исходя из указанных положений нормативных документов, регулирующих возникшие правоотношения, в случае обнаружения должностным лицом Федерального казначейства или его территориального органа признаков административного правонарушения при проведении мероприятий по контролю в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ должностное лицо, выявившее вышеуказанные признаки, в установленном порядке должно сформировать комплект документов, подтверждающий факт совершения административного правонарушения, и передать его должностному лицу соответствующего органа Федерального казначейства, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, в целях решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом проведение контрольного мероприятия и закрепление его результатов должны соответствовать порядку, определенному соответствующими Правилами.
Как установлено судьей Верховного Суда Республики Мордовия 18 декабря 2018 года УФК по Республике Мордовия в порядке, предусмотренном абзацем 3 пункта 5 Правил, обратилось в Федеральное казначейство по вопросу согласования проведения внепланового контрольного мероприятия в финансово-бюджетной сфере в отношении объекта контроля - Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия, в чем территориальному органу было отказано (том 4 л.д. 18, 19).
Из содержания служебных записок исполняющего обязанности начальника отдела функционирования контрактной системы УФК по Республике Мордовия Бурениной Т.И, датированных 13 ноября 2018 года и 13 ноября 2019 года следует, что должностным лицом УФК при осуществлении контроля в порядке части 5 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ в деятельности Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия установлены признаки административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данных о наличии соответствующего распоряжения приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) о назначении контрольного мероприятия на предмет соблюдения требований Федерального закона N 44-ФЗ в деятельности объекта контроля, составлении акта по итогам контрольного мероприятия, материалы дела не содержат.
Определениями от 28 декабря 2018 года должностным лицом УФК в отношении Шаронова Н.С. возбуждены дела об административных правонарушениях, 24 января 2019 года составлены соответствующие протоколы об административных правонарушениях, явившиеся основанием для последующего привлечения должностного лица к административной ответственности.
При этом как следует из материалов дела и установлено судом документы, положенные в основу определений о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, от 28 декабря 2018 года, а именно, служебные записки исполняющего обязанности начальника отдела функционирования контрактной системы УФК по Республике Мордовия Бурениной Т.И, датированные 13 ноября 2018 года и 13 ноября 2019 года, а также скриншоты сайта zakupki.gov.ru, указанные в качестве оснований для возбуждения дел об административных правонарушениях, получены должностным лицом, возбудившим дело, только 20 февраля 2019 года после их рассмотрения по существу (том 1 л.д. 155-159, том 4 л.д. 149-150).
С учетом вышеизложенного судьей Верховного Суда Республики Мордовия сделан обоснованный вывод, что у должностного лица органа финансового контроля на момент возбуждения в отношении Шаронова Н.С. дел об административных правонарушениях (28 декабря 2018 года) отсутствовали данные, полученные в установленном законом порядке и указывающие на наличие событий административных правонарушений.
По вышеизложенным основаниям судья Верховного Суда Республики Мордовия пришел к выводу об отмене постановлений должностного лица и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу об административном правонарушении по пункту 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что оспаривается должностным лицом, вынесшим постановление.
Вопреки доводам настоящей жалобы судья Первого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает причин для несогласия с выводами, изложенными в решении судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 06 ноября 2019 года.
В рассматриваемом случае основания для отмены состоявшихся по делу процессуальных решений и прекращения производства по делу у судьи имелись.
Содержащиеся в настоящей жалобе доводы не ставят под сомнение отраженные в судебном акте выводы.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Кроме того в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Принимая во внимание положения статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и учитывая, что на момент рассмотрения в Первом кассационном суде общей юрисдикции жалобы должностного лица срок давности привлечения Шаронова Н.С. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, а производство по делу в отношении последнего было прекращено, возможность возобновления производства по данному административному делу и правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности событий административных правонарушений утрачена.
При таких обстоятельствах решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 06 ноября 2019 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении первого заместителя руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия Шаронова Н.С, отменено быть не может.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 06 ноября 2019 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении первого заместителя руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия Шаронова Н.С, оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия Соколовой О.В. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.