Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу главы администрации Куяшского сельского поселения Аверина В.А. на постановление мирового судьи судебного участка N1 Кунашакского района Челябинской области от 14 августа 2019 года, решение судьи Кунашакского районного суда Челябинской области от 16 октября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Куяшского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N1 Кунашакского района Челябинской области от 14 августа 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Кунашакского районного суда Челябинской области от 16 октября 2019 года, администрация Куяшского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области (далее также - администрация Куяшского сельского поселения, администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, глава администрации Куяшского сельского поселения Аверин В.А. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно пункту 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, помимо прочего, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства.
В силу части 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что земельный участок по адресу Челябинская область, Кунашакский район, примерно в 600 метрах от ориентира с. Большой Куяш по направлению на запад по автодороге с. Большой Куяш - п. Метлино, площадью 4937 кв.м, кадастровый номер "данные изъяты" категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства (далее - земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты") принадлежит администрации Куяшского сельского поселения.
По результатам проверки соблюдения требований земельного законодательства установлено ненадлежащее использование земельного участка - в нарушение статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации захламление земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" сельскохозяйственного назначения на площади 0, 5 га отходами производства и потребления.
В связи с выявленным нарушением администрации выдано предписание N240/026482 от 20 ноября 2018 года об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, которым предписано в срок до 15 июля 2019 года устранить допущенные нарушения, указано, что для исполнения предписания необходимо: провести очистку и вывоз отходов производства и потребления с территории земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением - для ведения сельскохозяйственного производства, в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с распоряжением временно исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Челябинской области N323-ЗН от 26 июня 2019 года в отношении администрации Куяшского сельского поселения с целью проведения мероприятий по контролю за исполнением ранее выданного предписания N240/026482 от 20 ноября 2018 года проведена внеплановая выездная проверка. О проведении проверки уведомлен законный представитель юридического лица.
В рамках проверки произведен осмотр территории земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" на площади 0, 49 га выявлено размещение свалки ТКО, а именно захламление земельного участка отходами производства и потребления. Актом проверки N323-ЗН от 16 июля 2019 года зафиксирован факт невыполнения предписания N240/026482 от 20 ноября 2018 года в установленный в нем срок до 15 июля 2019 года.
Ранее постановлением мирового судьи судебного участка N1 Кунашакского района Челябинской области от 28 декабря 2018 года, вступившим в законную силу 29 января 2019 года, администрация Куяшского сельского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с указанными обстоятельствами в отношении юридического лица составлен протокол N 323/2294 от 16 июля 2019 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства повторного невыполнения юридическим лицом в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный земельный надзор, подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: протоколом по делу об административном правонарушении N 323/2294 от 16 июля 2019 года (л.д.18-19), распоряжением 3232-ЗН от 26 июня 2019 года (л.д.2-4) уведомлением о проведении проверки (л.д.5), выпиской из ЕГРН (л.д.6-8), предписанием N240/026482 от 20 ноября 2018 года (л.д.10), актом осмотра территории от 16 июля 2019 года (л.д.11), обмером площади земельного участка (л.д.12), схематическим чертежом (л.д.13), фототаблицей (л.д.14), актом проверки N323-ЗН от 16 июля 2019 года (л.д.15-17), постановлением от 28 декабря 2018 года (л.д.25-26), а также другими материалами дела, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности администрации в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено.
Предписание об устранении выявленных нарушений N240/026482 от 20 ноября 2018 года вынесено уполномоченным должностным лицом по результатам проведенной проверки, сведений о признании предписания незаконным не имеется. В установленный срок предписание не исполнено. Факт невыполнения предписания установлен в результате проведения проверки, имевшей под собой законные основания, проведенной с соблюдением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", сведений о признании проверки и ее результатов незаконными не имеется. Факт невыполнения предписания зафиксирован в акте проверки и подтвержден иными материалами дела.
Вопреки доводам жалобы каких-либо сомнений, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" относится именно к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, не имеется. Ссылки в жалобе на свидетельство о регистрации, постановление Кунашакского муниципального района, письмо Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области не ставят под сомнения сведения, содержащиеся в выписке ЕГРН, имеющейся в материалах дела, где категория земель и вид разрешенного использования четко обозначены.
Обстоятельства того, что администрацией Кунашакского муниципального района не утверждена схема территориального планирования, не свидетельствуют о неисполнимости выданного предписания. Не свидетельствует о неисполнимости предписания и недостаток финансирования на рекультивацию, и отказ в переводе земель в другую категорию из категории земель сельскохозяйственного назначения, поскольку совершение указанных действий предписанием не предписывалось.
Приведенные в жалобе ссылки на переписку с Министерством имущества, на письмо администрации района в адрес Губернатора Челябинской области о принятии надлежащих мер для исполнения предписания не свидетельствуют, поскольку касаются иных временных периодов (за пределами сроков выдачи и исполнения предписания), требованиям относимости в рамках рассматриваемого дела не отвечают. При этом сами по себе приведенные в указанных документах обстоятельства также не свидетельствуют о невозможности исполнения предписания именно администрацией Куяшского сельского поселения.
Ссылки на полномочия администрации поселения в части ТБО, закрепленные в Уставе Кунашакского муниципального района, вины администрации в совершении вмененного правонарушения не исключают, поскольку она является субъектом вмененного административного правонарушения и в ее действиях содержится объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанные в жалобе обстоятельства, что администрация Куяшского сельского поселения не занимается хозяйственной деятельностью по утилизации отходов, в рамках своих полномочий лишь участвует в организации деятельности по накоплению и транспортировке твердых коммунальных отходов, отсутствует подтверждение, что именно администрация Куяшского сельского поселения захламила отходами производства и потребления земельный участок, не указывают на то, что администрация является ненадлежащим субъектом.
В настоящем случае именно администрации Куяшского сельского поселения выдано предписание, и именно данная администрация к установленному сроку предписание не выполнила. При этом предписание выдано администрации Куяшского сельского поселения не как лицу, занимающемуся хозяйственной деятельностью по размещению ТБО, а как собственнику земельного участка, на которого возложены обязанности, неисполнение которых привело к выявленным нарушениям, и устранение которых входит в полномочия собственника земельного участка.
Факт неисполнения предписания администрацией (как надлежащим субъектом административного правонарушения) к установленному в нем сроку при отсутствии сведений о неисполнимости предписания (а также при отсутствии обращений в административный орган за продлением срока исполнения предписания), с учетом повторности совершения правонарушения, свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы администрации о незаконности неоднократного привлечения к административной ответственности за неисполнение одного и того же предписания вызваны ошибочным толкованием закона применительно к возникшим правоотношениям.
Частью 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Между тем, указанное требование закона к рассматриваемой ситуации не применимо. В настоящем случае администрация привлечена к ответственности за совершение правонарушения в виде невыполнения предписания N240/026482 от 20 ноября 2018 года, в определенных месте и времени. За совершение указанного нарушения администрация два раза не привлекалась. То обстоятельство, что требования невыполненного предписания повторяют требования ранее выданного и неисполненного предписания, не свидетельствует о повторном привлечении к административной ответственности за невыполнение настоящего предписания.
Ссылки на иные судебные акты в отношении иных лиц (как юридических, так и должностных) правового значения при рассмотрении настоящего дела не имеют, поскольку касаются иных обстоятельств, иных доказательств, иных событий. Какой-либо преюдиции с делом, в котором рассматривался в вопрос о привлечении к ответственности должностного лица в 2017 году, не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основании обстоятельствами, и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования в части законности и обоснованности привлечения к административной ответственности.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия администрацией Куяшского сельского поселения всех зависящих мер для выполнения в установленный срок требований предписания по устранению выявленных нарушений в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным, в действиях администрации судебными инстанциями правомерно установлен факт невыполнения в установленный срок предписания органа, осуществляющего государственный земельный надзор об устранении нарушений земельного законодательства, что указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом обстоятельств привлечения администрации к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по постановлению мирового судьи судебного участка N1 Кунашакского района Челябинской области от 28 декабря 2018 года, вступившем в законную силу 29 января 2019 года, принимая во внимание положения статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенное администрацией нарушение закона правомерно квалифицировано по части 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом, в присутствии законного представителя, которому разъяснены права. Копия протокола вручена законному представителю юридического лица.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Требования территориальной подсудности соблюдены.
Административное наказание в виде штрафа назначено юридическому лицу ниже минимального размера предусмотренного санкцией части 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом требований статей 3.1, 3.5, пунктов 3.2 и 3.3 части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обоснованным и справедливым. Оснований для признания правонарушения малозначительным, исходя из установленных обстоятельств дела, не имеется.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
При рассмотрении дела мировым судьей и пересмотре дела судьей районного суда администрация извещена надлежащим образом, в судебных заседаниях принимал участие законный представитель администрации Куяшского сельского поселения, а также защитник, возможности обосновывать свою позицию, в том числе путем заявления ходатайств, администрация лишена не была, как не была лишена возможности реализации иных процессуальных прав. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N1 Кунашакского района Челябинской области от 14 августа 2019 года, решение судьи Кунашакского районного суда Челябинской области от 16 октября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Куяшского сельского поселения оставить без изменения, жалобу главы администрации Куяшского сельского поселения Аверина В.А. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.