Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Савельевой Л.А, судей Ермолаевой Л.П, Загайновой А.Ф, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Юсупова Фирузджона Абдукаримовича на решение Пыть-Яхского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 октября 2019 года по административному делу N2а-377/2019 по административному исковому заявлению Юсупова Фирузджона Абдукаримовича о признании незаконным решения об отказе в выдаче вида на жительство, заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Юсупов Ф.А. обратился в суд с административным иском к Управлению Министерства внутренних дел России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление МВД по ХМАО-Югре) о признании незаконным решения об отказе в выдаче вида на жительство.
В обоснование заявленных требований указал, что 23 октября 2018 года он обратился к ответчику с заявлением о выдаче вида на жительство в Российской Федерации, в выдаче вида на жительство ему было отказано в связи с непредставлением доказательств возможности содержать себя и членов его семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства. Указанный отказ считает незаконным, так как его среднемесячный доход превышает прожиточный уровень, установленный в ХМАО - Югре.
Решением Пыть-Яхского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 октября 2019 года, в удовлетворении требований административного истца отказано.
Не согласившись с принятым решением, Юсупов Ф.А. обратился в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов судов, обстоятельствам административного дела. В обоснование доводов жалобы указывает, что суды неверно определили период, за который подлежит установлению размер среднемесячного дохода, в целях выяснения возможности Юсупову Ф.А. содержать себя и членов его семьи. Полагает, что доход подлежит определению за очередной год, но не за весь период пребывания с момента выдачи ему разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Административный истец Юсупов Ф.А, административный ответчик Управление МВД по ХМАО-Югре, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Как установлено судами, Юсупов Ф.А. является гражданином Республики "данные изъяты".
Решением Управления Министерства внутренних дел по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 23.08.2016 N3829/2016 истцу разрешено временное проживание в Российской Федерации сроком до 23.08.2019. Истец зарегистрирован по месту жительства по адресу: "данные изъяты".
26 октября 2018 года Юсупов Ф.А. обратился в УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре с заявлением о выдаче вида на жительство в Российской Федерации (л.д.50, 51).
24.04.2019 Управлением МВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре утверждено заключение об отказе Юсупову Ф.А. в выдаче вида на жительство на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" со ссылкой на необходимость подтверждения доходов за период с 13.09.2016 по 26.10.2018 г. и не предоставление доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства (л.д.48).
Считая указанное решение незаконным, противоречащим нормам законодательства Российской Федерации, истец обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суды пришли к выводу о необходимости подтверждения доходов за указанный в заключении УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу период времени и отсутствии соответствующих документов у административного истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации и правоотношения с их участием регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) и Федеральным законом от 15.08.1996 N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ от 15.08.1996).
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ, вид на жительство может быть выдан иностранному гражданину, прожившему в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в том числе в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (пункт 4).
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 115-ФЗ, вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин: не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным.
Согласно пункту 5 статьи 8 указанного Федерального закона порядок выдачи вида на жительство, форма заявления о выдаче вида на жительство, а также порядок подачи заявления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2007 года N 91 утверждены Правила определения среднемесячного дохода иностранного гражданина или лица без гражданства и среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина или лица без гражданства (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил установлено, что среднемесячный доход иностранного гражданина и среднемесячный среднедушевой доход члена семьи иностранного гражданина определяется в целях установления их соответствия уровню прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого иностранному гражданину разрешено временное проживание.
Согласно пункту 4 указанных Правил, определение среднемесячного дохода иностранного гражданина и среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина осуществляется территориальным органом Федеральной миграционной службы на основании документов, свидетельствующих о доходах иностранного гражданина и членов семьи иностранного гражданина, предъявляемых иностранным гражданином в соответствии с пунктом 9 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, при подаче уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил, расчет среднемесячного дохода производится исходя из суммы доходов иностранного гражданина (сумм доходов членов семьи иностранного гражданина), полученных в течение очередного года с даты выдачи иностранному гражданину разрешения на временное проживание.
В силу с пункта 9 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание.
Неисполнение данной обязанности является административным проступком, влекущим наложение соответствующих санкций.
Материалами дела установлено, что разрешение на временное проживание в Российской Федерации выдано Юсупову Ф.А. 23 августа 2016 г.
Во исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 9 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ Юсупову Ф.А. надлежало в срок до 23.10 2017 и до 23.10.2018 подавать уведомления о подтверждении проживания в Российской Федерации с приложением документов подтверждающих размер и источник дохода за каждый очередной год.
Сведений о неисполнении данной обязанности и применении в силу этого к Юсупову А.Ф. административных санкций административным ответчиком не представлено.
С заявлением о выдаче вида на жительство Юсупов Ф.А. обратился 26 октября 2018 года.
С учетом пункта 5 Правил, он должен был подтвердить свой доход за период с октября 2017 года по дату подачи заявления.
В этот период величина прожиточного минимума устанавливалась постановлениями Правительства ХМАО - Югры:
за 4 квартал 2017 года от 26 января 2018 года N 12-п в размере 15261 рублей для трудоспособного населения;
за 1 квартал 2018 года от 27 апреля 2018 года N 135-п в размере 15356 рублей для трудоспособного населения;
за 2 квартал 2018 года от 27 июля 2018 года N 225-п в размере 15551 рублей для трудоспособного населения;
за 3 квартал 2018 года от 25 октября 2018 года N 392-п в размере 15646 рублей для трудоспособного населения;
Таким образом, доход административного истца, позволяющий содержать себя в Российской Федерации за указанный период времени должен был составлять не менее 185 469 рублей 00 копеек.
Из заключения старшего инспектора отдела разрешительно-визовой работы следует, что к заявлению о выдаче вида на жительства Юсуповым Ф.А. представлены налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за период с октября 2017 года по сентябрь 2018 года, а именно: за налоговый период октябрь-декабрь 2017 года (код) 24 - на сумму 36723, 00 рублей; за налоговые периоды январь-март 2018 года (код) 21 - 52959 руб.00 коп, за налоговый период апрель-июнь 2018 года (код)22 - 52959 руб. 00 коп, за налоговый период июль-сентябрь 2018 года (код) 23 - 52959 руб. 00 коп, итого на сумму 195 600 рублей.
Таким образом, заявителем подтверждено наличие у него доходов, обеспечивающих ему при проживании в Российской Федерации прожиточный минимум.
Выводы судов о необходимости предоставления в миграционный орган документов за период, составляющий более чем очередной год с даты выдачи иностранному гражданину разрешения на временное проживание, не основаны на нормах действующего законодательства.
При таких обстоятельствах оспариваемое заключение УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 24.04.2019 об отказе Юсупову Ф.А. в выдаче вида на жительство, не может быть признано законным.
Поскольку фактические обстоятельства дела судами установлены, судебная коллегия полагает возможным принять новое решение, не передавая дело на повторное рассмотрение.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пыть-Яхского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 октября 2019 года отменить.
Принять новый судебный акт не передавая административное дело на новое рассмотрение, Признать незаконным решение Управления Министерства внутренних дел по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 24 апреля 2019 года N 273/2019/86 об отказе в выдаче гражданину Таджикистана Юсупову Фирузджону Абдукаримовичу вида на жительство.
Обязать Управление Министерства внутренних дел по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре повторно рассмотреть заявление Юсупова Фирузджона Абдукаримовича о выдаче вида на жительство.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.