Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Савельевой Л.А, судей Ермолаевой Л.П, Загайновой А.Ф, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калашникова Владимира Александровича, Калашникова Владимира Владимировича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 23 октября 2019 года по административному делу N 2а-994/2019 по административному исковому заявлению Калашникова Владимира Александровича, Калашникова Владимира Владимировича о признании незаконным ненормативного правового акта, заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Калашников В.А, Калашников В.В. обратились в суд с административным исковым явлением о признании незаконным постановления Администрации Березовского уродского округа N 615 от 24 июля 2018 года "Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, по адресу: "данные изъяты"".
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что 28 февраля 2019 года им стало известно о том, что постановлением администрации Березовского городского округа Свердловской области N 615 от 24 июля 2018 г. изъят для муниципальных нужд земельный участок площадью 3800 кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", на котором расположено домовладение N "данные изъяты", а также принадлежащее им по "данные изъяты" доле в праве собственности жилое помещение - квартира N "данные изъяты" площадью 72, 8 кв.м. Полагают, что принятый административным ответчиком ненормативный акт затрагивает имущественные и неимущественные права административных истцов, лишает их объекта недвижимости, при этом административным ответчиком цели изъятия земельного участка не определены, муниципальная нуждаемость в изъятии земельного участка и жилого помещения не названа, сроки процедуры изъятия не определены, условия компенсации убытков собственникам, их размер, критерии, смещение, гарантии в постановлении не указаны.
Решением Березовского городского суда Свердловской области от 29 мая 2019 года требования административных истцов удовлетворены, признано незаконным оспариваемое постановление администрации Березовского городского округа.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 23 октября 2019 года решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требований административных истцов отказано.
Не согласившись с судебным актом суда апелляционной инстанции, Калашников В.А, Калашников В.В. (далее так же - заявители) 09 января 2020 года обратились в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просят отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов судов, обстоятельствам административного дела. Полагают выводы суда апелляционной инстанции сделанными без учета того, что обжалуемое постановление нарушает их имущественные и неимущественные права, т.к. незаконно лишает их объекта жилой собственности. Настаивают на том, что фактически муниципальная нуждаемость в изъятии земельного участка отсутствует, а ненормативный акт органом местного самоуправления принят без судебного разрешения судьбы прав и обязанностей собственников домовладения. Кроме того в просительной части кассационной жалобы её подателями поставлен вопрос об отмене решения Березовского городского суда Свердловской области от 29 мая 2019 года. В судебном заседании представитель административных истцов Бельмесов В.И. пояснил, что административные истцы не оспаривают решение суда первой инстанции по существу, но не согласны с мотивировочной частью решения ввиду её неполноты. При таких обстоятельствах судебная коллегия кассационного суда пришла к выводу о том, что решение суда первой инстанции предметом обжалования в рамках поданной кассационной жалобы не является.
Административный истец Калашников В.А. и его представитель Бельмесов В.И. в судебном заседании на удовлетворении кассационной жалобы настаивали по приведенным в жалобе основаниям.
Административный истец Калашников В.В. в судебное заседание не явился, извещен.
Администрация Березовского уродского округа представителя в судебное заседание не направила, представила возражения на кассационную жалобу, согласно которым полагает основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствующими.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных решений, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судами и следует из содержания судебных актов, Калашников В.А, Калашников В.В. на основании договора передачи квартиры в собственность граждан N 15327 от 25 июня 2012 года являются собственниками жилого помещения в виде квартиры общей площадью 72, 8 кв.м, расположенной по адресу: "данные изъяты", на праве общей долевой собственности, в размере ? доли каждый.
07 августа 2008 года межведомственной комиссией, состав которой был установлен постановлением Главы Березовского городского округа от 20 апреля 2007 года N 166 "О несении изменений в постановление главы муниципального образования от 06 мая 2002 ода N 225 "Об утверждении Перечня мероприятий целевой программы "Переселение граждан муниципального образования "г. Березовский" из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2002-2010 годах", был обследован многоквартирный дом по адресу: "данные изъяты", и установлено, что ом не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому дому, имеет общий процент физического износа 44% по состоянию на 26 октября 2017 года, проведение капитального ремонта признано экономически нецелесообразным, дом признан непригодным для проживания.
Согласно заключению о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания N 40 от 27 августа 2008 года жилые помещения в многоквартирном доме по адресу: "данные изъяты", признаны непригодными для постоянного проживания, так как ведение восстановительных работ экономически нецелесообразно, а также техническое состояние дома и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования, дом признан аварийным и ежащим сносу.
Постановлением Правительства Свердловской области от 10 июня 2013 года N 727- утверждена региональная адресная программа "Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах", в соответствии с главой 3 которой переселение граждан из аварийного жилищного фонда будет реализовано до 01 сентября 2017 года, в Перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих сносу (реконструкции) (приложение N 1 региональной адресной граммы), под номером 826 включен дом по адресу: "данные изъяты", с планируемой датой окончания переселения - март 2017 года. Березовский городской округ является участником вышеуказанной граммы как муниципальное образование, на территории которого находятся многоквартирные дома, признанные аварийными до 01 января 2012 года в связи с физическим износом в процессе эксплуатации и подлежащие сносу или реконструкции, выполнившее условия, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона от 21 ля 2007 года N 185 "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального зяйства", и реализующее мероприятия по переселению граждан за счет финансовой поддержки Фонда.
Постановлением Администрации Березовского городского округа Свердловской области от 13 октября 2015 года N 593 утверждена муниципальная адресная программа "О переселении граждан Березовского городского округа из аварийного жилищного фонда в 13-2017 годы", в перечень аварийных многоквартирных жилых домов включен многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "данные изъяты"
24 июля 2018 года Администрацией Березовского городского округа Свердловской области вынесено оспариваемое административными истцами постановление N 615 "Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, по адресу: "данные изъяты", (л.д.88-89), которым постановлено изъять для муниципальных нужд земельный участок улице "данные изъяты" площадью 3800 м, кадастровый "данные изъяты", категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения дома малоэтажной жилой застройки (пункт 1); в связи с изъятием земельного участка, указанного в пункте 1 постановления, изъять путем выкупа жилое помещение - квартиру N "данные изъяты", общей площадью 72, 8 кв.м, находящуюся по адресу: город "данные изъяты"пункт 2); Комитету по управлению имуществом Березовского городского округа в порядке и сроки, установленные действующим законодательством (ФИО1 заступить заказчиком работ по оценке изымаемого жилого помещения, включающей рыночную стоимость жилого помещения, рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причинённые собственникам жилого помещения его изъятием; направить собственникам жилого помещения, подлежащего изъятию уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для муниципальных а также проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд (пункт 3).
Указанное постановление опубликовано в общественно-политической газете Березовский рабочий", выпуск N 42 (10215) от 01 августа 2018 года, а также на сайте.
Согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от 31 июля 2018 года, выпискам от 12 ноября 2018 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о принятом решении об изъятии земельного участка, с кадастровым номером "данные изъяты".
16 ноября 2018 года Администрацией Березовского городского округа в адрес Калашникова В.А, Калашникова В.В. направлено письмо с приложением выписки из Единого государственного реестра недвижимости, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемого объекта недвижимости, постановления N 615 от 24 июля 2018 года, а также Соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд.
Отменяя решение Березовского городского суда Свердловской области от 29 мая 2019 года, которым было требования административных истцов были удовлетворены, судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда обоснованно руководствовалась следующим.
В силу пункта 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Оспариваемым по настоящему делу постановлением администрации Березовского городского округа земельный участок изъят в связи с признанием жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
Законность данного постановления являлась предметом проверки при рассмотрении Арбитражным судом Свердловской области спора по делу А60-72283/2018. Обращение в арбитражный суд товарищества собственников недвижимости "Интеллект-Строй" по данному делу в силу пункта 8 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации было обусловлено интересами собственников дома, признанного аварийным и подлежащим сносу - Калашникова В.А, Калашникова В.В. Данные лица были привлечены к участию в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора. Решением арбитражного суда от 22 апреля 2019 года в удовлетворении требований о признании недействительным постановления администрации Березовского городского округа N 615 от 24 июля 2018 года "Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, по адресу: "данные изъяты"" было отказано. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2019 решение суда оставлено без изменения и вступило в законную силу.
При названных обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда пришла к обоснованному выводу о том, что обращение Калашникова В.А, Калашникова В.В. 29 апреля 2019 года с административным исковым заявлением по настоящему административному делу направлено на преодоление состоявшегося на день обращения в суд судебного акта Арбитражного суда Свердловской области.
Так же верным является вывод судебной коллегии областного суда об отсутствии оснований для принятия судом первой инстанции иного решения, противоречащего вступившему в законную силу судебному акту арбитражного суда.
Кроме того судом апелляционной инстанции установлено, что об утверждении списка граждан, подлежащих переселению из аварийного жилья в 2017 году в Березовском горском округе, и реализации региональной адресной программы "Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах", административным истцам стало известно еще 31 июля 2017 года.
Доводы подателя жалобы о том, что обжалуемое постановление нарушает их имущественные и неимущественные права, т.к. незаконно лишает их объекта жилой собственности подлежат отклонению, т.к. законодателем предусмотрен определенный механизм защиты прав собственников при переселении их из аварийного жилого помещения, решение вопросов, в том числе о соответствии предлагаемого к переселению жилого помещения, достигается путем соглашения сторон о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.
Согласно пункту 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
При не достижении соглашения о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого, спор о размере выкупной стоимости земельного участка и жилого помещения, подлежащих изъятию для муниципальных нужд, подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства и не является предметом рассмотрения в рамках настоящего дела.
С учетом изложенного оспариваемое в кассационной жалобе апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 23 октября 2019 года принято при правильном применении норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам административного дела, предусмотренные статей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для его отмены или изменения в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 23 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Калашникова Владимира Александровича, Калашникова Владимира Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.