Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А, судей Малоедовой Н.В, Гончаренко Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1485/2019 по иску Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов к Овсянникову Сергею Петровичу, Белых Вадиму Николаевичу, Заховайко Дмитрию Валерьевичу, Еремеевой Елене Ильиничне, Тверской Надежде Ивановне, Гусейнову Эльчину Исраиль оглы о предоставлении доступа к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома, по кассационной жалобе Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов обратился в суд с иском к Овсянникову С.П, Белых В.Н, Заховайко Д.В, Еремеевой Е.И, Тверской Н.И. и Гусейнову Э.И. о возложении обязанности на собственников жилых помещений NN "данные изъяты" предоставить доступ к общему имуществу многоквартирного дома - инженерным сетям водоотведения, расположенным в этих помещениях, для проведения работ по капитальному ремонту данных инженерных сетей, который будет производиться ООО "НТСМ"; взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указано, что многоквартирный дом N "данные изъяты" включен в окружную программу капитального ремонта, согласно которой в 2017-2019 годах подлежит капитальному ремонту система водоотведения. Формирование фонда капитального ремонта собственниками помещений указанного многоквартирного дома осуществляется на счете регионального оператора, что подтверждается постановлением администрации г. Нефтеюганска от 29 июля 2014 года N 112-нп "О внесении изменений в постановление администрации города Нефтеюганска от 09 июля 2014 года N 105-нп "Об определении формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Нефтеюганска"; в соответствии с программой капитального ремонта, 02 июля 2018 года между Югорским фондом капитального ремонта многоквартирных домов и ООО "НТСМ" заключен договор подряда N 226/СП на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества, в том числе дома N "данные изъяты" в "данные изъяты" - капитальный ремонт системы водоотведения; собственники помещений по указанному адресу неоднократно были уведомлены о проведении работ по капитальному ремонту общего имущества их многоквартирного дома в целях необходимого обеспечения доступа в жилые помещения к инженерным сетям, находящимся в жилых помещениях, в том числе путём направления уведомлений, и до настоящего времени доступ не обеспечен, факт отказа подтверждается актами, в связи с чем подрядчик не имеет возможности выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома своевременно и в полном объёме. Поскольку собственники указанного выше многоквартирного дома не приняли на общем собрании решение о проведении капитального ремонта (или о замене видов работ), то в соответствии с ч. 6 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления принял решение о проведении капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта.
Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 мая 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01 октября 2019 года указанное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные постановления, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в соответствии со ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебных актов.
Судом установлено, что в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре в целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона ХМАО - Югры от 01 июля 2013 года N 54-оз "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты- Мансийского автономного округа - Югры", распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 декабря 2013 года N632-рп "О создании некоммерческой организации "Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" создан Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов.
Во исполнение ст. 167 Жилищного кодекса Российской Федерации на территории Ханты-Мансийского автономного округа- Югры Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры утверждена программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты- Мансийского автономного округа ? Югры.
Постановлением Правительства Ханты - Мансийского автономного округа-Югры от 25 декабря 2013 года N 568-п "О программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", утверждена Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Многоквартирный дом по адресу: город Нефтеюганск, микрорайон 7 дом N 39д включен в окружную программу капитального ремонта в соответствии со ст. 10 Закона ХМАО - Югры от 01 июля 2013 года N 54-оз "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты Мансийского автономного округа - Югры" (далее ? Закон).
Согласно окружной программе, капитальному ремонту в 2017-2019 годах подлежат следующие конструктивные элементы, относящиеся к общему имуществу многоквартирного дома по указанному адресу: водоотведение, крыша, электроснабжение.
На основании договора подряда от 15 декабря 2017 года N 117/ПД, подрядной организацией ООО "ТЕХНОСКАНЕР" были выполнены работы по подготовке проектной документации капитального ремонта общего имущества (внутренние системы канализации) в многоквартирном доме N "данные изъяты", приняты приемочной комиссией 15 мая 2018 года, подготовлен локальный сметный расчет N 02-01-02 на капитальный ремонт системы водоотведения.
В целях реализации программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ХМАО-Югры, 02 июля 2018 года между Югорским фондом капитального ремонта многоквартирных домов и ООО "НСТМ" заключен договор подряда N 226/СП на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества, в том числе капитального ремонта системы водоотведения в доме N "данные изъяты" в период с даты завершения подготовительных работ и не позднее 30 ноября 2018 года.
Ответчики являются собственниками жилых помещений, расположенных по адресу: г. Нефтеюганск, микрорайон 7, дом 39д.
Основанием для обращения в суд послужил отказ ответчиков в предоставлении доступа в жилые помещения для осмотра и обеспечения своевременного проведения ремонтных работ общего имущества сетей водоотведения, находящихся в жилом помещении (помещении) многоквартирного дома.
Формирование фонда капитального ремонта собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: "данные изъяты" на счете регионального оператора подтверждается решением органа местного самоуправления - постановлением администрации города Нефтеюганска от 29 июля 2014 N 112-нп.
Акты об отказе предоставить допуск в помещение к общему имуществу в многоквартирном доме подписаны ответчиками 06 октября 2018 года, при этом срок начала капитального ремонта системы водоотведения в указанных актах не указан.
Уведомления о необходимости предоставить доступ в помещение для проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома собственникам (ответчикам) направлены в апреле 2019 года, при этом в уведомлении не идёт речь о проведении капитального ремонта системы водоотведения, срок начала капитального ремонта также не указан, сведений о получении уведомлений собственниками материалы дела также не содержат.
Сведений о вручении ответчикам, как собственникам помещений, 04 октября 2018 года, о чём имеется ссылка в актах от 06 октября 2018 года, уведомлений о сроках и объёмах выполняемых работ согласно окружной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме подрядчиком ООО "НТСМ" материалы дела также не содержат.
Согласно Постановлению администрации города Нефтеюганска от 22 августа 2017 года N 527-п-нпа многоквартирный дом по адресу: микрорайон "данные изъяты" включен в перечень домов на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории города Нефтеюганска, собственники помещений которых не приняли решения о проведении капитального ремонта, в 2018 году.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст.1, 30, 17, 166, 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 15.1 Закона ХМАО - Югры от 01 июля 2013 года N 54-оз "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ХМАО-Югры", Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, исходил из того, что истцом не предоставлено доказательств соблюдения регламента, установленного нормативными актами, не соблюден срок представления ответчикам, как собственникам жилья, предложения о сроке начала капитального ремонта, доказательства согласования необходимого перечня и объема услуг и (или) работ, их стоимости, также не представлены, собственники помещений многоквартирного дома (ответчики) не были заблаговременно уведомлены о необходимости обеспечения доступа в принадлежащие им жилые помещения для проведения работ по капитальному ремонту системы водоотведения; доказательств необходимости в проведении капитального ремонта сетей водоотведения, ненадлежащего (аварийного) их состояния, а также принятия решения о проведении указанного ремонта собственниками помещений в жилом доме, материалы дела не содержат, кроме того, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, как это предусмотрено Законом ХМАО - Югры от 01 июля 2013 года N 54-оз, сведений не имеется.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы о соблюдении порядка проведения капитального ремонта, предусмотренного ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, уведомления собственников о необходимости принятия решения о проведении капитального ремонта, отмену судебных актов не влекут. Указанные доводы были предметом обсуждения как судом первой, так и апелляционной инстанции, которым дана надлежащая оценка.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, истец, заявляя о нарушении прав, обязан доказать соблюдение процедуры, предусмотренной законом для проведения капитального ремонта, что в данном случае истцом соблюдено не было.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку представленных доказательств, в связи с чем, не могут служить основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку применительно к положениям ч.3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.