Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Козиной Н.М, Галимовой Р.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4684/2019 по иску Колесовой Фатимы Ахметовны к Правительству Свердловской области о признании права на пенсионное обеспечение государственного гражданского служащего, включении периодов работы в стаж государственной службы, назначении пенсии за выслугу лет, по кассационной жалобе Колесовой Фатимы Ахметовны на решение Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга от 10 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 17 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, выслушав возражения на кассационную жалобу представителя ответчика Правительства Свердловской области Ануфриева А.А, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Колесова Ф.А. обратилась в суд с иском к Правительству Свердловской области о признании права на пенсионное обеспечение государственного гражданского служащего; включении периодов работы с 26 февраля 1968 года по 18 марта 1974 года в качестве бухгалтера-инвентаризатора (ревизора) в отделе рабочего снабжения Уралэлектросетьстрой Главурса Министерства энергетики и электрификации СССР, 01 февраля 1977 года по 18 февраля 1980 года, 06 июля 1983 года по 01 августа 1991 года в качестве старшего ревизора контрольно-ревизионного отдела Свердловского управления рабочего снабжения Минлесбумпрома СССР - Свердлесурс; 22 февраля 1980 года по 05 августа 1982 года в составе Советских войск 40-ой Армии в Афганистане в войсковых частях 48085 и 81824 в стаж государственной гражданской службы; назначении пенсии за выслугу лет с 10 декабря 2018 года.
В обоснование иска указала, что спорные периоды трудовой деятельности подлежат включению в стаж государственной гражданской службы, в силу прямого указания, содержащегося в пункте 2 Указа Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года N 1141 "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих". Полагала, что имеет право на получение пенсии за выслугу лет за время прохождения государственной гражданской службы, в связи с чем ответчик неправомерно отказал истцу во включении спорных периодов работы в соответствующий стаж.
Решением Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга от 10 июля 2019 года иск Колесовой Ф.А. оставлен без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 17 октября 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Колесова Ф.А. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, ссылаясь на нарушения судами норм материального права, а также неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебное заседание суда кассационной инстанции истец Колесова Ф.А. о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, в связи с чем в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу Правительства Свердловской области, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.
Судом установлено и следует из материалов дела, Колесова Ф.А. осуществляла трудовую деятельность в следующих должностях: с 26 февраля 1968 года по 18 марта 1974 года в качестве бухгалтера-инвентаризатора (ревизора) в отделе рабочего снабжения Уралэлектросетьстрой Главурса Министерства энергетики и электрификации СССР, с 01 февраля 1977 года по 18 февраля 1980 года, с 06 июля 1983 года по 01 августа 1991 года в качестве старшего ревизора контрольно-ревизионного отдела Свердловского управления рабочего снабжения Минлесбумпрома СССР - Свердлесурс; с 22 февраля 1980 года по 05 августа 1982 года в составе Советских войск 40-ой Армии в Афганистане в войсковых частях 48085 и 81824.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 12 марта 2008 года оставлен без удовлетворения иск Колесовой Ф.А. к Правительству Свердловской области, Министерству финансов Свердловской области, Министерству социальной защиты населения Свердловской области о признании права на пенсионное обеспечение государственного гражданского служащего, включении периодов работы в стаж государственной гражданской службы, назначении пенсии за выслугу лет.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13 мая 2008 года решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 12 марта 2008 года оставлено без изменения.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходя из фактических обстоятельств дела, положений Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указов Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N33, 03 сентября 1997 года N981, 31 декабря 2005 года N1574, 20 сентября 2010 года N1141, пришел к выводу, что необходимых условий для включения истцу периодов работы с 26 февраля 1968 года по 18 марта 1974 года в качестве бухгалтера-инвентаризатора (ревизора) в отделе рабочего снабжения Уралэлектросетьстрой Главурса Министерства энергетики и электрификации СССР, с 01 февраля 1977 года по 18 февраля 1980 года, с 06 июля 1983 года по 01 августа 1991 года в качестве старшего ревизора контрольно-ревизионного отдела Свердловского управления рабочего снабжения Минлесбумпрома СССР - Свердлесурс; с 22 февраля 1980 года по 05 августа 1982 года в составе Советских войск 40-ой Армии в Афганистане в войсковых частях 48085 и 81824 в стаж государственной гражданской службы не имеется, поскольку Колесова Ф.А. не замещала должности федеральной государственной гражданской службы, государственной должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и её трудовая деятельность прекращена до введения в действие правового регулирования, установившего условия и основания государственного пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих как вида государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Государственная гражданская служба Российской Федерации согласно статье 5 Федерального закона от 27 мая 2003 года N58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является видом государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Государственным гражданским служащим в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Названными федеральными законами (п.2 ст.2, ст. 5 Федерального закона от 27 мая 2003 года N58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", ч.2 ст.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации") предусмотрено, что государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на:
федеральную государственную гражданскую службу, под которой понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, под которой понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.
Должности федеральной государственной гражданской службы согласно ст.8 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений данного федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 8 Федерального закона от 27 мая 2003 года N58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" в федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.
Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрел наличие определенной продолжительности стажа федеральной государственной службы и увольнение с замещаемой должности федеральной государственной службы по основаниям, указанным в пунктах 1, 1.1 статьи 7, в качестве условий возникновения права граждан на пенсию за выслугу лет для федеральных государственных служащих, к которым относятся граждане, замещавшие должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих, определенные Федеральным законом от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и включенные в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N1574.
В силу статьи 19 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года N1141 утвержден Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих. При этом в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих засчитываются периоды службы (работы), которые до вступления в силу Указа были в установленном порядке включены (засчитаны) федеральным государственным гражданским служащим в указанный стаж (пункт 2).
Порядок включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определенных Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N1413, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 года N570.
Основания возникновения права граждан на пенсию за выслугу лет для федеральных государственных служащих предусмотрены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статья 2 которого к федеральным государственным служащим относит граждан, замещавших должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих, включенных в Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденный ранее действовавшими Указами Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N33 "О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих", от 03 сентября 1997 года N981 "Об утверждении Перечней государственных должностей федеральной государственной службы", а также действующим Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы".
Выводы судов соответствуют изложенным выше правовому регулированию и соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы Колесовой Ф.А. направлены на оспаривание правильности выводов суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции об установленных ими обстоятельствах и правильности применения судами норм материального права.
Между тем при рассмотрении данного спора судами нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, при решении вопроса о признании права истца на пенсионное обеспечение государственного гражданского служащего, суды первой и апелляционной инстанций учли, что истец не относится к числу федеральных государственных служащих, поскольку само по себе наличие стажа работы в спорные периоды не является достаточным для приобретения статуса федерального государственного служащего и, соответственно, права на пенсию за выслугу лет по нормам Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а разрешение вопроса о наделении лиц, замещавших указанные должности, пенсионными правами, аналогичными правам федеральных государственных служащих, относится к исключительной прерогативе законодателя.
Нормы материального права судами применены верно, с учетом положений, регулирующих пенсионное обеспечение муниципальных и государственных служащих. Доводы кассационной жалобы истца в указанной части также несостоятельны.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга от 10 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 17 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Колесовой Фатимы Ахметовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.