Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Зеленовой Е.Ф, Козиной Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2 - 5539/2019 по иску Масловских Сергея Васильевича к Департаменту социального развития Тюменской области о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" и выдаче удостоверения "Ветеран труда", возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда" и выдать соответствующее удостоверение, по кассационной жалобе Масловских Сергея Васильевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 18 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Масловских С.В. обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Тюменской области о признании незаконным решения от 28 февраля 2019 года N 92 об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" и выдаче удостоверения "Ветеран труда".
В обоснование заявленных требований Масловских С.В. указал на то, что является пенсионером, имеет необходимый трудовой стаж, награжден почетной грамотой Центрального банка Российской Федерации, однако решением ответчика ему отказано в присвоении указанного звания "Ветеран труда" по тому основанию, что имеющаяся у него награда не относится к перечню знаков отличия. Данный отказ полагает незаконным, нарушающим его права.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 26 июля 2019 года признано незаконным решение от 28 февраля 2019 года N 92 об отказе Масловских С.В. в присвоении звания "Ветеран труда" и выдаче соответствующего удостоверения. На Департамент социального развития Тюменской области возложена обязанность присвоить истцу звание "Ветеран труда" и выдать соответствующее удостоверение.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 18 ноября 2019 года решение Центрального районного суда г. Тюмени от 26 июля 2019 года отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Масловских С.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 18 ноября 2019 года и оставлении в силе решения Центрального районного суда г. Тюмени от 26 июля 2019 года.
В письменных возражениях на кассационную жалобу Департамент социального развития Тюменской области просит оставить апелляционное определение без изменения.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено указанным Кодексом.
Обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на нее, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения апелляционного определения не имеется.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии в пунктом 1 статьи 7 названного закона ветеранами труда являются лица награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Тюменской области присвоение звания "Ветеран труда" осуществляется на основании Закона Тюменской области от 26 сентября 2007 года N 23 "О ветеранах труда в Тюменской области".
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Тюменской области ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин; лица, являющиеся ветеранами труда Тюменской области.
Постановлением администрации Тюменской области от 20 декабря 2004 года N 199-пк утвержден Порядок изготовления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан (далее - Порядок), где в пункте 1 определено, что данный порядок устанавливает правила изготовления и выдачи удостоверений, являющихся основанием для предоставления мер социальной поддержки в соответствии с законами Тюменской области от 26 сентября 2007 года N 23 "О ветеранах труда в Тюменской области", от 28 декабря 2004 года N 331 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области", в том числе ветеранам труда.
Для получения удостоверения граждане подают в учреждение социального обслуживания населения по месту жительства заявление с приложением документов, указанных в Порядке (пункт 4 Порядка).
На основании пункта 4.1 Порядка к заявлению о выдаче удостоверения ветерана труда гражданин должен приложить: копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя (в случае, если заявление подается представителем заявителя, представляются также копии документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего полномочия представителя); одну фотографию 3 x 4 (черно-белую или цветную); документы, подтверждающие награждение гражданина орденами и медалями, либо почетными званиями СССР или Российской Федерации, либо ведомственными знаками отличия в труде и наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (справки организаций с места работы), - для лиц, являющихся ветеранами труда на основании пункта 2 части 1 статьи 2 Закона Тюменской области от 26 сентября 2007 года N 23 "О ветеранах труда в Тюменской области" (пункт 4.1.1 Порядка).
В пункте 4.1.1 Порядка также перечислены ведомственные знаки отличия в труде, учитываемые при присвоении звания "Ветеран труда". При этом факт наличия ведомственного знака отличия в труде может быть подтвержден наградным документом (в том числе грамотой, благодарностью, дипломом), удостоверением к ведомственной награде либо справкой архивных органов, в которых отражено, что решение о награждении гражданина за заслуги в труде принято уполномоченным должностным лицом от имени: Президента Российской Федерации, Президента СССР, Федерального Собрания Российской Федерации (его палат), администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Президиума Верховного Совета СССР либо РСФСР, Правительства Российской Федерации, Совета Министров СССР либо РСФСР, министерств, ведомств СССР, союзных республик в составе СССР, РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства; Прокуратуры СССР, РСФСР, Российской Федерации; высших федеральных органов судебной власти; Верховного Суда СССР, РСФСР, союзных республик в составе СССР; награды Академии Наук СССР, Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Комитета народного контроля СССР, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества инвалидов, Стройбанка СССР, Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, Союза рыболовецких колхозов России, Центросоюза, Роспотребсоюза, ВЦСПС, ФНПР, ЦК профсоюзов, Совета представителей Независимого профсоюза горняков России, Совета профессиональных союзов Российской Федерации "Единение", ДОСААФ, Советского Комитета защиты мира и Российского Комитета защиты мира, Союза Советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, ЦК ВЛКСМ, ЦК КПСС, Всероссийского общества "Знание", ОСВОДа РСФСР, Всероссийского общества охраны природы, Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И.
Ленина, Росохотрыболовсоюза, ФФОМСа, ФСС РФ, ПФР учитываются для выдачи удостоверения ветерана труда, если ими были награждены работники непосредственно этих организаций, т.е. они состояли в штате указанных организаций, их структурных подразделений, подведомственных им организаций (согласно записям в трудовой книжке).
В пункте 6 Порядка указаны основания для отказа в выдаче удостоверения. Такими основаниями являются: непредставление или неполное представление документов, прилагаемых к заявлению в обязательном порядке; отсутствие у заявителя права на получение удостоверения; представление заявителем недостоверных сведений.
Из приведенных положений Закона Тюменской области от 26 сентября 2007 года N 23 и Порядка следует, что при решении вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" требуется соблюдение определенных условий: наличие у него общего трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости, и награждение ведомственными знаками отличия в труде. При этом подлежат учету только те знаки отличия в труде, которые данным законом и Порядком отнесены к ведомственным знакам, решение о награждении которыми принималось уполномоченным должностным лицом соответствующего органа государственной власти.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Масловских С.В. работал заместителем управляющего Отделением по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации, за высокие достижения в труде и значительный вклад в развитие банковской системы был награжден Почетной грамотой Центрального банка Российской Федерации.
Полагая, что данная награда, а также необходимая продолжительность трудового стажа дают ему право на присвоение звания "Ветеран труда", Масловских С.В. 18 февраля 2019 года обратился в Департамент социального развития Тюменской области с заявлением о выдаче ему удостоверения "Ветеран труда".
Решением Департамента социального развития Тюменской области от 28 февраля 2019 года за N 92 Масловских С.В. отказано в выдаче удостоверения "Ветеран труда", в связи с тем, что Почетная грамота Центрального банка Российской Федерации не является ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, приняв во внимание наличие у истца трудового стажа, а также признав имеющуюся у него награду - Почетная грамота Центрального Банка Российской Федерации ведомственным знаком отличия в труде, пришел к выводу о том, что истец имеет право на присвоение звания "Ветеран труда", а решение ответчика об отказе в выдаче ему удостоверения является неправомерным.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Центральный банк Российской Федерации не является федеральным органом государственной (исполнительной) власти, выданная им истцу Почетная грамота за высокие достижения в труде и значительный вклад в развитие банковской системы не является ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда" и пришел к выводу, что почетная грамота не подлежат учету при решении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", в связи с чем, отсутствуют основания для признания незаконным решения Департамента социального развития Тюменской области об отказе в выдаче ему удостоверения "Ветеран труда" и признания за ним права на присвоение звания "Ветеран труда".
Изучение материалов дела показывает, что выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для признания незаконным решения ответчика об отказе в выдаче истцу удостоверения "Ветеран труда" и признания за ним права на присвоение звания "Ветеран труда", основаны на правовом регулировании спорных отношений, установленных судом апелляционной инстанции обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что Центральный банк Российской Федерации хотя и не входит в структуру и систему органов государственной власти, но выполняет публично-правовые функции, вследствие чего может быть отнесен к федеральным органам государственной власти не могут являться основанием для отмены апелляционного определения, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Статьей 1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлено, что статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Банк является юридическим лицом.
Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов (статья 2 указанного Закона).
Действующий Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Центральный банк Российской Федерации не относится к федеральным органам государственной (исполнительной) власти.
С учетом изложенного Центральный банк Российской Федерации, не являясь органом государственной власти, является государственным органом, на который возложены государственные функции по финансовому, валютному и кредитному урегулированию в целях обеспечения защиты и финансовой устойчивости рубля.
Доводы кассационной жалобы Масловских С.В. о награждении его Почетной грамотой Центрального банка Российской Федерации, что является основанием для присвоения ему звания "Ветеран труда" были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и мотивированно отклонены.
Суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что Почетная грамота за высокие достижения в труде и значительный вклад в развитие банковской системы не является ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда". Данная награда учреждена в целях совершенствования системы поощрения банковских работников за высокие достижения в труде и значительный вклад в развитие системы Центрального Банка Российской Федерации. Критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный труд, отмеченные соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти.
Ссылки в кассационной жалобе на апелляционное определение Самарского областного суда не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого акта по настоящему делу, поскольку обстоятельства дела по каждому спору устанавливаются судом самостоятельно, приведенное судебное постановление преюдициального или прецедентного значения для рассмотрения настоящего дела не имеет.
Судом апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятого по настоящему делу апелляционного определения по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 18 ноября 2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Масловских Сергея Васильевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.