Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Козиной Н.М, Зеленовой Е.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-309/2019 по иску Кононова Владимира Александровича к муниципальному образованию Еманжелинское городское поселение Еманжелинского муниципального района Челябинской области, администрации Еманжелинского городского поселения Еманжелинского муниципального района Челябинской области о взыскании доплаты к трудовой пенсии, индексации доплаты к трудовой пенсии, возложении обязанности возобновить ежемесячную доплату к трудовой пенсии в прежнем размере, по кассационной жалобе Кононова Владимира Александровича на решение Еманжелинского городского суда Челябинской области от 16 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 01 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, выслушав представителя истца Емельянова П.Ю, возражения на кассационную жалобу представителя администрации Еманжелинского городского поселения Еманжелинского муниципального района Челябинской области Степановой А.Ю, представителя Совета депутатов Еманжелинского городского поселения Русановой С.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кононов В.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Еманжелинского городского поселения Еманжелинского муниципального района Челябинской области, в котором после уточнения исковых требований просил взыскать с ответчика доплату к трудовой пенсии за период с 01 ноября 2013 года по 31 мая 2019 года в размере 856 362, 68 руб, в счет индексации невыплаченных сумм 117 279, 72 руб, проценты за пользование чужими денежными средствами по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 01 ноября 2013 года по 31 марта 2019 года в сумме 184 793, 60 руб. и взыскивать их с 01 апреля 2019 года до даты возврата основного долга, возложить на ответчика обязанность возобновить ежемесячную доплату к пенсии согласно решению Совета депутатов Еманжелинского городского поселения от 27 февраля 2009 года N 504 "О порядке, условиях назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществляющим полномочия главы Еманжелинского городского поселения, депутата Совета депутатов Еманжелинского городского поселения на постоянной основе", действующему до внесения изменений решением Совета депутатов Еманжелинского городского поселения N 233 от 28 февраля 2019 года.
В обоснование заявленных требований указал, что постановлением Совета депутатов Еманжелинского городского поселения от 01 апреля 2005 года N 1 он был избран председателем Совета депутатов Еманжелинского городского поселения. Решением Совета депутатов Еманжелинского городского поселения N 504 от 27 февраля 2009 года утверждено Положение о порядке, условиях назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии. Решением Совета депутатов Еманжелинского городского поселения N 255 от 25 октября 2013 года "О признании утратившим силу решения Совета депутатов Еманжелинского городского поселения от 27 февраля 2009 N 504 о порядке, условиях назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществляющим полномочия главы Еманжелинского городского поселения, депутата Совета депутатов Еманжелинского городского поселения на постоянной основе" указанная доплата была отменена. Вступившим в законную силу решением Челябинского областного суда от 25 сентября 2018 года указанное решение Совета депутатов Еманжелинского городского поселения Еманжелинского муниципального района N 255 от 25 октября 2013 года признано противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу в той мере, в которой оспариваемое решение лишает права на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лиц, которым выплата была назначена в соответствии с Положением о порядке, условиях назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществлявшим полномочия главы Еманжелинского городского поселения, депутата Совета депутатов Еманжелинского городского поселения на постоянной основе, утвержденным решением Совета депутатов Еманжелинского городского поселения от 27 февраля 2009 года N 504.
До настоящего времени администрация Еманжелинского городского поселения Еманжелинского муниципального района Челябинской области не возобновила выплаты, не предоставила денежные средства за предыдущий период времени (за период с 01 ноября 2013 года по 12 февраля 2019 года).
Определением суда первой инстанции от 31 мая 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное образование Еманжелинское городское поселение Еманжелинского муниципального района Челябинской области.
Определением суда от 16 июля 2019 года принят отказ представителя истца по доверенности Емельянова П.Ю. от иска в части требований о взыскании с ответчиков процентов за пользование чужими денежными средствами по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 01 ноября 2013 года по 31 марта 2019 года в сумме 184 793, 60 руб. и с 01 апреля 2019 года до даты возврата основного долга, производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Еманжелинского городского суда Челябинской области от 16 июля 2019 года исковые требования Кононова В.А. удовлетворены частично. С муниципального образования Еманжелинское городское поселение Еманжелинского муниципального района Челябинской области в лице администрации Еманжелинского городского поселения Еманжелинского муниципального района Челябинской области за счет казны муниципального образования в пользу Кононова В.А. взыскана доплата к трудовой пенсии за период с 06 февраля 2019 года по 31 мая 2019 года в размере 13 536, 40 руб. Решение в части взыскания суммы 13 044, 17 руб. постановлено считать исполненным. В остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 01 октября 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Кононов В.А. просит судебные постановления изменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое судебное постановление об удовлетворении заявленных требований Кононова В.А. в полном объеме, ссылаясь на нарушения судами норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебное заседание суда кассационной инстанции истец Кононов В.А. не явился, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.
Согласно пункту 4 статьи 10, пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 06 октября1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации. Гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
Положениями частей 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования относится к бюджетным полномочиям муниципальных образований. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Данные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных данным Кодексом.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств местных бюджетов, регулируются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Аналогичная норма предусмотрена частью 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Судом установлено и следует из материалов дела, Кононов В.А. с 11 ноября 2000 года является получателем страховой пенсии по старости, в период с 2005 года по 2010 год осуществлял полномочия депутата Совета депутатов Еманжелинского городского поселения Еманжелинского муниципального района Челябинской области, с 01 апреля 2005 года был избран председателем указанного Совета депутатов.
Решением Совета депутатов Еманжелинского городского поселения от 27 февраля 2009 года N 504 утверждено Положение о порядке, условиях назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществлявшим полномочия главы Еманжелинского городского поселения, депутата Совета депутатов Еманжелинского городского поселения на постоянной основе, пунктом 3 которого предусмотрено право на доплату к пенсии граждан РФ, осуществлявших полномочия депутата Совета депутатов на постоянной основе и главы поселения с 20 марта 2005 г. и позднее.
Подпунктом 2 пункта 12 раздела IV данного Положения было предусмотрено, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии (базовой и страховой частей) и доплаты к не составляла при осуществлении гражданином Российской Федерации полномочий председателя Совета депутатов не менее трех лет - 55 процентов ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности.
Пунктом 13 Положения было предусмотрено, что размер ежемесячного денежного вознаграждения для исчисления доплаты к трудовой пенсии не должен превышать 2, 3 должностного оклада по замещаемой должности на момент увольнения с должности.
Подпунктом 2 пункта 20 раздела VI Положения установлено, что перерасчет доплаты к пенсии производится в случае изменения должностного оклада по ранее замещаемой должности в случае увеличения размера должностного оклада в соответствии нормативными правовыми актами Челябинской области, органов местного самоуправления Еманжелинского городского поселения.
На основании постановления главы Еманжелинского городского поселения Еманжелинского муниципального района Челябинской области от 30 марта 2010 года N 46/1 Кононову В.А. назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии по истечении срока его полномочий.
Распоряжением председателя Совета депутатов Еманжелинского городского поселения 30 марта 2010 года N 2к предписано производить выплату Кононову В.А. ежемесячную доплату к трудовой пенсии из должностного оклада 8 220 рублей с 25 марта 2010 года.
Решением Совета депутатов Еманжелинского городского поселения от 30 марта 2012 года N 151 внесены изменения в указанное выше Положение, согласно которым ежемесячная доплата к трудовой пенсии устанавливается при осуществлении гражданином Российской Федерации полномочий председателя Совета депутатов не менее трех лет - 20 процентов ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности (подпункт 2 пункта 12 раздела IV); размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии подлежал увеличению на районный коэффициент (пункт 13 раздела IV).
Решением Совета депутатов Еманжелинского городского поселения от 25 октября 2013 года N 255 решение Совета депутатов Еманжелинского городского поселения от 27 февраля 2009 года N 504 признано утратившим силу.
Распоряжением председателя Совета депутатов Еманжелинского городского поселения Еманжелинского муниципального района Челябинской области от 29 октября 2013 года N 9к на основании решения Совета депутатов Еманжелинского городского поселения от 25 октября 2013 года N255 "О признании утратившим силу решения Совета депутатов Еманжелинского городского поселения от 27 февраля 2009 года N 504" Кононову В.А. с 01 ноября 2013 года прекращена выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
Решением Челябинского областного суда от 25 сентября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06 февраля 2019 года, решение Совета депутатов Еманжелинского городского поселения Еманжелинского муниципального района Челябинской области от 25 октября 2013 года N 255 "О признании утратившим силу решения Совета депутатов Еманжелинского городского поселения от 27 февраля 2009 года N 504, утвердившего Положение о порядке, условиях назначения и выплаты ежемесячной доплаты трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществляющим полномочия главы Еманжелинского городского поселения, депутата Совета депутатов Еманжелинского городского поселения на постоянной основе" признано противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу в той мере, в которой оспариваемое решение Совета депутатов Еманжелинского городского поселения Еманжелинского муниципального района Челябинской области от 25 октября 2013 года N 255 лишает права на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лиц, которым данная выплата была назначена в соответствии с Положением о порядке, условиях назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществлявшим полномочия главы Еманжелинского городского поселения, депутата Совета депутатов Еманжелинского городского поселения на постоянной основе, утвержденным решением Совета депутатов Еманжелинского городского поселения от 27 февраля 2009 года N 504.
Решением Совета депутатов Еманжелинского городского поселения Еманжелинского муниципального района Челябинской области от 28 февраля 2019 года N 233 внесены изменения в Положение о порядке, условиях назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществляющим полномочия председателя Совета депутатов на постоянной основе, утвержденное решением Совета депутатов Еманжелинского городского поселения от 27 февраля 2009 года N 504, а также решено возобновить выплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Положением, утвержденным настоящим решением, с 07 февраля 2019 года.
Согласно подпункту 1 пункта 5 изменений в Положение о порядке, условиях назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществляющим полномочия председателя Совета депутатов на постоянной основе, утвержденных решением Совета депутатов Еманжелинского городского поселения от 27 февраля 2009 года N 504, доплата к пенсии устанавливается в следующем размере: при замещении лицом муниципальной должности в течение одного полного срока полномочий либо при прекращении полномочий досрочно в связи с потерей трудоспособности, которая наступила не ранее чем за один год до истечения одного срока полномочий, - 5 процентов ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности, установленной данной категории граждан на дату выплаты. Размеры доплат к пенсии увеличиваются на районный коэффициент на весь период проживания граждан в районах (местностях), на которые распространяется действие районного коэффициента.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции, проанализировав нормативные правовые акты органа местного самоуправления, с учетом вступившего в законную силу решения Челябинского областного суда от 25 сентября 2018 года, пришел к выводу, что истец Кононов В.А. имеет право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии с 06 февраля 2019 года (даты вступления решения суда в законную силу). Также суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик произвел истцу доплату к пенсии за период с 07 февраля 2019 года по 31 мая 2019 года в сумме 13 044, 17 руб. и решение суда в указанной части исполнено.
Отказывая в удовлетворении иска о возложении на ответчика обязанности возобновить выплату доплаты к пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что выплата доплаты к пенсии ответчиком фактически возобновлена с 07 февраля 2019 года на основании решения Совета депутатов Еманжелинского городского поселения от 28 февраля 2019 года N233. При этом суд первой инстанции не усмотрел оснований для возложения на ответчиков обязанности возобновить Кононову В.А. ежемесячную доплату к трудовой пенсии исходя из размера 20 процентов ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнении.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Кроме того, приведенные в жалобах доводы о том, что признание нормативного правового акта недействующим, не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этого акта, а изменения, внесенные решением Совета депутатов Еманжелинского городского поселения N 233 от 28 февраля 2019 года, в части размера снижения доплаты к пенсии до 5 % не должны распространяться на Кононова В.А, поскольку недопустимо ухудшение положения лиц, получающих доплату к пенсии путем ее уменьшения, основаны на неверном толковании норм права, были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и отклонены им применительно к установленным обстоятельствам, не опровергают выводы апелляционной инстанции, и не свидетельствуют о допущенных нарушениях норм материального и процессуального права. В апелляционном определении подробно изложены мотивы принятого решения по существу спора.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу норм статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационного суда общей юрисдикции не входит.
При рассмотрении данного спора судами первой и апелляционной инстанции нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Еманжелинского городского суда Челябинской области от 16 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 01 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кононова Владимира Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.