Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Зеленовой Е.Ф, Лаврова В.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-265/2019 по иску Столярова Евгения Васильевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Перми о признании действий незаконными, о возложении обязанности по перерасчету выслуги лет, выплате единовременного пособия, о взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Столярова Евгения Васильевича на решение Свердловского районного суда г.Перми от 08 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 19 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения представителя истца Кашиной М.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Столяров Е.В. обратился в суд с иском к Управлению МВД России по г. Перми, окончательно настаивал на требованиях об отмене пункта 7 приказа Управления МВД России по г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ N о внесении изменений в абзац 4 приказа Управления МВД России по г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ N указав "выслуга лет на день увольнения составляет в календарном исчислении 23 года 02 месяца 04 дня, в льготном исчислении 25 лет 06 месяцев 12 дней", о возложении обязанности по выплате единовременного пособия при увольнении в размере семи окладов денежного содержания, о взыскании компенсации морального вреда в размере 30 000 руб.
В обоснование исковых требований указал, что 25 мая 2018 года уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел... " (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ N, которым установлена выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении - 23 года 02 месяца 00 дней, в льготном исчислении - 25 лет 06 месяцев 12 дней, а также определен размер единовременного пособия - 7 окладов денежного содержания, подлежащего выплате в соответствии с частью 7 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ. Вышеуказанный расчет выслуги лет принят для назначения пенсии по выслуге лет. Заключением комиссии Управления МВД России по г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ из расчета выслуги лет исключен период прохождения военной службы в МВД Республики Казахстан с 28 июня 1996 года по 19 марта 2001 года, выслуга лет в календарном исчислении составила 18 лет 05 месяцев 09 дней. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N были внесены изменения в приказ от ДД.ММ.ГГГГ N в части размера выплаты единовременного пособия, размер пособия снижен до двух окладов денежного содержания. Действия ответчика, изменившего продолжительность выслуги лет и размер единовременного пособия, считает незаконными.
Решением Свердловского районного суда г.Перми от 08 февраля 2019 года (с учетом исправленной описки) в удовлетворении исковых требований Столярова Е.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 19 июня 2019 года решение Пермского краевого суда от 08 февраля 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Столярова Е.В. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной 11 декабря 2019 года, Столяров Е.В. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Столяров Е.В, представитель Управления МВД России по г.Перми в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, суд кассационной инстанции считает доводы Столярова Е.В. обоснованными, поскольку при рассмотрении настоящего дела судами допущено неправильное применение норм материального права, в связи с чем имеются основания для отмены в кассационном порядке апелляционного определения.
Из материалов дела следует, что Столяров Е.В. проходил военную службу в МВД республики Казахстан с 28 июня 1996 года по 19 марта 2001 года, в органах внутренних дел на территории Российской Федерации с 28 мая 2002 года по 06 октября 2004 года и с 01 апреля 2006 года по 07 июня 2018 года.
Приказом Управления МВД России по г.Перми N от ДД.ММ.ГГГГ Столяров Е.В. уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации... " (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) 07 июня 2018 года. На день увольения выслуга лет Столярова Е.В. составила в календарном исчислении 23 года 02 месяца 00 дней, в льготном исчислении - 25 лет 06 месяцев 12 дней. При этом, в выслугу лет был включен период военной службы в МВД Республики Казахстан с 28 июня 1996 года по 19 марта 2001 года.
Заключением комиссии Управления МВД России по г.Перми от 01 июня 2018 года из расчета выслуги лет исключен период прохождения военной службы в МВД Республики Казахстан с 28 июня 1996 года по 19 марта 2001 года, выслуга лет в календарном исчислении составила 18 лет 05 месяцев 09 дней.
Приказом Управления МВД России по г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ N внесены изменения в приказ Управления МВД России по г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ N в части размера выплаты единовременного пособия, размер пособия снижен до двух окладов денежного содержания.
Отказывая Столярову Е.В. в удовлетворении заявленных им требований, суд первой инстанции, руководствуясь Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, положениями Закона РФ N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей, исходил из того, что Столяров Е.В, проходил военную службу в МВД Республики Казахстан, являлся гражданином иного государства, и пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в расчет выслуги лет периода военной службы истца в МВД республики Казахстан с 28 июня 1996 года по 19 марта 2001 года.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснование.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно части 7 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания. При этом оклад денежного содержания определяется исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы.
Порядок исчисления выслуги лет регламентирован нормами Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу части 1 статьи 38 указанного Федерального закона стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел - периоды, указанные в части 2 настоящей статьи (в календарном исчислении).
Частью 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрен перечень периодов, засчитываемых в стаж службы (выслугу лет), в составе которых поименован период замещения сотрудником органов внутренних дел должностей в органах внутренних дел (с учетом положений пункта 1 статьи 1 данного Федерального закона, в органах внутренних дел Российской Федерации).
Правовое регулирование вопросов исчисления выслуги лет для выплаты единовременного пособия при увольнении аналогично условиям исчисления выслуги лет при назначении пенсии (пункт 1 части 4 этого же Федерального закона), исключая лишь возможность учета периодов в льготном исчислении при расчете выслуги лет для единовременного пособия при увольнении.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 96 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды службы (работы), которые были ранее включены (подлежали включению) в установленном порядке в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел, а также периоды службы (работы) на должностях в этих органах в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 98 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01 января 2012 года, за исключением статей 94 и 95 настоящего Федерального закона.
Таким образом, по периоду службы до 01 января 2012 года подлежат применению нормативные акты, предусматривавшие на тот момент включение в выслугу лет периодов службы.
До 01 января 2012 года порядок выплаты сотрудникам органов внутренних дел единовременного пособия при увольнении и исчисления для этих целей выслуги лет устанавливался постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".
Согласно подпункту "б" пункта 17 указанного постановления, единовременное пособие, в том числе увольняемым со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, выплачивается за полные годы выслуги, без округления их в сторону увеличения.
В выслугу лет для выплаты единовременного пособия при увольнении со службы засчитываются в календарном исчислении периоды службы, в том числе в органах внутренних дел, указанные в пункте 1 настоящего постановления.
Пункт 17 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 признан утратившим силу с 01 января 2012 года, однако, в силу части 1 статьи 96 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", он применяется при включении в выслугу лет периодов службы до 01 января 2012 года.
Пунктом 1 указанного постановления установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции) других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции) их службы в других государствах (в том числе служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел этих государств при обстоятельствах, указанных в абзаце двенадцатом настоящего пункта).
В соответствии с Соглашением от 08 декабря 1991 года "О создании Содружества Независимых Государств" Республика Казахстан является страной - участником Содружества с 23 декабря 1991 года.
Таким образом, из приведенных выше правовых норм следует, что в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел для выплаты единовременного пособия при увольнении со службы включаются: во-первых, периоды службы, включенные в перечень, предусмотренный частью 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", во-вторых, периоды службы (работы), которые были ранее включены (подлежали включению) в установленном порядке в стаж службы (выслугу лет), а именно, периоды службы (работы), установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, согласно которому в стаж службы, имевший место до 01 января 2012 года, включаются периоды военной службы в вооруженных силах и службы в органах внутренних дел (полиции) других государств - участников Содружества Независимых Государств.
С учетом изложенного, вывод суда первой и апелляционной инстанций об отсутствии правовых оснований для включения в расчет выслуги лет Столярову Е.В. периода военной службы в МВД республики Казахстан с 28 июня 1996 года по 19 марта 2001 года сделан без учета вышеуказанного правового регулирования и основан на неправильном применении норм материального права.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, судебная коллегия полагает необходимым направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 19 июня 2019 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Пермский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.