Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу должностного лица старшего консультанта отдела административного делопроизводства инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области на вступившее в законную силу решение судьи Камышинского городского суда от 3 октября 2019 года, состоявшееся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управление отходами-Волгоград" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N20 Волгоградской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N21 Волгоградской области от 19 июля 2019 года общество с ограниченной ответственностью "Управление отходами-Волгоград" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Камышинского городского суда Волгоградской области от 3 октября 2019 года указанное постановление отменено с прекращением производства по делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобе должностного лица инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области ставится вопрос об отмене решения судьи Камышинского городского суда Волгоградской области от 3 октября 2019 года, как незаконного.
Законный представитель общества, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом административного орган указанной жалобы, в установленный срок возражений на нее не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 19 июня 2019 года должностным лицом инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управление отходами-Волгоград" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по выявленному в рамках проведения внеплановой проверки факту неисполнения в срок до 12 июня 2019 года предписания N от 29 мая 2019 года о вывозе твердых коммунальных бытовых отходов с территории "адрес" в соответствии с требованиями пункта 17 приложения N1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354.
Дело передано на рассмотрение мировому судье судебного участка N21 Волгоградской области.
Постановлением мирового судьи судебного участка N20 Волгоградской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N21 Волгоградской области, от 19 июля 2019 года за совершение описанного выше деяния общество с ограниченной ответственностью "Управление отходами-Волгоград" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию.
Судьей Камышинского городского суда Волгоградской области от 3 октября 2019 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Принимая это решение, судья городского суда исходил из того, что мировым судьей судебного участка N20 Волгоградской области нарушены правила подсудности, так как место совершения административного правонарушения не относится к его юрисдикции.
Выводы судьи Камышинского городского суда Волгоградской области о том, что при рассмотрении настоящего дела мировым судьей нарушены правила подсудности нахожу обоснованными.
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Как следует из разъяснения, содержащегося в подпункте "з" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется бездействием лица, которым должно быть выполнено предписание об устранении нарушений законодательства, территориальная подсудность таких дел определяется местом, где должна быть выполнена соответствующая обязанность.
Местом совершения административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, следует считать место нахождения юридического лица, не выполнившего обязанность по совершению указанного в предписании действия, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" "адрес" "адрес" "адрес", "адрес"
Согласно пункту 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
В Едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пункт 3 указанной статьи).
В силу части 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
Принимая во внимание положения указанных норм и приведенную правовую позицию Пленума Верховного Суда Российской Федерации, судья Камышинского городского суда Волгоградской области пришел к правильному выводу о том, что общество должно было исполнить предписание по месту своего нахождения.
Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, местом нахождения учреждения является: "адрес", "адрес" "адрес" "адрес"
В соответствии с приложением к Закону Волгоградской области от 16 июня 2000 года N 413-ОД "О создании судебных участков мировых судей в Волгоградской области" данный адрес относится к юрисдикции мирового судьи судебного участка N47 Волгоградской области.
Таким образом, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управление отходами-Волгоград" рассмотрено мировым судьей судебного участка N20 Волгоградской области, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка N21 Волгоградской области, с нарушением правил подсудности.
Поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела судьей Камышинского городского суда истек, производство по делу обоснованно прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что действия по вывозу твердых коммунальных бытовых отходов могли быть выполнены только на территории "адрес", основаны на ошибочном толковании законодательства и не влекут отмену состоявшегося судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Камышинского городского суда от 3 октября 2019 года, состоявшееся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управление отходами-Волгоград" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу должностного лица - старшего консультанта отдела административного делопроизводства инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.