N 2а- 378/2019
г. Краснодар |
20.02.2020 |
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Шелудько В.В. рассмотрел с использованием видеоконференц-связи в открытом судебном заседании поданную ДД.ММ.ГГГГ кассационную жалобу Местной религиозной организации Мусульманская община "Алушта" на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, по административному делу по административному иску Местной религиозной организации Мусульманская община "Алушта" к Совету министров Республики Крым, заинтересованные лица: Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, Централизованная религиозная организация Духовного управления Мусульман Республики Крым и "адрес", Министерство культуры Российской Федерации, Администрация "адрес" об отмене распоряжения о закреплении имущества.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, объяснения представителя Местной религиозной организации Мусульманская община "Алушта" по доверенности - адвоката ФИО7, поддержавшую кассационную жалобу, представителей по доверенностям: Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым - ФИО8, Совета министров Республики Крым - ФИО9, Администрации "адрес" - ФИО10, Централизованной религиозной организации Духовного управления Мусульман Республики Крым и "адрес" - ФИО11, просивших об оставлении в силе обжалуемых решений судов, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Местная религиозная организация Мусульманская община "Алушта" (религиозная организация, религиозная община) обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, сославшись в обоснование требований на то, что упомянутая религиозная организация с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в "адрес". В установленном законодательством Российской Федерации порядке религиозная община прошла перерегистрацию, сведения о ней как о некоммерческой организации внесены в ЕГРЮЛ. Религиозная организация отправляет религиозные обряды по своему юридическому и фактическому адресу: "адрес", по которому находится мечеть середины XIX века "Юхары-Джами", признанная культурно-историческим памятником регионального значения. Здание мечети постановлением правительства Крыма от 08.09.1994 N передано административному истцу в бесплатное бессрочное пользование, о чем ДД.ММ.ГГГГ был подписан акт приема-передачи. Распоряжением Совета министров Республики Крым N-р от ДД.ММ.ГГГГ здание мечети закреплено на праве оперативного управления за Государственным комитетом по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым. Административный истец считает данное распоряжение незаконным, нарушающим действующее право религиозной организации на бессрочное пользование мечетью, возникшее на основании неотмененного распоряжения правительства Крыма от ДД.ММ.ГГГГ N. Ссылаясь на изложенное, религиозная организация просила признать незаконным и отменить распоряжение Совета министров Республики Крым N-р от ДД.ММ.ГГГГ. Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, в административном иске оказано. В кассационной жалобе религиозная община просит об отмене судебных актов обеих инстанций, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, приведшим к принятию неправильного решения.
Религиозная организация отмечает, что суд не применил нормы права, подлежащие применению, в частности, пункт 5 части 3 статьи 3 Федерального закона N от ДД.ММ.ГГГГ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", пункт 5 статьи 1, часть 1 статьи 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", часть 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Заявитель жалобы настаивает на том, что право административного истца на бессрочное пользование зданием мечети в установленном законом порядке не прекращено, а административный ответчик, помимо того, и не приобретал права собственности на данный объект, в связи с чем не имел права им распоряжаться. Суды, по мнению подателя жалобы, вышли за рамки своей компетенции, поскольку незаконно вдались в оценку законности права пользования административным истцом зданием мечети применительно к законодательству иностранного государства (Украины). Особое внимание религиозная организация обращает на нарушение судами в отношении административного истца прав, предусмотренных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Передача мечети из пользования религиозной организации в оперативное управление иной организации является вмешательством в право административного истца на свободу вероисповедания, поскольку препятствует членам общины совершать совместные молитвы и богослужения, что в свою очередь может привести к исчезновению общины как центра духовной и культурной жизни мусульман. Заявитель жалобы указывает на дискриминационный характер постановленных решений, поскольку административный истец не признает над собой власти Духовного управления мусульман Крыма и не входит в его состав, представляя собой, по сути, религиозное меньшинство.
При этом в Крыму не было ни одного факта изъятия из владения иных религиозных организаций, входящих в состав Духовного управления мусульман Крыма, имущества религиозного назначения. В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Такого рода нарушений в ходе рассмотрения дела судами не допущено. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В целях реализации указанных конституционных предписаний статья 218 КАС РФ предоставляет право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, лицам, чьи права, по их мнению, нарушены решениями, действиями (бездействием) упомянутых публичных органов. По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося в суд. При отсутствии указанной выше совокупности условий суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Отказывая в административном иске, суд первой инстанции и согласившаяся с ним судебная коллегия, пришли к выводу о том, что оспариваемое распоряжение органа государственной власти вынесено в пределах его полномочий в соответствии с действующим законодательством и не является решением, принятым против законных прав и интересов административного истца. С такими выводами судов надлежит согласиться. В соответствии с частью 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Из содержания статья 216 ГК РФ следует, что вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются: право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитуты, право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом. Вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества (часть 2 статьи 216 ГК РФ). Переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество (часть 3 статьи 216 ГК РФ). Вещные права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном статьей 305 настоящего Кодекса (часть 4 статьи 216 ГК РФ).
Декларацией о независимости Республики Крым, принятой на внеочередном пленарном заседании Верховного Совета Автономной Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ и внеочередном пленарном заседании Севастопольского городского Совета ДД.ММ.ГГГГ, провозглашена независимость Республики Крым. ДД.ММ.ГГГГ между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (ФКЗ-6 от ДД.ММ.ГГГГ) 1.Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. 2. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и "адрес", Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя. 3. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и "адрес", Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются.
До ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (пункт 1.1 статьи 12.1 ФКЗ-6 от ДД.ММ.ГГГГ).
Статьей 95 Конституции Республики Крым (принята Государственным Советом Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что до урегулирования вопросов интеграции Республики Крым в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также принятия предусмотренных настоящей Конституцией законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым, Конституция Республики Крым применяется с учетом положений Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов и положений Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя". В соответствии с частью 1 статьи 2-1 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым, считать прекращенным на основании Постановления Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 1745-6/14 "О независимости Крыма" в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество. Согласно пункту 6 Постановления Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 1745-6/14 "О независимости Крыма" государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего Постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым. Исполнительную власть в Республике Крым осуществляют Глава Республики Крым, Совет министров Республики Крым и иные органы исполнительной власти Республики Крым (часть 1 статьи 81 Конституции Республики Крым).
Совет Министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым (часть 2 статьи 81 Конституции Республики Крым). Аналогичные положения установлены частью 1 статьи 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым". В соответствии с пунктами 1-3 части 3 статьи 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым", определено, что Совет министров Республики Крым в сфере управления и распоряжения имуществом Республики Крым: управляет и распоряжается имуществом Республики Крым в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Крым, а также управляет федеральной собственностью, переданной Республике Крым в управление в соответствии с федеральным законодательством; издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения по вопросам управления и распоряжения имуществом Республики Крым; осуществляет функции и полномочия собственника имущества Республики Крым в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, настоящим Законом и законодательством Республики Крым. Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N утверждено Положение о Государственном комитете по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым, согласно пункту 1.1 которого Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым (Госкомитет) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, а также реабилитации репрессированных народов Республики Крым.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N мечеть Юхары-Джами середины XIX века, расположенная по адресу: Республика Крым "адрес", лит. "А" отнесена к объектам культурного наследия регионального значения. Из материалов дела судами установлены следующие обстоятельства. В соответствии с пунктом 1 Устава Мусульманской религиозной общины "Алушта", зарегистрированного Постановлением Совета Министров Крыма N от ДД.ММ.ГГГГ, в Реестре N, община образуется по добровольному соглашению не менее 10 верующих, входит в Кадият мусульман Крыма и осуществляет свою детальность при соблюдении правил, содержащихся в международных правовых актах о правах человека и закона УССР "О свободе совести и религиозных организациях". Согласно пункту 2 Устава Община может получать от местных государственных органов в безвозмездное пользование мечеть, религиозные культовые сооружения, здания, строения с их имуществом. ДД.ММ.ГГГГ N Правительством Крыма издано постановление о передаче в бессрочное бесплатное пользование мусульманской общине "Алушта" (прежнее наименование административного истца) бывшего культового здания, расположенного по адресу: "адрес". Решением Алуштинского городского совета N от ДД.ММ.ГГГГ городскому отделу народного образования предписано снять с баланса здание мечети, передать его в бесплатное бессрочное пользование мусульманской общине "Алушта" с постановкой его на баланс организации. Здание мечети передано по акту от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Уставом Мусульманской общины "Алушта" от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированным Постановлением Комитета по делам религий при Совете министров Автономной республики Крым, реестр N, данное религиозное объединение образовано в целях исповедования и распространения ислама, состоит из священнослужителей и прихожан, объединенных при мечети, и составляет часть Духовного Управления мусульман Крыма.
Согласно Уставу Мусульманской религиозной общины "Алушта", зарегистрированному в мае 2003 Постановлением Комитета по делам религий при Совете министров Автономной республики Крым, реестр N, организация создана по волеизъявлению граждан, исповедующих ислам в соответствии с законом Украины "О свободе совести и религиозных организациях" (пункт 1.1 раздела 1.) Община входит в состав Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК) и находится под его каноническим управлением (пункт 1.2 раздела 1.) ДД.ММ.ГГГГ на общем собрании Мусульманской общины "Алушта" принято решение о ее переименовании в Местную религиозную организацию Мусульманская община "Алушта" и утверждении после переименования Устава организации. В соответствии с Уставом Местной религиозной организации Мусульманская община "Алушта" от 2015 (раздел II Устава) указанная религиозная община является некоммерческой организацией, созданной в целях совместного исповедования и распространения ислама, состоит из 10 участников - граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории муниципального образования городской округ Алушта. Вероисповеданием организации является ислам суннитского толка Ханафитского мазхаба (школы, учения). Право собственности на здание мечети не зарегистрировано ни в органах технической инвентаризации, ни в учреждении, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, равно как и право бессрочного пользования, на котором настаивает административный истец. Распоряжением Совета Министров Республик Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-р здание мечети Юхары-Джами лит. А, расположенное по адресу: Республика Крым "адрес" комитетом по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым. Таким образом, из системного толкования вышеназванных законоположений применительно к обстоятельствам настоящего административного дела следует, что здание мечети является государственной собственностью, принадлежащей субъекту Российской Федерации - Республике Крым.
Государственным органом, уполномоченным распоряжаться государственным имуществом в Республике Крым, является административный ответчик -Совет министров Республики Крым, который в силу закона наделен полномочиями по передаче такого имущества в оперативное управление, что и было осуществлено в отношении здания мечети на основании оспариваемого распоряжения. Доводы административного истца о наличии у него не прекращенного в установленном законом порядке права бессрочного пользования зданием мечети судами обоснованно отклонены. Из содержания статьи 17 Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ N-XII "О свободе совести и религиозных организациях" следует, что религиозные организации вправе использовать для своих нужд здания и имущество, предоставляемые им на договорных началах государственными, общественными организациями или гражданами. Договоры о предоставлении в пользование религиозным организациям культовых и других зданий и имущества могут быть разорваны или прекращены в порядке и по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Украины. Таким образом, применительно к закону, действовавшему на момент издания акта органа государственной власти, с которым религиозная организация связывает возникновение права бессрочного пользования на здание мечети, основания для использования не принадлежащего на праве собственности лицу имущества возникают в силу договора - двустороннего (применительно к рассматриваемому спору) соглашения двух лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Издание органом государственной власти акта о передаче в бессрочное пользование имущества без заключения соответствующего соглашения не свидетельствует о реализации данного акта и возникновении соответствующего права. В этой связи суды обоснованно пришли к выводу о том, что фактическое использование религиозной организацией мечети не свидетельствует о возникшем у нее праве бессрочного пользования данным имуществом и, как следствие, об отсутствии оснований констатировать факт нарушения оспариваемым распоряжением заявленного административным истцом права. На могут быть приняты и доводы кассационной жалобы о превышении судами полномочий, выразившихся в толковании закона иностранного государства. Так, правовая позиция административного истца сводилась к нарушению имеющегося, по его мнению, права бессрочного пользования имуществом. Факт нарушения оспариваемым распоряжением законных прав и интересов административного истца входит в предмет доказывания по административному делу и подлежит оценке судом по правилам процессуального закона об относимости и допустимости доказательств. В этой связи суды обосновано исследовали правовую сторону вопроса, связанного с обоснованностью доводов административного истца о наличествующем праве бессрочного пользования, и пришли к правильному выводу об отсутствии такового.
Представляются беспочвенными и утверждения подателя жалобы о дискриминационном характере постановленных судами решений в связи с тем, что Местная религиозная организация Мусульманская община "Алушта" вышла из подчинения Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК), в связи с чем является религиозным меньшинством, поскольку идентичность религиозной принадлежности указанных организаций исключает применение к административному истцу такой категории, как религиозное меньшинство. С учетом изложенного кассационный суд приходит к выводу о том, что решения судов постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, в соответствии с обстоятельствами административного дела и с соблюдением процессуального закона. В этой связи оснований для отмены постановленных судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Местной религиозной организации Мусульманская община "Алушта" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.