дело N 2а-934/19
г. Краснодар |
19 марта 2020 года |
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Малаевой В.Г, Мальмановой Э.К, при секретаре Матвеевой Я.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу председателя ПК "ГСК Надежда-5" ФИО7 на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 25 февраля 2019 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 18 июня 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению ПК "ГСК Надежда-5" к ГБУ города Севастополя "Центр государственной кадастровой оценки", Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании незаконными бездействия.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, суд
установил:
ПК "ГСК Надежда-5" (далее - заявитель, административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к ГБУ города Севастополя "Центр государственной кадастровой оценки", Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, в котором просил: признать незаконным бездействие Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя по невнесению сведений в ГКН о категории ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером N, площадью 16 300 кв. м, принадлежащего на праве постоянного пользования ПК ГСК "Надежда-5" при выдаче кадастрового паспорта; признать незаконным бездействие Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, выразившееся в невнесении сведений в ЕГРН о категории земельного участка с кадастровым номером N, площадью 16 300 кв. м, принадлежащего на праве постоянного бессрочного пользования ПК ГСК "Надежда-5"; признать незаконным бездействие Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, выразившееся в не направлении в установленный законом срок в ГБУ "Центр государственной кадастровой оценки" информации об изменении сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером N, площадью 16300 кв. м, принадлежащего на праве постоянного бессрочного пользования ПК ГСК "Надежда-5".
В обоснование требований указано, что незаконным бездействием Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, а именно несвоевременным внесением сведений о категории ранее учтенного земельного участка в ГКН и несвоевременном направлении сведений о его категории в ГБУ "Центр государственной кадастровой оценки", нарушены права и законные интересы заявителя в сфере налогообложения.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 25 февраля 2019 года отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 18 июня 2019 года решение от 25 февраля 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель административного истца просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение. Оснований для отказа в удовлетворении административных требований у судов не имелось; допущено нарушение норм материального и процессуального пара; протокол судебного заседания суда первой инстанции от 25 февраля 2019 года составлен с нарушением п.13 ч.3 ст.205 КАС РФ.
Определением судьи от 21 января 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Определением от 25 февраля 2019 года рассмотрение дела отложено н 19 марта 2020 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.
Обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу частей 1 и 11 статьи 226 КАС РФ лежит на административном истце.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения исполнительного комитета Севастопольского городского Совета народных депутатов от 30 июня 1992 года N 18/2339 ПК ГСК "Надежда-5" (ранее - ОК ГСК "Надежда-5") предоставлен земельный участок площадью 1, 63 га для строительства и обслуживания гаражей по "адрес".
Севастопольским городским Советом 30 января 1995 года ГСК выдан государственный Акт на право постоянного пользования землей серия "данные изъяты", зарегистрированный в книге записей государственных актов на право постоянного пользования землей за N 228 для строительства гаражей и их обслуживания.
ПК ГСК "Надежда-5" осуществляет свою деятельность на основании Устава, зарегистрированного в ИФНС России по Ленинскому району в г. Севастополе 23 декабря 2014 года на основании решения общего собрания от 14 декабря 2014 года.
Отказывая в удовлетворении административных требований, суды исходили из необоснованности, недоказанности заявленных требований.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции считает обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанций по следующим основаниям.
Статьей 1 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее Закон Севастополя N46-ЗС) предусмотрено, что в соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя настоящий Закон устанавливает особенности регулирования имущественных, земельных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Севастополя.
Правила отнесения земельных участков к категории земель, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, а также особенности отнесения земельного участка к соответствующей категории земель на основании положений статьи 5 Закон Севастополя N46-ЗС устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Ссылаясь на изложенное, судами верно указано, что только Правительство Севастополя наделено полномочиями установления категории земель, а равно, отнесение земельного участка к определенной категории.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - перечень), формируется органом регистрации прав на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки.
Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя издан приказ от 28 ноября 2017 года N151 "О проведении государственной кадастровой оценки земельных участков", в который Приказом от 13 декабря 2017 года внесены изменения и согласно которому, провести в 2018 году на территории города Севастополя государственную кадастровую оценку земельных участков категорий земель, в частности "земель населенных пунктов".
Как верно указано судом апелляционной инстанции, из материалов дела усматривается, что сведения о земельном участке, находящемся в пользовании административного истца учтены в базе государственного кадастра объектов недвижимости Российской Федерации с присвоением кадастрового номера земельного участка N.
Из кадастрового паспорта земельного участка, выданного 26 марта 2015 года следует, что категория земель в отношении земельного участка указанным кадастровым номером, не установлена.
При этом из материалов дела не усматривается отнесение земельного участка, находящегося в пользовании административного истца к определенной категории земель до 18 марта 2014 года, а также обращение административного истца к административному ответчику о внесении сведений в кадастровый учет земельного участка о категории земель, установленной ранее.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции, правильно согласился с выводом суда первой инстанции о том, что в отношении земельного участка с кадастровым номером N Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя были внесены имеющиеся сведения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую.
В соответствии с положением части 1 статьи 34 Закон N 218-ФЗ орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), вносит соответствующие сведения в ЕГРН в соответствии с порядком ведения ЕГРН, за исключением установленных частью 2 статьи 34 Закона N 218-ФЗ случаев.
Как следует из материалов дела, распоряжением департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 14 декабря 2018 года N 20149-РДЗ определена категория земельных участков, находящихся в урбанизированной части города федерального значения Севастополь, в том числе и земельного участка с кадастровым номером N, площадью 16 300 кв. м - "земли населенных пунктов".
Согласно данному распоряжению Управление земельных отношений час обязано в течение пяти рабочих дней направить в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя документы (содержащиеся в них нор сведения) для внесения сведений в ЕГРН о категории земель земельных участков, указанных в приложении N1.
В адрес Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя Распоряжение направлено 16 января 2019 года.
Сведения об установлении категории земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 28 января 2019 года.
Ссылаясь на изложенное, судами верно установлено, что сведения в ЕГРН о категории земель земельного участка, находящегося в пользовании административного истца внесены в соответствии с частью 1 статьи 34 Закон N 218-ФЗ.
Ссылаясь на положения части 1 статьи 16, части 3 статьи 18 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" судами верно отмечено, что срок определения кадастровой стоимости земельного участка законодатель поставил в зависимость от даты внесения сведений в ЕГРН.
При этом верно указано, что Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером N направлено в адрес ГБУ "Центр государственной кадастровой оценки" 6 февраля 2019 года.
С учетом изложенного, норм права, регулирующих спорные правоотношения отказывая в удовлетворении административных исковых требований ПК ГСК "Надежда-5" суды верно указали, что на момент выдачи кадастрового паспорта на земельный участок принадлежащий истцу, административным ответчиком бездействия не допущено, в ЕГРН внесены все имеющиеся сведения о земельном участке. После установления категории земли, сведения в ЕГРН были внесены в установленный срок. Направление в ГБУ "Центр государственной кадастровой оценки" информации об изменении сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером N в нарушение трехдневного срока не привело к нарушению прав истца, поскольку датой определения кадастровой стоимости в таких случаях является день, по состоянию на который в ЕГРН внесены сведения, являющиеся основанием для определения кадастровой стоимости, а не дата направления сведений.
Доводы жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 25 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 18 июня 2019 года оставить без изменения, а кассационную жалобу председателя ПК "ГСК Надежда-5" ФИО8 без удовлетворения.
ПредседательствующийСудьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.