Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Асеева Д.В, Асеевой В.Н, Асеевой С.В, Русиновой М.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 30 июля 2019 года по административному иску Асеева Д.В, Асеевой В.Н, Асеевой С.В, Русиновой М.В. об оспаривании решений министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Асеев Д.В, Асеева С.В, Асеев В.Н, Русинова М.В. обратились в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании незаконными приказов от 6 ноября 2018 года об отказе в предоставлении в собственность земельного участка N 104 Русиновой М.В, N 105 Асееву Д.В, N 107 Асееву В.Н, N 108 Асеевой С.В.
Просили возложить обязанность на министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым разделить земельный участок площадью 48, 3962 га, расположенный на территории Почетненского сельского совета Красноперекопского района и повторно рассмотреть вопрос о передаче земельного участка в собственность членам бывшего фермерского хозяйства "Стимул 2012" в порядке завершения оформления прав.
Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 6 мая 2019 года требования административного искового заявления удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 30 июля 2019 года решение суда первой инстанции отменено, по делу приято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной Асеевым Д.В, Асеевой В.Н, Асеевой С.В, Русиновой М.В, в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного, и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 3 февраля 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
Как следует из материалов дела, 15 марта 2011 года между Асеевым Д.В. и Красноперекопской районной государственной администрацией был заключен договор аренды земельного участка площадью 50, 0 га для ведения фермерского хозяйства на территории "адрес".
Между Асеевым Д.В. и Красноперекопской районной государственной администрацией 1 марта 2012 года заключен договор аренды земли N 04, согласно которому Асееву Д.В. в срочное платное пользование передан земельный участок площадью 48, 3962 га для организации и ведения фермерского хозяйства, расположенный на территории "адрес", сроком на пять лет.
Дополнительным соглашением к договору аренды земли от 1 марта 2012 года N 04 внесены изменения и арендатором земельного участка указано Фермерское хозяйство "Стимул 2012" в лице главы Асеева Д.В, которое зарегистрировано в горрайотделе Госкомзема 30 ноября 2012 года.
Распоряжением Красноперекопской районной государственной администрации от 18 декабря 2012 года гражданам Украины - членам фермерского хозяйства "Стимул 2012" разрешена разработка технической документации по землеустройству для ведения фермерского хозяйства Асееву Д.В, Асеевой С.В, Асееву В.Н, Асеевой Н.И, Русиновой М.В.
Указанные 27 сентября 2018 года Асеев Д.В, Асеева С.В, Асеев В.Н, Русинова М.В. в соответствии с Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым обратились в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлениями о предоставлении земельного участка площадью 96793 кв. м в собственность в порядке завершения оформления права, начатого до 21 марта 2014 года.
Оспариваемыми приказами Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 6 ноября 2018 года NN 104, 105, 107, 108 в предоставлении земельного участка в собственность Русиновой М.В, Асееву Д.В, Асееву В.Н, Асеевой С.В. отказано на основании пункта 13 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" поскольку в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:06:100501:122, частью которого является испрашиваемый земельный участок, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о предоставлении земельного участка для осуществления деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством.
Пунктом 12 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года N 313 установлены основания к отказу в удовлетворении заявления о переоформлении или завершении оформления прав - основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Согласно пункту 1 части 6 статьи 13 приведенного Закона основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются, в том числе наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи.
В соответствии с пунктом 13 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии, в том числе такого основания как то, что в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
На основании пункта 1 части 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий, а именно обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно данным официального сайта Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым и администрации Красноперекопского района Республики Крым, а также официальному периодическому печатному изданию муниципального образования Красноперекопский район "Вестник органов местного самоуправления муниципального образования Красноперекопский район" выпуск N 16 от 30 ноября 2017 года, выпуск N 12 от 30 ноября 2018 года, выпуск N 2 от 28 февраля 2019 года, извещение о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 483962 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты" для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства было опубликовано в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации.
Указанное выше основание исключает передачу оспариваемого земельного астка административным истца в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Таким образом, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, при вынесении оспариваемых приказов не допустил нарушение прав и законных интересов административных истцов, действовал в соответствии с нормами земельного законодательства и в рамках предоставленных полномочий.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к законному и обоснованному выводу об отмене решения суда первой инстанции и отказе в удовлетворении исковых требований.
Поскольку судом второй инстанции не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 30 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.