дело N 2а-277/2019
г. Краснодар |
06.02.2020 |
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е. и Карасовой Н.Х, рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО5 на решение Серафимовичского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску ФИО5 к Администрации Зимняцкого сельского поселения "адрес", заинтересованное лицо: Администрация Серафимовичского муниципального района "адрес" о признании незаконным бездействия по заключению договора социального найма жилого помещения и решения о признании помещения служебным.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, установил:
ФИО5 обратилась в суд с административным иском о признании незаконными бездействия Администрации Зимняцкого сельского поселения "адрес" (сельская администрация) по заключению договора социального найма жилого помещения, а также решения от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения служебным.
В обоснование иска ФИО5 указала на то, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и административным ответчиком заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", который в последствии сторонами расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ сельская администрация предложила ФИО5 подписать договор найма служебного помещения, от заключения которого последняя отказалась, полагая незаконным уклонение муниципального органа от заключения договора социального найма и дальнейшей передаче жилого помещения административному истцу в собственность в порядке приватизации. Ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов ФИО5 просила об удовлетворении административного иска.
Решением Серафимовичского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ требования ФИО5 удовлетворены частично. Постановление Администрации Зимняцкого сельского поселения Серафимовичского муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отнесении жилого помещения к служебному жилому помещению" признано незаконным в части распространения его действия на отношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции в части удовлетворения административного иска отменено, в остальной части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО5 ставит вопрос об отмене состоявшихся по административному делу судебных актов как незаконных, принятии по делу нового решения об удовлетворении требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных положениями статьи 328 КАС РФ, для отмены судебных актов.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Из пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решения, действия (бездействие) органа, обладающего властными полномочиями, могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц. В силу части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.
В соответствии со статьей 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Договор найма служебного жилого помещения в силу части 3 статьи 104 ЖК РФ заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.
Согласно пункту 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Пунктом 3 названных Правил установлено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество.
Как видно из материалов дела, жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", на основании Распоряжения "адрес" N-р от ДД.ММ.ГГГГ приобретено администрацией "адрес" как служебное.
На основании "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Серафимовичский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями", было передано в муниципальную собственность Зимняцкого сельского поселения с пометкой "служебное жилье".
Между администрацией Зимняцкого сельского поселения и ФИО5 был заключен договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
По соглашению сторон ДД.ММ.ГГГГ указанный договор расторгнут.
Администрацией Зимняцкого сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 предложено заключить и подписать договор найма служебного жилого помещения, от чего административный истец отказалась.
Постановлением Администрации Зимняцкого сельского поселения Серафимовичского муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N данное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду - служебному жилому помещению.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что сельской администрацией не допущено незаконного бездействия, выразившегося в незаключении с административным истцом договора социального найма, а принятое муниципальным органом постановление об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду - служебному жилому помещению соответствует требованиям нормативных актов, регулирующих порядок принятия таких решений.
С такими выводами суда первой инстанции надлежит согласиться, поскольку из содержания договора от ДД.ММ.ГГГГ вопреки доводам кассационной жалобы не следует, что жилое помещение передавалось административному истцу на условиях договора социального найма. По условиям договора (п.1), жилое помещение предоставлено ФИО5 во временное владение и пользование, что соответствует договорам найма специализированного жилого помещения.
Доказательств того, что ФИО5 была поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, что в силу частей 3 и 4 статьи 57 и статьи63 ЖК РФ является основанием для принятия решения уполномоченного органа о предоставлении жилого помещения гражданину на условиях договора социального найма, в деле не имеется.
Таким образом, доводы административного истца о том, что с ней был заключен договор социального найма на упомянутое жилое помещение, материалами дела не подтверждается.
Из анализа материалов дела установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ и до рассмотрения настоящего дела ФИО5 и члены ее семьи пользуются спорным жильем в отсутствие какого-либо договора.
При таких обстоятельствах, поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ спорное жилое помещение не было обременено правами истца, постановление администрации Зимняцкого сельского поселения о включении жилого дома в число служебных принято в пределах полномочий органа местного самоуправления и закону не противоречит.
Поскольку занимаемое истцом жилое помещение является служебным, то оснований для возложения на административного ответчика обязанности заключить с ФИО5 договор социального найма не имеется.
Вместе с тем, надлежит согласиться и с решением суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для признания постановления сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ N незаконным, поскольку на день рассмотрения дела в суде указанный пункт, которым предусматривалось распространение действия постановления на отношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, был исключен другим постановлением Администрации Зимняцкого сельского поселения -от ДД.ММ.ГГГГ N. Следовательно, оснований для признания постановления в указанной части незаконным у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, судами при рассмотрении дела не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, в связи с чем кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
решение Серафимовичского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.