дело N 2а-258/2019
г. Краснодар |
19 марта 2020 года |
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе
Председательствующего Капункина Ю.Б, судей Малаевой В.Г. и Мальмановой Э.К, при секретаре Матвеевой Я.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Васильева А.Н. на решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 12 сентября 2019 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 21 ноября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к Комитету транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области о признании бездействия незаконным и понуждении принять на баланс автодорогу.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, пояснения прокурора отдела Солдатова С.А, суд
установил:
Прокурор Октябрьского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц (далее - заявитель, административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, в котором, с учетом уточнений, просил; признать незаконным бездействие Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области в части непринятия мер по определению протяженности автомобильной дороги "Абганерово - Садовое (Республика Калмыкия)" (в границах территории Волгоградской области), принятии автомобильной дороги "Абганерово - Садовое (Республика Калмыкия)" (в границах территории Волгоградской области) на баланс Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области в соответствии с фактической протяженностью; обязать Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области в 3-месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к определению протяженности автомобильной дороги "Абганерово - Садовое (Республика Калмыкия)" (в границах территории Волгоградской области), принять автомобильную дорогу "Абганерово - Садовое (Республика Калмыкия)" (в границах территории Волгоградской области) на баланс Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области в соответствии с фактической протяженностью.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Октябрьского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) на территории Октябрьского муниципального района Волгоградской области, в ходе которой установлено. Согласно информации Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее - Комитет) от 24 августа 2018 года автомобильная дорога "Абганерово - Садовое (Республика Калмыкия)" (в границах территории Волгоградской области) является собственностью Волгоградской области и находится в оперативном управлении Комитета. Протяженность данной автомобильной дороги на территории Октябрьского района в границах Волгоградской области, находящейся на балансе Комитета, составляет "данные изъяты" километра. Указанная протяженность автомобильной дороги "Абганерово - Садовое" на территории Октябрьского района была утверждена распоряжением Главк Администрации Волгоградской области от 16 апреля 2004 года N 346-р, которое в настоящее время утратило силу.
Общая протяженность автомобильной дороги "Абганерово - Садовое (Республика Калмыкия)" составляет 51, 8 км.
Участок вышеуказанной автомобильной дороги в настоящее время на балансе какой-либо организации, осуществляющей обслуживание автомобильных дорог, не состоит; расположен в кадастровом квартале N, в границах "адрес"
Согласно информации ОГИБДД ОМВД России по Октябрьскому району от 20 сентября 2018 года, 03 августа 2018 года на 32 км+600 метров автомобильной дороги "Абганерово - Садовое (Республика Калмыкия)" произошло дорожно - транспортное происшествие.
Из акта обследования дорожных условий в месте совершения ДТП данный участок автомобильной дороги "Абганерово - Садовое (Республика Калмыкия)" содержит выбоину в дорожном покрытии шириной 2, 81 метра, длиной 3, 81 метра, глубиной 0, 09 метров.
Согласно информации Комитета от 07 мая 2019 года определение протяженности автомобильной дороги "Абганерово - Садовое (Республика Калмыкия)", расположенной в границах Волгоградской области, последний раз проводилось в 1992 году.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 24 мая 2010 года N 231-п "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области) автомобильная дорога "Абганерово - Садовое (Республика Калмыкия)" (в границах территории Волгоградской области) включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения без указания ее фактической протяженности, однако мер по ее определению с 24 мая 2010 года и по настоящее время Комитетом не принималось.
Отсутствие сведений о фактической протяженности автомобильной дороги существенным образом ущемляет права и законные интересы лиц, использующих указанную автомобильную дорогу по назначению, поскольку затраты на содержание, текущий и капитальный ремонт автомобильной дороги "Абганерово - Садовое (Республика Калмыкия)" осуществляются не на всю ее фактическую протяженность.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении основных принципов безопасности дорожного движения, закрепленных в ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Решением решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 12 сентября 2019 года удовлетворены административные исковые требования.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 21 ноября 2019 года решение от 12 сентября 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанций, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Судами допущено нарушение норм процессуального права; прокурором выбран неверный способ защиты права.
Определением судьи от 7 февраля 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.
Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности; полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12 Закона N 196-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Согласно ст. 12 Федерального закона N196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Октябрьского района Волгоградской области в мае 2019 года проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" на территории Октябрьского муниципального района Волгоградской области, по результатам которой выявлено следующее.
Постановлением администрации Волгоградской области N 231-п от 24 мая 2010 года утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области, в пункте 529 которого значится автомобильная дорога "Абганерово - Садовое (Республика Калмыкия)" (в границах территории Волгоградской области).
Таким образом, указанная автомобильная дорога в границах территории Волгоградской области является дорогой общего пользования регионального или межмуниципального значения и вопреки доводам апелляционной жалобы комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области не является бесхозяйной.
Согласно информации ОГИБДД ОМВД России по Октябрьскому району 03 августа 2018 года на 32 км+600 метров автомобильной дороги "Абганерово - Садовое (Республика Калмыкия)" около 10:00 произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которых пострадал ФИО12 который двигаясь на мотоцикле "данные изъяты", со стороны с. Садовое Республики Калмыкия в сторону с. Абганерово Волгоградской области, наехал на выбоину в дорожном покрытии, в результате чего не справился с управлением и совершил опрокидывание мотоцикла.
Из акта обследования дорожных условий в месте совершения ДТП данный участок автомобильной дороги "Абганерово - Садовое (Республика Калмыкия)" содержит выбоину в дорожном покрытии шириной 2, 81 метра, длиной 3, 81 метра, глубиной 0, 09 метров.
Из ответов администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области от 15 августа 2018 года и от 22 августа 2018 года следует, что при мониторинге земель установлено, что часть автодороги "Абганерово - Садовое" в границах Аксайского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области, а часть - в границах Сарпинского района Республики Калмыкия, при этом ДТП, в результате которого пострадал ФИО13 произошло в кадастровом квартале N в границах Аксайского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области.
Из ответа Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 24 августа 2018 года по факту ДТП от 3 августа 2018 года следует, что протяженность автомобильной дороги "Абганерово - Садовое" на территории Октябрьского муниципального района в границах Волгоградской области, которая находится в оперативном управлении Комитета, в соответствии с данным бухгалтерского учета составляет "данные изъяты" км.
В акте проверки от 15 августа 2019 года отражено, что на участке автомобильной дороги "Абганерово - Садовое (Республика Калмыкия)" (в границах территории Волгоградской области) при движении в сторону Республики Калмыкия фотосьемкой зафиксированы показания одометра автомобиля, равные 32, 6 км, а также местоположение с использованием автомобильного навигатора и мобильного приложения сервиса "Публичная кадастровая карта", которым указано местоположение - в границах Волгоградской области.
При этом из копии дислокации дорожных знаков на автомобильной дороге общего пользования регионального значения "Абганерово - Садовое", представленное ОГИБДД МО МВД России "Сарпинский" Республики Калмыкия, следует, что протяженность автодороги составляет с 0 по 19 км.
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что на территории Аксайского сельского поселения Октябрьского муниципального района с 32.2 км до границы с Республикой Калмыкия имеется участок автомобильной дороги "Абганерово - Садовое (Республика Калмыкия)" (в границах территории Волгоградской области), который на балансе административного ответчика не значится.
Ввиду отсутствия данного участка автомобильной дороги на балансе обслуживающих организаций привлечь к административной ответственности виновных лиц, допустивших приведение автомобильной дороги в ненадлежащее техническое состояние, не представляется возможным, в связи с чем 03 октября 2018 года врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Октябрьскому району вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении по факту вышеуказанного ДТП.
Согласно Положению о Комитете транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской обл. от 24 ноября 2014 года N 29-п (ред. от 22 апреля 2019 года) "Об утверждении Положения о комитете транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области" Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области определяет протяженность автомобильных дорог.
Однако протяженность автомобильной дороги "Абганерово - Садовое (Республика Калмыкия)" (в границах территории Волгоградской области) была утверждена распоряжением главы администрации Волгоградской области N 346-р от 16 апреля 2004 года, которое в настоящее время утратило силу в связи с изданием распоряжения Главы Администрации Волгоградской области от 24 мая 2010 года N 451-р.
Судами верно указано, что данные бухгалтерского учета не могут свидетельствовать о выполнении административным ответчиком своих полномочий по определению протяженности указанной автомобильной дороги, находящейся в оперативном управлении Комитета, а наличие на указанной дороге общего пользования регионального значения участка, не значащегося на балансе административного ответчика, свидетельствует о ненадлежащем выполнении Комитетом транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области своих обязанностей по определению протяженности автомобильной дороги.
С учетом установленных обстоятельств, норм права, регулирующих спорные правоотношения, суды пришли к правильному выводу об удовлетворении административных исковых требований, указав, что со стороны органа исполнительной власти в лице Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области допущено нарушение требований действующего законодательства, а также требований об исполнении обязанности по решению вопросов регионального значения, а именно по соблюдению принципов безопасности дорожного движения, закрепленных в ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", поскольку административный ответчик с момента принятия постановления администрации Волгоградской области от 24 мая 2010 года N 231-п до настоящего времени не предпринял мер к определению протяженности автодороги в границах Волгоградской области и к принятию на баланс автодороги "Абганерово - Садовое (Республика Калмыкия)" (в границах территории Волгоградской области) всей ее протяженности с целью обслуживания.
Доводы жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 12 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 21 ноября 2019 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Васильева А.Н. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.