N 2а- 231/19
г. Краснодар |
04.02.2020 |
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Карасовой Н.Х, рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ад- ФИО8 на решение Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску Ад- ФИО8 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Ялтинского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственным регистраторам ФИО5, ФИО6, ФИО7 о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, установил:
Ад- ФИО8 обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав в обоснование требований на то, что на основании мирового соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным определением Октябрьского районного суда "адрес", к нему в порядке отступного перешло право собственности на недвижимое имущество, которое подлежит государственной регистрации. Административный истец подал в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (Госкомрегистр) заявление о государственной регистрации прав на четыре земельных участка, расположенных по адресам: поселок городского типа Приморский по "адрес" Республики Крым; поселки городского типа Симеиз и Кацивели "адрес" Республики Крым; "адрес" Республики Крым; "адрес" N-А "адрес" Республики Крым. Решениями Госкомрегистра, выраженными в уведомлениях от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, государственная регистрация перехода права собственности на земельные участки приостановлена; решениями, принятыми в виде сообщений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, Ад- ФИО8 отказано в государственной регистрации перехода права собственности на участки. Ад- ФИО8 считает принятые Госкомрегистром решения не соответствующими закону и создающими препятствия для осуществления прав по государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество. Ссылаясь на изложенное, Ад- ФИО8 просил суд признать незаконными решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, обязать административного ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление и произвести государственную регистрацию право собственности Ад- ФИО8 на земельные участки.
Решением Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, в административном иске отказано. В кассационной жалобе Ад- ФИО8 просит судебные акты обеих инстанций отменить как незаконные, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле. Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены судебных актов. Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости регулируются положениями Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ, что следует из содержания части 1 статьи 1 указанного Федерального Закона (далее - Закон от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ).
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 6 статьи 1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 14 того же закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации,
входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе. Как указано в части 2 статьи 69 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами. Согласно части 3 статьи 69 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ). В соответствии со статьей 27 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Ад- ФИО8 обратился в Госкомрегистр с заявлениями о государственной регистрации права в отношении вышеупомянутых земельных участков. Уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ N, N и от ДД.ММ.ГГГГ N, N государственная регистрация перехода права собственности на земельные участки приостановлена. В последующем, в связи с тем, что в течение срока приостановления причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, не были устранены, письменными сообщениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ заявитель уведомлен о том, что в государственной регистрации перехода права собственности на вышеприведенные земельные участки ему отказано. Разрешая спор, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, пришли к правильному выводу о том, что изложенные государственными регистраторами в уведомлениях 23/001/600/2018-446, N, N, N основания для приостановления государственной регистрации перехода права собственности на земельные участки являются правомерными.
Суды достоверно установили, что на момент рассмотрения государственными регистраторами заявлений административного истца сведения о регистрируемых объектах (земельных участках) в Едином государственном реестре недвижимости отсутствовали, представленные Ад- ФИО8 договоры купли-продажи земельных участков (от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) в установленном законом порядке не зарегистрированы, государственный кадастровый учет земельных участков не осуществлялся, с соответствующими заявлениями заинтересованные лица в уполномоченные органы не обращались. Отказывая в административном иске, суды обоснованно указали на то, с учетом специфики возникших правоотношений и положений Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", административным истцом не подтверждена достоверность истории сделок по переходу права собственности к предыдущему правообладателю земельных участков, а выявленные при правовой экспертизе представленных на государственную регистрацию документов недостатки и расхождения, исключают возможность принятия их в качестве достоверных и достаточных, что, в свою очередь, препятствует государственной регистрации заявленного, но не подтвержденного права. С выводами судов надлежит согласиться, поскольку они постановлены в соответствии с нормами материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела. Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на факты, наличие которых процессуальным законом определено как основание для отмены судебного решения, в связи с чем постановленные судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба -без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, определил:
решение Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Ад- ФИО8 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.