Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего Руденко Ф.Г., судей Мамия М.Р., Якубовской Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Н.В. к Управлению пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе Ростовской области о включении периодов работы в специальный стаж и досрочном назначении страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Ивановой Н.В., поступившей с делом 26 декабря 2019 года, на решение Октябрьского районного суда Ростовской области от 05.03.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18.06.2019.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
Истец Ивановой Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе Ростовской области о включении периодов работы в специальный стаж и досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением Октябрьского районного суда Ростовской области от 05.03.2019 исковые требования Ивановой Н.В. удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18.06.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Ивановой Н.В. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Ивановой Н.В. просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и принятия по делу нового решения об удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указано, что судом должным образом не были исследованы материалы дела, суд неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил и неправильно применил нормы материального права.
По мнению кассатора, судами неверно дана оценка доказательствам, представленным истцом.
В судебное заседание не явилась Ивановой Н.В.
В судебное заседание не явился представитель Управления пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе Ростовской области.
Согласно п. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что, 24.10.2017г. Ивановой Н.В. обратилась в ГУ УПФР в Октябрьском районе Ростовской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью и иной работой по охране здоровья населения.
Решением ГУ УПФР в Октябрьском районе Ростовской области от 24.04.2018 в назначении досрочной страховой пенсии по старости ей было отказано, в том числе, ввиду отсутствия подтверждения от компетентного органа Республики Грузия об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в качестве причины отказа включения в общий страховой стаж значительных периодов работы было указано на то, что наименование медицинского учреждения, в котором истец осуществляла трудовую деятельность, не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, и не предусмотрено включение в трудовой стаж нахождение на курсах повышения квалификации.
С решением ответчика истец не согласен, полагает его нарушающим право истца на досрочное пенсионное обеспечение.
Не согласившись с решением Управление Пенсионного фонда в Октябрьском районе Ростовской области истец обратилась в суд и с учетом уточнения исковых требований, просила признать право Ивановой Н.В. на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязать ГУ УПФР в Октябрьском районе Ростовской области включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы на территории Республики Грузия: в АО медицинский концерн "Курацио" скорой помощи "АРДИ" - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры медицинской помощи "АРДИ", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры, в медсанчасти П/О "АЗОТ" г. Рустави с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры палатной реанимации и интенсивной терапии, в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 6 месяцев; ВСЭС Горздравотдела г. Рустави с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности помощника врача в отделе коммунальной гигиены, а также курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы в МУЗ "ЦРБ" Константиновского района Ростовской области, назначить Ивановой Н.В. досрочную трудовую пенсию по старости с 24.10.2017.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что поскольку на дату обращения истца к ответчику с заявлением о назначении пенсии, даже с учетом включенного судом периода деятельности, у Ивановой Н.В. отсутствовал необходимый специальный страховой стаж, оснований для обязания ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию, у суда первой инстанции не имелось.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях в РФ", досрочная страховая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством РФ было принято Постановление от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с пп. "н" п. 1 названного Постановления, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пункте 17 постановления от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией правы граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Из представленного истцом Ивановой Н.В. выписки из устава АО медицинский концерн "Курацио" следует, что данное лечебное учреждение имеет коммерческий характер деятельности, как в республике, так и за ее пределами.
При таком характере выполняемой работы деятельность Ивановой Н.В. в АО медицинский концерн "Курацио" обоснованно признана судами не подлежащей включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
В целях пенсионного обеспечения в РФ приняты Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" и другие нормативные акты, которые предусматривают право граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на трудовую пенсию в случае приобретения необходимого страхового стажа в порядке, предусмотренном законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.
Из материалов дела усматривается, что Ивановой Н.В. является гражданином РФ, постоянно проживает в РФ, в период с сентября 1987г. по февраль 2008г. жила и работала в Республике Грузия. Трудовую деятельность, в том числе подлежащую включению в специальный стаж, она осуществляла в Республике Грузия и в РФ.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан РФ и Грузии урегулированы Соглашением от 16.05.1997, заключенным между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, в ст. 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан РФ и Грузии, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они имеют место постоянного проживания.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Соглашения для определения права на пенсию, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ и Грузии (в т.ч. до вступления в силу настоящего Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31.12.1991.
В ст. 1 Соглашения дано понятие трудового (страхового) стажа - это продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, которая признается в качестве таковой законодательством РФ или Грузии во время осуществления которой уплачиваются страховые взносы на пенсионное обеспечение.
Исходя из определения трудового (страхового) стажа, данного в абзаце 5 статьи 1 Соглашения от 16 мая 1997г, периоды работы после 1 января 1991 года (даты начала уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР могут быть включены в трудовой (страховой) стаж при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение.
Указанные периоды работы на территории Республики Грузия подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.
Таких доказательств материалы дела не содержат.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года, в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464.
Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", действовавшим до 01.11.1999 года, для среднего медицинского персонала отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии предусмотрен льготный порядок исчисления специального стажа: один год работы в этих должностях и подразделениях следует считать за один год и 6 месяцев.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
В связи с вышеизложенным судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда Ростовской области от 05.03.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18.06.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Ивановой Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи М.Р. Мамий
Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.