Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей: Мамий М.Р, Мартыновой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО10 к администрации МО Туапсинский район об установлении факта проживания по адресу: "адрес" признании права на получение мер социальной поддержки, как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации по кассационной жалобе ФИО10 на решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 27 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 4 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, судебная коллегия
установила:
ФИО10 обратилась в суд с иском к администрации МО Туапсинский район о признании права на получение мер государственной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, как лишившаяся жилья в результате чрезвычайной ситуации.
Решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 27 февраля 2019 года отказано в удовлетворении исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 04 июля 2019 года решение суда от 27 февраля 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО10 - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО10 просит отменить указанные судебные акты, дело направить на новое рассмотрение, полагая, что судебными инстанциями допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права. Кроме того, судебными инстанциями неверно установлены обстоятельства по делу, суд не принял во внимание тот факт, что при покупке спорной квартиры были использованы денежные средства, выделяемые по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал, предоставленный истцу в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также материнский (семейный) капитал, предоставленный истцу в соответствии с Законом Краснодарского края от 22 февраля 2005 года N 836-КЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае".
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В судебное заседание Четвертого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, в судебное заседание не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили.
При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судебными актами установлено, что 24 и 25 октября 2018 г. в Туапсинском районе Краснодарского края произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение, в результате которого "адрес" расположенный по адресу: "адрес" был подтоплен.
В указанном жилом доме на праве собственности истцу принадлежит "адрес".
На основании распоряжения администрации МО Туапсинский район N 181-р от 16 ноября 2018 года многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными ливневыми дождями, произошедшей на территории МО Туапсинский район 24 октября 2018 года.
ФИО10 на момент чрезвычайной ситуации не была зарегистрирована в "адрес", расположенной в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу по адресу: "адрес".
Судами установлено, что ФИО10 является собственником спорной квартиры на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, которая обременена ипотекой в силу закона. Также при покупке указанного жилого помещения ФИО10 использованы денежные средства, выделяемые по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал, предоставленный истцу в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также материнский (семейный) капитал, предоставленный истцу в соответствии с Законом Краснодарского края от 22 февраля 2005 года N 836-КЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из того, что согласно Порядку предоставления меры государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 сентября 2015 года N 891 право на получение социальной выплаты имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации на день ее возникновения, однако истец этим критериям не соответствует.
Судебная коллегия кассационной инстанции не может согласиться с такой позицией судебных инстанций по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
В соответствии со статьей 10 закона Краснодарского края от 13 июля 1998 года N 135-КЗ "О защите населения и территорий Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", высший исполнительный орган государственной власти края, в том числе, принимает решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Согласно статье 1 Закона Краснодарского края от 03 июля 201ё5 года N 3210-КЗ "О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций" право на получение мер государственной поддержки имеют граждане /Российской Федерации постоянно проживавшие и зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания в результате ЧС на день ее возникновения, собственники указанных жилых помещений и члены их семей, члены семьи собственника, если собственник постоянно не проживал совместно с ними на день возникновения ЧС в указанных жилых помещениях.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 сентября 2015 года N 891 утвержден Порядок предоставления меры государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края.
Исходя из изложенных норм права суды первой и апелляционной инстанции сделали вывод, что исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку для предоставления мер государственной поддержки необходимо соблюдение следующих условий: быть гражданином Российской Федерации, быть собственником либо членом сеьи собственника жилого помещения, утраченного в результате ЧС, постоянно проживать и быть зарегистрированным по месту жате6льства в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания.
Распоряжением администрации муниципального образования Туапсинский район от 16 ноября 2018 года N 181-р многоквартирный дом, расположенный по адресу "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными ливневыми дождями, произошедшей на территории МО Туапсинский район 24 октября 2018 года.
Суд кассационной инстанции исходит из того, что в соответствии во статьей 27 Конституции российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительств.
Согласно части 1 статьи 20 Гражданского Кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации N4 за 2016 год, утвержденном Президиумом Верховного суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, обращено внимание судов на то, что из содержания ст. 20 ГК РФ, ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N5252-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и само по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 года N4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не поражает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, само по себе отсутствие регистрации истца по месту жительства по смыслу приведенных норм, не влечет за собой невозможность реализации права, в том числе, на получение государственной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, при наличии доказательств утраты гражданином жилья в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что отсутствие регистрации ФИО10 в домовладении, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации, признанном аварийным в результате ЧС и подлежащим сносу, является безусловным основанием к отказу в иске, не основан на нормах действующего законодательства. Само по себе отсутствие регистрации истцов по месту жительства, не влечет за собой невозможность реализации права на получение мер государственной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, при наличии доказательств утраты гражданином принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Таким образом, суду первой и апелляционной инстанций следовало исходить из необходимости правильного определения юридически значимых обстоятельств, а именно: факта постоянного проживания в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, утраты жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, принадлежности указанного жилого помещения истцу на праве собственности.
Установление указанных условий является необходимым и достаточным для признания лиц пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, введенной распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 октября 2018 года N 266-р и внесения в список граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение мер государственной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций и полагает, что судебными интенциями допущены существенные нарушения норм процессуального и материального права.
Как установлено в части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
С учётом изложенного судебная коллегия полагает, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права, а также норм процессуального права, регламентирующих процесс доказывания и оценку доказательств, являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 04 июля 2019 года нельзя признать законным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 04 июля 2019 года отменить.
Материалы дела направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.