Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудрявцевой Е.Н, судей Косарева И.Э, Никольской О.Л, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Берневега О.И. на решение Гагаринского районного суда г. Севастополь от 17 апреля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 11 июля 2019 года по иску Министерства обороны Российской Федерации к Берневега О.И. о признании права отсутствующим.
Заслушав доклад судьи Кудрявцевой Е.Н, судебная коллегия
установила:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Берневега О.И, в котором с учётом уточненных требований просило признать отсутствующим право собственности на земельный участок площадью 0, 045 га, расположенный в "адрес" признать недействительным государственный акт о праве частной собственности на него, истребовать земельный участок из чужого незаконного владения ответчика в федеральную собственность.
В обоснование исковых требований указано, что право собственности ответчика на земельный участок возникло на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 19.03.2010 года N962-р "Об утверждении комплексного проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 0, 8701 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания квартала индивидуальных жилых домов Обслуживающим жилищно-строительным кооперативом "Эрфольг" и о передаче в собственность гражданам - членам данного кооператива земельных участков, размещенных в районе ул.Челнокова, в г. Севастополе". Однако, на тот момент спорный земельный участок в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины от ДД.ММ.ГГГГ находился в пользовании Черноморского флота Российской Федерации, в пределах территории военного городка N. В связи с чем, Севастопольская городская государственная администрация не имела права распоряжаться данными землями. Военный городок N распоряжением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 195-Р передан в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства. Земельный участок ответчика является частью земельного участка, занимаемого воинским формированием - военный городок N N
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 17 апреля 2019 года иск Министерства обороны Российской Федерации удовлетворён частично. Признано недействительным свидетельство о праве собственности на земельный участок N (индексный номер N выданное ДД.ММ.ГГГГ Регистрационной службой Главного управления юстиции в г.Севастополе на имя Берневега О.И. о праве собственности на земельный участок N, площадью 450, 00 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", площадью 450, 00 кв.м, расположенный по ул. Челнокова в г. Севастополь кадастровый номер N (ранее присвоенный кадастровый номер N данный земельный участок истребован из незаконного владения Берневега О.И. в федеральную собственность. В иных требованиях отказано. Разрешён вопрос о судебных расходах.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 11 июля 2019 года решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 17 апреля 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Берневега О.И. излагает просьбу об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права. Указывает, что выводы суда о том, что спорный земельный участок является большей частью земельного участка военного городка N, который до передачи в федеральную собственность использовался Российской Федерацией на основании соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины, является ошибочным. Также полагает, что неверен вывод суда о том, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешел в собственность физического лица вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, фактически являясь на момент предоставления частью земельного участка военного городка N Черноморского флота РФ. Судом необоснованно не применен срок исковой давности к спорным правоотношениям, истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
На судебное заседание в суд кассационной инстанции стороны по делу не явились.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно пункту 2 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьёй 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Как видно из материалов дела, распоряжением Севастопольской городской государственной администрацией от ДД.ММ.ГГГГ N Обслуживающему жилищно-строительному кооперативу "Ерфольг" дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания квартала индивидуальных жилых домов в районе ул. Челнокова, ориентировочной площадью 0, 9 га.
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрацией от ДД.ММ.ГГГГ N утверждён комплексный проект землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 0, 8701 га установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания квартала индивидуальных жилых домов обслуживающим жилищно-строительным кооперативом "Ерфольг". В собственность членам кооператива переданы земельные участки, расположенные в районе "адрес", (согласно Приложению), в том числе, Берневега О.И. предоставлен земельный участок площадью 0, 045 га по ул. "адрес" с разрешённым использование для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек (приусадебный участок).
Земельный участок поставлен на кадастровый учёт, присвоен кадастровый номер N (ранее присвоенный кадастровый номер N
ДД.ММ.ГГГГ года ответчику выдано свидетельство о праве собственности на данное имущество.
Распоряжением Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года N в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе, военный городок N, расположенный, в том числе в бухте Круглая (пляж "Омега"), площадью 11, 1063 га (N" в прилагаемом перечне).
ДД.ММ.ГГГГ между Правительством Севастополя и Минобороны России, в лице ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России, подписан акт приёма-передачи имущества, в состав которого вошёл военный городок N, площадью 11, 1063 га, расположенный, в том числе в бухте Круглая (пляж "Омега").
Пунктом 3 Распоряжения Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года N195-РП ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России предложено обеспечить осуществление подготовки документации, необходимой для постановки передаваемого имущества на кадастровый учет и регистрации прав на него, иных фактических и юридических действий.
До передачи в федеральную собственность военный городок использовался Российской Федерацией на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины от ДД.ММ.ГГГГ, Украинская Сторона передает Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой инфраструктуры, а также акваторию бухт в городе Севастополе и Феодосийском порту, указанные соответственно в приложениях N2 и N3 и картах N1 и N2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота.
Российская Сторона использует арендуемые земельные участки, размещенные на них объекты береговой инфраструктуры и акватории бухт в соответствии с действующим законодательством Украины.
В соответствии со статьей 2 Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота ДД.ММ.ГГГГ, основная база Черноморского флота Российской Федерации находится в городе Севастополе. В основной базе Черноморского флота Российской Федерации размещаются его штаб и другие органы управления, а также воинские формирования, предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации. Перечень и параметры объектов, используемых Черноморским флотом Российской Федерации в городе Севастополе, содержатся в Приложении N2.
Согласно Приложению N 2 к указанному Соглашению в пользовании Черноморского флота Российской Федерации находится военный городок N, в границах территории которого размещалась Дача военного Совета Черноморского Флота Российской Федерации.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес" площадью 109961 кв.м, кадастровый квартал N, установлена категория земель "земли населённых пунктов", вид разрешенного использования земельного участка: "обеспечение обороны и безопасности N
В соответствии со статьей 326 Гражданского кодекса Украины в государственной собственности находится имущество, которое принадлежит государству Украина. От имени и в интересах государства Украина право собственности осуществляют соответственно органы государственной власти. Управление имуществом, которое находится в государственной собственности, осуществляется государственными органами, а в случаях, предусмотренных законом, может осуществляться иными субъектами.
Распоряжением Кабинета Министров Украины N 555-р от 21 декабря 2005 года "Об управлении государственным имуществом, которое использовал Черноморский флот прежнего СССР" на Фонд государственного имущества Украины возложены функции по управлению государственным имуществом, указанным в приложениях 2 и 3 к Соглашению, и имуществом, которое не включено в настоящие приложения, но фактически используется Черноморским флотом Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность и земель, указанных в абзаце втором настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Земельный участок, занимаемый военным городком N в соответствии с международным договором - Соглашением между Российской Федерацией и Украиной ДД.ММ.ГГГГ, являлся государственной собственностью Украины, находился в аренде у Российской Федерации, правом распоряжения данным имуществом обладали государственные органы власти Украины в соответствии с условиями международных соглашений с Российской Федерацией.
Как было установлено судом, земельный участок расположен в пределах Гагаринского района г. Севастополя, находился в пользовании Вооруженных Сил Российской Федерации согласно Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от ДД.ММ.ГГГГ, у Севастопольской городской государственной администрации отсутствовало право на передачу спорного земельного участка Берневега О.И. Территория военного городка N N не выбывала из пользования Черноморского флота Российской Федерации. Земельный участок, на котором расположен военный городок N474 Черноморского флота, использовался, в том числе под размещение Дачи Военного Совета Черноморского флота Российской Федерации.
Согласно проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что земельный участок площадью 450 кв.м, кадастровый номер N (ранее присвоенный кадастровый номер: N), расположенный по адресу: "адрес", на момент предоставления в частную собственность частично (большей частью) входил в состав земельного участка военного городка N, находившегося, в пользовании Черноморского флота Российской Федерации в соответствии с Соглашением между Российской Федерации и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота ДД.ММ.ГГГГ его фактическим границам.
Также в результате судебной экспертизы установлено, что существующее в настоящее время ограждение военного городка N является фактическими границами занимаемого им земельного участка. Данное капитальное ограждение, представляющее собой наборный забор из железобетонных плит и железобетонных стоек, не менялось с ДД.ММ.ГГГГ, то есть более 15 лет.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из того, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешёл в собственность ответчика вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных отношений, являлся частью земельного участка военного городка N Черноморского флота Российской Федерации, что соответствует нормам материального и процессуального права, а также обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что спорный земельный участок ответчика к землям специальной категории не относится и никогда не относился, основаны на не подтверждённой позиции стороны ответчика и переоценке имеющихся в деле доказательств.
Как было установлено судом, границы фактического пользования земельным участком военного городка N с ДД.ММ.ГГГГ не изменялись и право фактического пользования не прекращалось.
Таким образом, право собственности на спорный земельный участок возникло у Берневега О.И. на основании решения органа, который не был уполномочен на передачу земель, входящих в состав земельного участка военного городка и поэтому данный объект недвижимости подлежит истребованию в федеральную собственность Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что спорный земельный участок перешёл в собственность ответчика на законных основаниях и ответчик, при этом, является добросовестным приобретателем, являются несостоятельными, поскольку указанный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешёл в собственность Берневега О.И. вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, при этом право истца на указанное имущество не прекращалось.
Также учитывается, что сведений об освоении и возведении ответчиком на спорном земельном участке капитальных строений, материалы дела не содержат, и что обстоятельства фактического владения Берневега О.И, в отличие от фактического владения истца, данным недвижимым имуществом, в ходе судебного разбирательства своего подтверждения не нашло. Более того, установлено, что ответчик доступ на спорный земельный участок не имел.
Довод жалобы о том, что истцом не предоставлены документы, подтверждающие право собственности Министерства обороны Российской Федерации на земельный участок, опровергаются материалами дела.
Законным владельцем земельного участка военного городка N, часть которого составляет спорный земельный участок, ДД.ММ.ГГГГ являлась Российская Федерация, участок находился в пользовании Черноморского флота Российской Федерации, в настоящее время в установленном законом порядке земельный участок передан в собственность Российской Федерации. Регистрации права собственности Российской Федерации на данное имущество препятствует наличие зарегистрированного права ответчика.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Согласно пунктам 1, 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам.
Таким образом, спорный объект недвижимости решением суда обоснованно истребован из незаконного владения Берневега О.И.
Доводы кассационной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности являются несостоятельными, поскольку срок исковой давности по заявленным требованиям не пропущен, так как исчисляется с момента, когда Министерство обороны Российской Федерации узнало о нарушении своего права после передачи ДД.ММ.ГГГГ по акту территории военного городка N в федеральную собственность на основании распоряжения Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года N195-РП. С иском в суд Министерство обороны Российской Федерации обратилось ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного срока.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были рассмотрены судами и получили оценку с соответствующим правовым обоснованием, не подтверждают существенных нарушений норм права, направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу и, применительно к полномочиям суда кассационной инстанции, не могут рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополь от 17 апреля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 11 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Берневега О.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Н. Кудрявцева
Судьи О.Л. Никольская
И.Э. Косарев
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.