Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей: Мамий М.Р, Мартыновой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО10, ФИО11 к администрации МО Апшеронский район о включении в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации по кассационной жалобе ФИО2 на решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 23 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, судебная коллегия
установила:
ФИО2, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО10, ФИО11 обратилась в суд с иском к администрации МО Апшеронский район о включении в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.
Решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 23 апреля 2019 года отказано в удовлетворении исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 июля 2019 года решение суда от 23 апреля 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО2 - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО2 просит отменить указанные судебные акты, дело направить на новое рассмотрение, полагая, что судебными инстанциями допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права. Судебными инстанциями неверно установлены обстоятельства по делу, суд не принял во внимание тот факт, что при расчете за жилой дом и земельный участок были использованы денежные средства, выделяемые по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал, предоставленный истцу в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
В судебное заседание ФИО1 кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, в судебное заседание не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили.
При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судебными актами установлено, что в результате дождей и ливней 24 и 25 октября 2018 года в Апшеронском районе Краснодарского края произошло подтопление домовладения, расположенного по адресу: "адрес".
Указанный жилой дом и земельный участок являются общей долевой собственностью ФИО2, несовершеннолетних ФИО10 и ФИО11 по 1/3 доли у каждого, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации МО Апшеронский район N 412 от 05 ноября 2018 года "О признании жилых помещений, расположенных на территории муниципального образования Апшеронский район непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной циклоном, произошедшим на территории муниципального образования Апшеронский район 24 октября 2018 года, сопровождающимся обильными осадками и приведшим к подъему уровня воды в реке Пшиш", жилое помещение, расположенное по адресу "адрес", признано непригодным для проживания и находится в реестре под N 3.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 сентября 2015 года N 891 утвержден Порядок предоставления меры государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 2 раздела 1 Порядка право на получение социальной выплаты имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации на день ее возникновения.
Из представленных материалов дела следует, что ФИО2 и ее несовершеннолетние дети: ФИО10 и ФИО11 не были зарегистрированы в домовладении, признанном не пригодным для проживания по адресу: "адрес".
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, судебные инстанции исходили из того, что согласно Порядку предоставления меры государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 сентября 2015 года N 891 право на получение социальной выплаты имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации на день ее возникновения, однако истец и ее дети таковыми не является.
Судебная коллегия кассационной инстанции не может согласиться с такой позицией судебных инстанций по следующим основаниям.
Представленными материалами дела установлено, что ФИО2, ФИО10 и ФИО11 являются собственниками спорного домовладения и земельного участка по 1/3 доли каждый, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 3 договора купли-продажи недвижимости отчуждаемая недвижимость оценивается по соглашению сторон в 433 026 рублей, из которых стоимость жилого дома - 333 026 рублей, стоимость земельного участка - 100 000 рублей, при этом сумма в размере 433 026 рублей оплачивается за счет средств по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал, предоставляемых ФИО2 в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", которая является владельцем государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 октября 2018 года N 266-р "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края", в результате сильных дождей и ливней 24, 25 октября 2018 года, резкого подъема уровня воды в реках Краснодарского края и произошедшего в результате этого подтопления территорий Краснодарского края на территории Апшеронского района Краснодарского края введен режим чрезвычайной ситуации.
В соответствии со статьей 1 Закона Краснодарского края от 3 июля 2015 года N 3210-K3 "О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций", граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие и зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации (далее - утраченные жилые помещения) на день ее возникновения (далее - граждане, лишившиеся жилого помещения) имеют право на получение мер государственной поддержки.
Из системного толкования вышеуказанных правовых норм следует, что обязательными условиями для получения гражданами вышеназванной названной единовременной денежной выплаты являются: проживание гражданина на момент возникновения чрезвычайной ситуации в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении, утраченном в результате чрезвычайной ситуации и являющимся для этого гражданина единственным жильем, регистрация гражданина в указанном жилом помещении по месту жительства, признание этого жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания вследствие чрезвычайной ситуации, отсутствие у гражданина правовых оснований для получения помощи в приобретении жилого помещения взамен утраченного в соответствии с федеральным законодательством.
Между тем, судебные инстанции, отказывая ФИО2, действующей как в своих интересах, так и в интересах несовершеннолетних детей ФИО10 и ФИО11, в удовлетворении исковых требований о включении ее и детей в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации на территории Ашперонского района Краснодарского края, не учли, что ни у истца, ни у ее несовершеннолетних детей в собственности иных жилых помещений не имеется, кроме того, при приобретении домовладения по адресу: "адрес", были использованы средства по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал, предоставляемых ФИО2 в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Судебными инстанциями оставлено без внимания и надлежащей оценки и то обстоятельство, что спорный жилой дом был приобретен за счет средств материнского капитала, подав соответствующее заявление в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Отказывая ФИО2 в удовлетворении исковых требований по указанным выше основаниям, судебные инстанции не приняли во внимание положения норм Гражданского кодекса Российской Федерации о презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений и разумности их действий. Документом, послужившим основанием для регистрации права собственности ФИО2 и ее несовершеннолетних детей на спорный жилой дом, являлся договор купли-продажи который был зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости.
Данные доказательства с точки зрения приведенных выше норм материального права, устанавливающих презумпцию добросовестности участников гражданских отношений, в нарушение статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись предметом исследования и оценки судебных инстанций при разрешении требований ФИО2
При таких обстоятельствах судебная коллегия кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций и полагает, что судебными интенциями допущены существенные нарушения норм процессуального и материального права.
Как установлено в части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
С учётом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права, а также норм процессуального права, регламентирующих процесс доказывания и оценку доказательств, являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 июля 2019 года нельзя признать законным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 июля 2019 года отменить.
Материалы дела направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.