Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Мартыновой Н.Н, Мамия М.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калининского района Краснодарского края в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования Калининский район, Управлению социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Калининском районе, Министерству труда и социального развития Краснодарского края об обязании включения в свободный список претендентов на получение социальных выплат, по кассационной жалобе Управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Калининском районе, поступившей с делом 05 декабря 2019 года, на решение Калининского районного суда Краснодарского края от 04.06.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08.10.2019.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав прокурора ФИО6, возражавшую относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Калининского района Краснодарского края в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Калининский район, Управлению социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Калининском районе, Министерству труда и социального развития Краснодарского края об обязании включения в свободный список претендентов на получение социальных выплат.
Решением Армавирского районного суда Краснодарского края 04.06.2019 исковые требования прокурора Калининского района Краснодарского края, действующего в интересах ФИО1 удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08.10.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционные жалобы Администрации муниципального образования Калининский район, Управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Калининском районе и Министерства труда и социального развития Краснодарского края без удовлетворения.
В кассационной жалобе Управление социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Калининском районе просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора Калининского района Краснодарского края в интересах ФИО1.
По мнению заявителя, судами первой и апелляционной инстанции были нарушены нормы материального и процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что при вынесении вышеуказанных судебных актов были допущены нарушения норм материального и процессуального права, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов истца.
По мнению кассатора, оснований для обеспечения ФИО1, жильем за счет средств федерального бюджета не имеется.
В судебное заседание явился прокурор ФИО6, возражавшая относительно доводов кассационной жалобы.
В судебное заседание не явились представители Администрации муниципального образования Калининский район, Управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Калининском районе и Министерства труда и социального развития Краснодарского края.
Согласно п. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 в целях реализации права на предоставление меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обратился с заявлением от 19.12.2018 о предоставлении указанной меры социальной поддержки на имя заместителя министерства труда и социального развития Краснодарского края.
Согласно письму министерства труда и социального развития краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N.126 "Об отказе во включении в список граждан-претендентов, подлежащих включению в сводный список претендентов, ФИО1", руководителю УСЗН в Калининском законе сообщено, что статус инвалида боевых действий ФИО1 установлен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается удостоверением инвалида о праве на льготы серии XVI N, выданным военкоматом Республики Марий Эл. Кроме того, он принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - ДД.ММ.ГГГГ. Оснований для предоставления ФИО1 мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не имеется. Об отказе во включении в список граждан - претендентов, подлежащих включению в сводный список претендентов, необходимо уведомить ФИО1 в сроки, установленные Порядком предоставления за счет средств федерального бюджета единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения инвалидам и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий и единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, и семьям, имеющим ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних детей в возрасте до 18 лет, утвержденному постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 года N).
Письмом руководителя УСЗН в Калининском районе от 25.01.2019 года, ФИО1 был уведомлен об отказе министерства труда и социального развития Краснодарского края во включении в сводный список граждан- претендентов.
решением Калининского районного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу 2-246/2018 по исковому заявлению ФИО1 к Управлению градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район, Министерству труда и социального развития Краснодарского края, Управлению социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Калининском районе о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, требования удовлетворены частично, а именно принято решение о признании за ФИО1 права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в форме единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 04.12.2018 года указанное решение суда оставлено без изменения.
Согласно решению Калининского районного суда Краснодарского края от 17.06.2011 года по гражданскому делу 2-532-2011, признано незаконным распоряжение заместителя главы муниципального образования Калининский район N-р от 07.04.2011 года об отказе в постановке на учет гражданину ФИО1, в качестве нуждающегося в жилом помещении. ФИО1 признан нуждающимся в жилом помещении и возложена обязанность на администрацию муниципального образования Калининский район и Управление градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район поставить ФИО1 на учет, как нуждающегося в жилом помещении по категории "Ветераны- инвалиды боевых действий" с ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из распоряжения Управления градостроительства благоустройства администрации муниципального образования Калинин, район от 15.09.2011 года N-р, ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ и включен в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях под N, а также в список граждан, обеспечение жилыми помещениями которых в соответствии с действующим законодательством относится к расходным обязательствам Российской Федерации "Ветераны-инвалиды боевых действий" под N 1.
Также решением суда по делу 2-246/2011 было установлено, что право истца на получение меры социальной поддержки (обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий) возникло не позднее "... " - даты включения в список для улучшения жилищных условий при администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" по категории инвалидов войны и семей погибших воинов, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, на истца распространяется установленное подпунктом 3 п. 1 ст. Федерального закона "О ветеранах" в действующей редакции право обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в том числе в форме единовременной денежной выплаты на приобретение или строительств жилого помещения в целях реализации мер социальной поддержки - обеспечению жильем граждан отдельных категорий.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вышеуказанным решением Калининского районного суда от 29.08.2018 по гражданскому делу 2-246/2018, обязательны для суда, рассматривающего настоящее дело с участием тех же лиц.
В соответствии подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. ст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как следует из подп. А п. 7 ч. 2 ст. 1 Закона Краснодарского края от 28.07.2006 года N 1077-КЗ "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий", к гражданам отдельных категорий федеральной подведомственности относятся ветераны и приравненные к ним лица категории граждан, имеющие право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, указанные в пункте 1 статьи 23.2 Федерального закон:. 12 января 1995 годаN5-ФЗ "О ветеранах" (далее - ветераны).
В соответствии с п. 1.2 Порядка предоставления за счет средств федерального бюджета единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещении инвалидам и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий и единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, и семьям, имеющим ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних детей возрасте до 18 лет (утв. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 года N229) (далее - Порядок), настоящий Порядок определяет порядок и условия предоставления отдельным категориям граждан, в которую включены инвалиды боевых действий, за счет средств федерального бюджета единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения принятым в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края (далее - органы местного самоуправления) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу п. 1.5 указанного Порядка, граждане, относящиеся к категории инвалиды боевых действий имеют право на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с п.2.1 Порядка, сведения о гражданах, вставших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005 и список граждан - претендентов на получение единовременной денежной выплаты (далее - список претендентов) формируются из числа граждан указанных в пункте 1.2 настоящего Порядка.
Список претендентов формируется управлениями социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края - муниципальных образованиях (далее - управления социальной защиты населения) из числа граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по соответствующей категории граждан, указанных в пунктах 1.2.1 и 1.2.2 настоящего Порядка, и подавших заявление на имя министра социального развития и семейной политики Краснодарского края предоставлении единовременной денежной выплаты (далее - заявление).
Таким образом, Федеральным законом от 12.01.1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" установлен порядок реализации гражданами, отнесенными к категории "Инвалид боевых действий" нуждающимися в улучшении жилищных условий, права на предоставление такой меры социальной поддержки, как обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
В силу вышеуказанных положений закона, реализация права истца на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, как инвалид боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также права на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения, носит заявительный характер, путем подачи в орган местного самоуправления соответствующего заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с приложенными к заявлению документами, подтверждающими право состоять на таком учете, а также при наличии такого учета - в орган социальной защиты населения, в целях включения в список претендентов на получение вышеуказанной единовременной денежной выплаты.
Согласно ч.2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.
В связи с вышеизложенным судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда Краснодарского края от 04.06.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08.10.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Калининском районе - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.