Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Мартыновой Н.Н, Мамия М.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к администрации муниципального образования город Краснодар о признании постановления незаконным, постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по кассационной жалобе администрации муниципального образования город Краснодар, поступившей с делом 05 декабря 2019 года, на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 27.03.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17.09.2019.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав ФИО1, представителя ФИО12, возражавших относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Истцы ФИО2, ФИО11 действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО4, ФИО6 обратились в суд с иском к Администрации муниципального образования город Краснодар о признании постановления незаконным, постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 27.03.2019 исковые требования ФИО2, ФИО11 действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО4, ФИО6 удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17.09.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации муниципального образования г. Краснодар - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Администрация муниципального образования г. Краснодар просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО11 действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО4, ФИО6.
В обоснование жалобы указано, что судами неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно определен предмет доказывания, не исследованы все необходимые обстоятельства.
По мнению кассатора, ФИО1 не были представлены в полном объеме документы, подтверждающие право состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В судебное заседание явилась ФИО1 и представитель по доверенности ФИО12
В судебное заседание не явился представитель Администрации муниципального образования "адрес".
Согласно п. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч.5 ст.379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что, 16.02.2018 ФИО1 обратилась в администрацию муниципального образования г. Краснодар с заявлением о признании граждан малоимущими в целях принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставив необходимый пакет документов.
Администрацией муниципального образования г. Краснодар постановлением от 04.10.2018 N отказано ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО4, ФИО6 в признании малоимущими в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Причиной отказа стало то обстоятельство, что ФИО1 не были представлены в полном объёме документы, подтверждающие право её семьи быть признанной малоимущей в целях принятия на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях: уведомление гражданина о наличии (отсутствии) у него предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований признания нуждающимся в жилом помещении, выданное в порядке и по форме, которые установлены органом исполнительной власти Краснодарского края в области жилищно-коммунального хозяйства.
При этом ФИО1 зарегистрирована по месту жительства в жилом доме по "адрес" края. Гражданин ФИО2 зарегистрирован по месту жительства в "адрес" края. Регистрация граждан ФИО3, ФИО4, ФИО4, ФИО6 по месту жительства также подтверждена.
Решением Советского районного суда города Краснодара от 14.08.2017 установлен юридический факт постоянного проживания ФИО1, ФИО2 с несовершеннолетними детьми с 2011 года на территории муниципального образования город Краснодар. По данным ГБУ КК "Крайтекинвентаризация-Краевое БТИ" и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО4, ФИО6 не являются собственниками недвижимого имущества в городе Краснодаре. Действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями за последние пять лет ФИО1 и членами её семьи не совершались.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что необходимые документы для получения муниципальной услуги ФИО1 были представлены в полном объеме.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Ст. 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч.1 ст. 11 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2009 г. N1890 - КЗ "О порядке признании граждан малоимущими в целях принятия их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях" совершеннолетний дееспособный гражданин, действующий в личных интересах и интересах членов своей семьи (одиноко проживающий гражданин), в целях признания их малоимущими (далее - заявитель) обращается по месту своего жительства в уполномоченный орган либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии с заявлением о признании его и членов его семьи малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - заявление), в котором указывает сведения о составе своей семьи с учетом положений ст. 2 настоящего Закона. Заявления от имени одиноко проживающих недееспособных граждан подают их законные представители. Форма заявления устанавливается органом исполнительной власти Краснодарского края в области жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно ст.3 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2009 г. N1890- КЗ "О порядке признании граждан малоимущими в целях принятия их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях" малоимущими гражданами в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях признаются граждане и члены их семей (одиноко проживающие граждане), имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, определяемой в установленном порядке, которую необходимо приобрести гражданину и членам его семьи (одиноко прожинающему гражданину) для обеспечения их жилыми помещениями по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 указанного Закона следует, что имущественная обеспеченность граждан определяется как сумма стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и (или) членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению (далее также - имущество), и суммарного дохода гражданина и членов его семьи (одиноко проживающего гражданина) за расчетный период (далее также - доход), исчисляемых в порядке, установленном настоящим Законом.
Ст. 50 ЖК РФ определено понятие учетной нормы площади жилою помещения, в соответствии с которым учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 49 ЖК РФ нуждающимися в жилом помещении могут быть признаны: а) малоимущие граждане, б) иные категории граждан, определенные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу положений ст.7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N210-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлен запрет на требование от заявителей органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, предоставления документов и информации, которые уже имеются в распоряжении государственных органов.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ, со ссылкой на п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые могли привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение ст. 53 Жилищного кодекса РФ и соответствующих ей подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст.10 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность в совершенных мной гражданских правоотношениях предполагается.
Таким образом, администрацией муниципального образования г. Краснодар в признании истцов малоимущими в целях принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях отказано необоснованно, так как ФИО1 предоставлено решение Советского районного суда г. Краснодара от 14.08.2017, которым установлен факт постоянного проживания по месту временной регистрации ФИО1 с семьей, и иные документы, необходимые для рассмотрения заявления.
В связи с вышеизложенным судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 27.03.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17.09.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования г. Краснодар - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.