Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Якубовской Е.В, Мамия М.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым о признании незаконным отказа в предоставлении меры социальной поддержки, по кассационной жалобе Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, поступившей с делом 10 декабря 2019 года, на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 04.04.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 04.09.2019.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, путем использования систем видеоконференцсвязи, выслушав представителя Министерства труда и социальной защиты Республики Крым по доверенности ФИО6, поддержавшую доводы кассационной жалобы, а также ФИО1, возражавшую относительно доводов кассационной жалобы судебная коллегия
установила:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым о признании незаконным отказа в предоставлении меры социальной поддержки.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 04.04.2019 исковые требования ФИО7 удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 04.09.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Министерство труда и социальной защиты Республики Крым просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и принятии нового решения по делу, которым в исковых требованиях ФИО1 отказать в полном объеме.
В обоснование жалобы указано, что судом должным образом не были исследованы материалы дела, суд неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил и неправильно применил нормы материального права.
По мнению кассатора, судами не проверен факт правомерности выдачи удостоверения многодетной семьи на имя ФИО1, а также, учитывая, что семья ФИО1 зарегистрирована в г. Евпатория по месту пребывания на срок до 09.10.2020, и имеет место постоянного жительства за пределами Республики Крым, право на получение мер социальной поддержки у нее отсутствует.
Судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции проведено путем видеоконференц-связи в соответствии со ст. 155.1 ГПК РФ допускается участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи (введена Федеральным законом от 26.04.2013 N 66-ФЗ).
В судебное заседание явились: представитель Министерства труда и социальной защиты Республики Крым по доверенности ФИО6 поддержавшая доводы кассационной жалобы, пояснив, что просит об отмене решения Евпаторийского городского суда Республики Крым от 04.04.2019 и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 04.09.2019 и вынесении по делу нового решения, а так же ФИО1, возражавшая относительно доводов кассационной жалобы.
В ходе судебного заседания при использовании систем видеоконференцсвязи технических сбоев не зафиксировано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что, ФИО1, обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым о признании незаконным отказа в предоставлении меры социальной поддержки.
В обоснование требований указав на то, что истец и члены ее семьи зарегистрированы по месту жительства в г. Белгород, фактически проживают в жилом доме, принадлежащем истцу на праве собственности по адресу: "адрес", зарегистрированы в нем по месту пребывания. Истец производит оплату квартплаты и коммунальных услуг.
При обращении в Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым, истцу было отказано в предоставлении мер социальной поддержки по категории "многодетная семья", в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в Республике Крым.
По мнению истца, решение ответчика является незаконным, в связи с чем истец просила суд: признать решение Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатория Республики Крым об отказе в предоставлении мер социальной поддержки многодетных семей на компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50 % процентов незаконным, обязать Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатория Республики Крым восстановить право истца на меры социальной поддержки многодетных семей на компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50%.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что принимая во внимание фактическое проживание семьи ФИО8 в жилом помещении в г. Евпатория Республики Крым, наличие у них регистрации по месту пребывания в данном жилом помещении, не использование ими права на получение мер социальной поддержки по месту регистрации в г. Белгород и в г. Севастополе, меры социальной поддержки истице должны быть предоставлены субъектом Российской Федерации по месту ее фактического проживания и регистрации по месту пребывания Департаментом труда и социальной защиты населения Администрации г. Евпатории Республики Крым. Действие Закона Республики Крым "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Республике Крым" распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих местожительства в Республике Крым. Регистрация семьи в доме в г. Евпатория по месту пребывания и фактическое проживание в нем порождает у истца право на получение мер социальной поддержки.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Указом Президента Российской Федерации N 431 от 05.05.1992 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлены меры социальной поддержки многодетных семей, в том числе скидки в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
П. 3 Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.
В силу ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).
Закон Республики Крым от 17.12.2014 N 39-ЗРК/2014 "О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым", устанавливающий виды компенсаций, в том числе и частичную компенсацию оплаты коммунальных услуг многодетным семьям, фактически был принят в целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 431 от 05.05.1992 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
В соответствии со ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", регистрация не входит в понятие "место жительства", а является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства.
В связи с вышеизложенным судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 04.04.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 04.09.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства труда и социальной защиты Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.