Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего Руденко Ф.Г., судей Якубовской Е.В., Мамия М.Р., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чикунова Л.В. к Управлению пенсионного фонда РФ в городе-курорте Анапа Краснодарского края о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в городе-курорте Анапа Краснодарского края от 26.02.2019 незаконным, по кассационной жалобе Чикунова Л.В., поступившей с делом 12 декабря 2019 года, на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 06.06.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12.09.2019.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав представителя Чикунова Л.В. по доверенности Пельхер Л.Б, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Истец Чикунова Л.В. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ в городе-курорте Анапа Краснодарского края о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в городе-курорте Анапа Краснодарского края от 26.02.2019 незаконным.
Решением Анапского городского суда Краснодарского края от 06.06.2019 в удовлетворении исковых требований Чикунова Л.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12.09.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Чикунова Л.В. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Чикунова Л.В. просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и направлении дела на новое рассмотрение в Анапский городской суд.
В обоснование жалобы указано, что судом должным образом не были исследованы материалы дела, суд неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил и неправильно применил нормы материального права.
По мнению кассатора, ответчиком незаконно отказано истцу во включении в специальный трудовой стаж периодов работы в должности медицинской сестры. Также заявитель считает, что судами неверно дана оценка доказательствам, представленным истцом.
В судебное заседание явилась представитель Чикунова Л.В. по доверенности Пельхер Л.Б, пояснив, что просит об отмене решения Анапского городского суда Краснодарского края от 06.06.2019 и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12.09.2019.
В судебное заседание не явился представитель Управления пенсионного фонда РФ в городе-курорте Анапа Краснодарского края.
Согласно п. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц. Явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что, 14.01.2019 Чикунова Л.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда в городе-курорте Анапе Краснодарского края по вопросу назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 26.02.2019 ей было отказано в назначении страховой пенсии по старости согласно п.20 ч.1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения.
При этом из ее специального стажа были исключены следующие периоды работы:
С 01.02.1990 г. по 07.06.1990 г. - в институте Здоровья на должности медицинской сестры по массажу.
Основанием для исключения данного периода по мнению ответчика является то, что учреждение, в котором протекала трудовая деятельность, не относится к учреждениям здравоохранения, поименованных в Списке должностей и учреждений, работа в которых дает прав на назначение досрочной пенсии по старости.
Кроме того, в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. (10 мес. 9 дней) она работала в должности медсестры-анестезистки и реанимации в Интинской центральной городской больницы. Работа в должности медсестры-анестезистки и реанимации в Интинской центральной городской больницы вместо 10 месяцев 9 дней составляет 15 месяцев 5 дней, поскольку указанный стаж должен исчисляться в полуторном размере, как работа в районах Крайнего Севера.
Также не включены в специальный стаж следующие периоды работы.
С ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. в должности медсестры процедурного кабинета пансионата "Родник";
с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. в должности медицинской сестры по массажу института "Здоровья семьи";
с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. в должности медицинской сестры лечебного корпуса, медицинской сестры по массажу в ОАО "Санаторий "Родник";
с ДД.ММ.ГГГГ. г. по ДД.ММ.ГГГГ г. в должности медицинской сестры по массажу в ЗАО "Санаторий "Русь";
с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. в должности медицинской сестры по массажу в ЗАО "Санаторий "Родник";
с ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время в должности медицинской сестры по массажу в ФГШУ "Санаторий Эллада" ФНС России.
Истец полагает, что обжалуемое решение является незаконным, поскольку основным видом деятельности учреждений, в которых она работала, является ведение медицинской (лечебной) деятельности.
Не согласившись с решением Управление Пенсионного фонда в городе-курорте Анапе Краснодарского края истец обратилась в суд с требованием о признании решения Управления пенсионного фонда в городе-курорте Анапе Краснодарского края N от 26.02.2019 незаконным и обязать УПФ РФ в городе-курорте Анапе Краснодарского края включить в специальный стаж Чикунова Л.В. для назначения ей досрочной пенсии по старости следующие периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры процедурного кабинета пансионата "Родник";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры по массажу института "Здоровья семьи";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры лечебного корпуса, медицинской сестры по массажу в ОАО "Санаторий "Родник";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры по массажу в ЗАО "Санаторий "Русь";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры по массажу в ЗАО "Санаторий "Родник";
с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности медицинской сестры по массажу в ФГЛПУ "Санаторий Эллада" ФНС России.
Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 мес. 9 дней) в должности медсестры-анестезистки и реанимации в Интинской центральной городской больницы вместо 10 месяцев 9 дней зачесть в размере 15 месяцев 5 дней.
Обязать Управление Пенсионного фонда в городе-курорте Анапе Краснодарского края назначить Чикунова Л.В. досрочную трудовую пенсию по старости с 21.03.2019.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что истцом не предоставлено документов, подтверждающих отнесение указанных санаториев ни к одному из профильных санаториев, предусмотренных законодательством в качестве организаций осуществляющих лечебную и иную деятельность, по охране здоровья населения.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о назначении страховой пенсии) право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утверждены: Список должностей и учреждений работа в которых, засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости липам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, вступивших в силу с 14.11.2002г.
Наряду с вышеперечисленными нормативными актами применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное нал начете трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями ст. 27 и 28 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001г... утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516 (далее Правила от 11.07.2002 г. N 516).
Порядок подтверждения периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 ст. 2 Федерального Закона от 17.12.2001г. N 173-Ф3, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2011г. N 258н.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ изложенной в Постановлением от 19.01.2004 N 2-П, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правового регулирования.
В целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении выслуги лет применялись следующие нормативные акты, регулировавшие порядок исчисления стажа:
- до 01.11.1999 г.- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 (далее Список от 06.09.1991 г. N 464).
после 01.11.1999 - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее Список от 22.09.1999 г. N 1066) и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее Правила от 22.09.1999 N 1066), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066.
В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ перечисленные документы принимались во внимание при определении права на досрочную пенсию в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 (далее Список от 06.09.1991 N 464), действовавшего до 01.11.1999. Данный Список не конкретизировал Перечень учреждений здравоохранения, но основанным условием являлся факт работы медицинского работника в учреждении. Положение ст. 30 п.1 пп.20 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013г. N 400-ФЗ содержит норму о предоставлении права на досрочную трудовую пенсию по старости медицинским работникам, осуществляющим соответствующую деятельность непосредственно в учреждениях здравоохранения. Таким образом, законодателем четко определена единственная организационно-правовая форма - учреждение. Понятие "учреждение" раскрывается в п.1 ст. 120 ГК РФ (ч.1 гл. IV "Юридические лица"). Учреждение - это единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества. Будучи не собственником, учреждение обладает весьма ограниченным правом оперативного управления на переданное ему собственником имущество. Оно не предполагает участия в предпринимательских отношениях.
Положение ст. 30 п. 1 пп. 20 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013г. N 400-ФЗ: содержит норму о предоставлении права на досрочную трудовую пенсию по старости медицинским работникам, осуществляющим соответствующую деятельность непосредственно в учреждениях здравоохранения. Таким образом, законодателем четко определена единственная организационно-правовая форма - учреждение, пансионат "Родник", институт "Здоровая семья", ОАО "Санаторий Родник", ЗАО "Санаторий Родник", организованы в форме пансионата, общества, института здоровья, и не являются учреждениями здравоохранения. Наименования вышеуказанных учреждений не соответствуют наименованиям учреждений предусмотренных Списком должностей и учреждений от 29.10.2002 N781.
С 1 ноября 1999 года, в связи с принятием Правительством РФ постановления от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" Список N 464 утратил силу. В связи с чем, не могут применяться Приказ Минздрава N 377 от 15.10.1999 и Приказ N 395 от 03.11.1999.
Оспариваемые периоды трудовой деятельности истицы протекали в периоды, когда нормативные документы, на которые в своей жалобе истица ссылается, не действовали.
Списками N 1066 от 22.09.1999 года и N 781 от 29.10.2002 действительно поименованы учреждения здравоохранения "санатории - курорты" определенного профиля, но не поименованы предприятия и общества, каковым является вышеуказанные предприятия.
В пп. 17 и 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30, Верховным Судом дано разъяснение судам первой инстанции, в котором вопрос об отнесении организации к учреждению решается в соответствии с нормами п. 2 статьи 120 ГК РФ. Из Устава ОАО пансионата "Родник", ОАО "Санаторий Родник", приобщенного к материалам дела, усматривается, что ОАО, ЗАО "в дальнейшем именуемое Общество, является коммерческой организацией, и осуществляет свою деятельность на коммерческой основе, что прямо противоречит нормам статьи 120 ГК РФ.
В связи с вступлением с 13.11.2002 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 О Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в учреждениях здравоохранения сохранено для работников санаториев (курортов) в т.ч. детских: Для лечения туберкулеза всех форм; Для больных с последствиями полиомиелита; Для гематологических больных;
Для лечения больных с нарушением опорно - двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.
Истцом не представлено документов, подтверждающих отнесение указанных санаториев ни к одному из выше перечисленных профильных санаториев.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.10.2003 N 139п предусмотрено, что в первоочередном порядке сведения о стаже представляют: организации, имеющие должности, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Пунктом 3 Порядка N 258н от 31.03.2011, предусмотрено, что периоды работы, дающие право на досрочную пенсию, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета истца, имеющейся в материалах дела, сведения о его страховом стаже за период работы после даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работодателем поданы как работа на общих основаниях, что говорит о том, что в учреждении отсутствуют рабочие места, занятость в которых дает право на назначение досрочной пенсии. Во исполнение Порядка подтверждения периодов трудовой деятельности, утв. Приказом Минздравсоцразвития N 258н от 31.03.2011, данный период включен в страховой стаж на общих основаниях.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
В связи с вышеизложенным, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Анапского городского суда Краснодарского края от 06.06.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12.09.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Чикунова Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.В. Якубовская
М.Р. Мамий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.