Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Е.В, судей Горковенко В.А, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свистовича Андрея Владимировича к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, о включении периодов работы в специальный стаж, о возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым в лице начальника управления Заитовой Н.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 16 сентября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Макаровой Е.В, судебная коллегия
установила:
Истец Свистович А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (далее также ? ГУ-УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым, пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, о включении в специальный стаж периода работы с 12 апреля 1982 года по 10 апреля 1997 года в Войсковой части N) в должностях мастера-строителя и производителя работ, о возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии с 28 ноября 2018 года.
Истец указал, что спорный период работы пенсионный орган не включил в специальный стаж, так как представленные документы не свидетельствуют достоверно о том, что войсковая часть вела новое капитальное строительство, а также не представлена справка, уточняющая особый характер работы в течение полного рабочего дня. Полагая указанное решение незаконным, истец обратился за разрешением спора в суд.
Решением Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 28 мая 2019 года в удовлетворении требований Свистовичу А.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 16 сентября 2019 года решение Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 28 мая 2019 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования истца удовлетворены.
Суд возложил на ГУ - УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым обязанность включить Свистовичу А.В. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы с 12 апреля 1982 года по 10 апреля 1997 года, а также обязал ответчика назначить Свистовичу А.В. досрочную страховую пенсию с 28 ноября 2018 года.
В кассационной жалобе представитель ГУ - УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, просит производство по делу прекратить.
Заявитель настаивает на том, что льготный стаж работы по Списку N 2 производств, цехов, профессий и должностей у Свистовича А.В. не подтвержден, общий стаж работы составляет 34 года 10 месяцев 21 день, что не дает право истцу на назначение досрочной страховой пенсии по старости согласно действующему законодательству.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В судебное заседание стороны не явились.
Руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что решением УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым от 26 апреля 2019 года Свистовичу А.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости, как лицу, проработавшему на работах с тяжелыми условиями труда, по причине отсутствия 12 лет 6 месяцев специального стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
В подсчет специального стажа пенсионный орган не включил период работы истца с 12 апреля 1982 года по 10 апреля 1997 года в должности мастера, производителя работ Воинской части N. Такое решение принято пенсионным органом со ссылкой на то, что представленные документы (трудовая книжка, архивные справки) не подтверждают выполнение работ по указанной должности в течение полного рабочего дня. Кроме того, имеющиеся в пенсионном деле документы не свидетельствуют о том, что Войсковой частью велось новое строительство капитальных объектов.
Районный суд при разрешении спора согласился с правовой позицией ответчика и принял решение об отказе Свистовичу А.В. в иске.
Суд второй инстанции вывод о наличии у пенсионного органа оснований для отказа во включении в специальный стаж Свистовича А.В. указанного выше спорного периода признал ошибочным. Дав оценку представленным в дело доказательствам, прежде всего, трудовой книжке истца и архивным справкам Министерства обороны Украины, суд установил, что Свистович А.В. с 12 апреля 1982 года работал в Войсковой части N в должности мастера, 2 февраля 1990 года ? назначен производителем работ, уволен из Войсковой части N (бывшая Войсковой часть N) 10 апреля 1997 года.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации N665 от 16 июля 2014 года и Списком N2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах (утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N1173), установив, что выполняемая истцом работа в должности мастера подлежит учету в специальный стаж при назначении досрочной страховой пенсии по старости, суд второй инстанции признал, что спорный период работы истца должен учитываться в специальный стаж, величина которого составляет необходимую предусмотренную статьей 30 Федерального закона N400-ФЗ продолжительность, в связи с чем принял решение об удовлетворении иска.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции признает данный вывод правильным, соответствующим установленным фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, нормы которого приводятся в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия досрочного назначения страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ. В соответствии с данной правовой нормой основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).
Согласно пп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Списком N 2 от 1956 года в подразделе "б" "Инженерно-технические работники" раздела XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также наземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций" предусмотрена должность мастера (десятника) и прораба.
Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, в разделе XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" позицией 2290000б-24441 предусмотрены производители работ.
Согласно п. 3 названного выше Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 4 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Разъяснения Минтруда РФ от 22 мая 1996 года N 5 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем, понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью основных трудовых функций.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Поскольку записи трудовой книжки истца и иные документы, представленные им (в том числе, архивные справки о начислении заработной платы), по выводу суда, подтверждают занятость истца на работе с тяжелыми условиями труда, а продолжительность этого периода является достаточной для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости, принятое судом решение об удовлетворении иска является правильным.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судом обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы заявителя жалобы о том, что представленные доказательства не подтверждают занятость истца в спорный период на новом строительстве, не опровергают выводы суда, сформулированные по результатам оценки доказательств, в том числе, с учетом судебных решений, принятых судами Украины и установивших факт строительства новых объектов Войсковой частью 73515. Несогласие заявителя с таким выводом не образует основания к отмене вступившего в законную силу судебного постановления, поскольку направлено на иную оценку доказательств, что не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым и отмены апелляционного определения не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 16 сентября 2019 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.