Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей: Горковенко В.А, Макаровой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству труда и социального развития Краснодарского края, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты, обязании предоставления единовременной денежной выплаты по кассационной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 11 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития Краснодарского края, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты, возложении обязанности по предоставлению единовременной денежной выплаты.
Исковые требований мотивировала тем, что является вдовой участника Великой Отечественной войны, проходившего службу в Венгрии, бывшим несовершеннолетним узником фашизма, инвалидом II группы вследствие общего заболевания. ДД.ММ.ГГГГ в управление социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара ФИО1 подано заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 11 марта 2019 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 июля 2019 года решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 11 марта 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить указанные судебные акты, полагая, что судебными инстанциями допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права. Кроме того, судебными инстанциями неверно установлены обстоятельства по делу.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явилась представитель ФИО1 по доверенности ФИО7, иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
При таких обстоятельствах, с учетом требований статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ФИО1 по доверенности ФИО7, поддержавшую доводы кассационной жалобы, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судебными актами установлено, что ФИО1, является вдовой ФИО8, обладающего статусом участника Великой Отечественной войны в связи с прохождением службы в Венгрии в 1956 году, бывшего несовершеннолетним узником фашизма, инвалида II группы вследствие общего заболевания.
ДД.ММ.ГГГГ в управление социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара ФИО1 подано заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с подпунктом 3 части 2 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее Федеральный закон "О ветеранах") и заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
По результатам рассмотрения заявления отказано во включении ФИО1 в список граждан - претендентов на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и включении в список граждан - претендентов на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
ФИО1 полагает, что отказ является незаконным.
Отказывая в удовлетворении иска и оставляя апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения, суды первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу, что вдовы участников Великой Отечественной войны, проходивших службу в Венгрии, не включены в перечень лиц, подлежащих обеспечению жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714, при этом обоснованно руководствовались следующими нормами материального права.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется в том числе следующая мера социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Данным нормативным правовым актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах". При этом в предусмотренный названным Указом Президента Российской Федерации перечень лица, принимавшие участие в боевых действиях в Венгрии 1956 года, не включены.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу, что реализация права лиц, принимавших участие в боевых действиях в Венгрии 1956 года, на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не может осуществляться в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации, поскольку лица, принимавшие участие в боевых действиях в Венгрии 1956 года, в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" не поименованы.
Судом апелляционной инстанции верно указано, что право лиц, принимавших участие в боевых действиях в Венгрии 1956 года, членов их семей на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона РФ "О ветеранах" и требованиями жилищного законодательства. Механизм реализации права на обеспечение данных лиц жильем, источник и объемы финансирования такой меры социальной поддержки, а также порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения жильем названной категории граждан закреплен в абзаце первом пункта 3 Правил от 15 октября 2005 года N 614.
Судебная коллегия приходит к выводу, что доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о нарушениях судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.
Ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену по существу правильного судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 11 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.