Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего Руденко Ф.Г., судей Якубовской Е.В., Мамия М.Р., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стебивко А.Н. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, поступившей с делом 19 декабря 2019 года, на решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 19.06.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 14.10.2019.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав прокурора Фролову Е.В, судебная коллегия
установила:
Истец Стебивко А.Н. обратился в суд с иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Решением Раздольненского районного суда Республики Крым от 19.06.2019 исковые требования Стебивко А.Н. удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 14.10.2019 решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 19.06.2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и направлении дела на новое рассмотрение.
По мнению заявителя, судом первой и апелляционной инстанции были нарушены нормы материального права.
В обоснование жалобы указано, что судами должным образом не были исследованы материалы дела.
По мнению кассатора, судами при вынесении судебных актов не приняты во внимание обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта. Кроме того, ответчик считает, что судом в нарушение норм законодательства взыскана с него государственная пошлина.
В судебное заседание не явился Стебивко А.Н..
В судебное заседание не явился представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
В судебное заседание явился прокурор Фролова Е.В.
Согласно п. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия находит, что имеются основания, предусмотренные ч. 1 ст. 397.7 ГПК РФ, для отмены состоявшегося судебного постановления в части взыскания с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым государственной пошлины.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что приказом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым N от 15.12.2014 года Стебивко А.Н. принят на государственную гражданскую службу и назначен на должность государственной гражданской службы - ведущий специалист Черноморского районного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с 15.12.2014 года. Со Стебивко А.Н. заключен служебный контракт N на неопределенный срок, что предусмотрено пунктом 2 указанного приказа.
Согласно приказу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым N-к от 12.02.2017 Стебивко А.Н. назначен на должность государственной гражданской службы - главный специалист Черноморского районного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с 13.02.2017, на основании его заявления написанного собственноручно, в связи с чем, с ним заключен срочный служебный контракт на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
По указанным обстоятельствам ранее заключенный с истцом служебный контракт от 15.12.2014 года N расторгнут, и он освобожден от замещаемой должности гражданской службы - ведущего специалис-та Черноморского районного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
07.12.2018 уведомлением N, Стебивко А.Н. предупрежден об истечении срока действия служебного контракта 31.12.2018. Данное уведомление получено им лично 20.12.2018 года, о чем свидетельствует его подпись в уведомлении.
Приказом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым N-к от 29.12.2018 прекращено действие служебного контракта со Стебивко А.Н, последний освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы - главного специалиста Черноморского районного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 09.01.2019 года. Основанием для вынесения указанного приказа явилось уведомление от 07.12.2018 N.
Согласно уведомлению N от 10.01.2019, направленному в адрес Стебивко А.Н, ему разъяснено, что в связи с расторжением служебного контракта от 13.02.2017 N и увольнением с гражданской службы 09.01.2019 ему необходимо получить трудовую книжку в день увольнения. В случае невозможности получить трудовую книжку в день увольнения, ему предложено письменно сообщить о согласии высылки данной книжки по почте. Отправление истцу указанного уведомления подтверждается копией кассового чека.
Оспаривая увольнение, истец ссылался на незаконность заключения с ним срочного трудового договора, а также на продление его служебного контракта на неопределенный срок, поскольку 09.01.2019 он находился на работе, в связи с чем, полагал, что контракт с ним продлен, так как до 01.01.2019 по окончании срочного трудового договора работодатель не ознакомил его с приказом и не произвел с ним расчет, а также не выдал трудовую книжку.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что состоявшееся решение суда первой инстанции и апелляционное определение коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым об удовлетворении исковых требований в части взыскания с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым государственной пошлины в доход государства принято с нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
Ч. 7 ст. 11 ТК РФ предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 2 этого закона; далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ представитель нанимателя - руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом (статья 21 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ предусмотрено, что поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно пунктам 3 и 5 части 2 статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ конкурс не проводится при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе; при заключении срочного служебного контракта.
Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную "данные изъяты", по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа (часть 3 статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы осуществляются на основе служебного контракта - соглашения между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим: 1) служебный контракт на неопределенный срок; 2) срочный служебный контракт (часть 1 статьи 25 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в пункте 30 Постановления от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", исходя из статьи 73 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Так, срочный служебный контракт заключается в случаях предусмотренных ст.25 Федерального закона от 27 июля 2004 г..N 79-ФЗ, а именно, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)"; замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы; замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор о целевом обучении в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы; замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории Российской Федерации; замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций; замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта; замещения должности гражданской службы гражданским служащим, достигшим предельного возраста пребывания на гражданской службе, которому в соответствии с частью 1 статьи 25.1 настоящего Федерального закона срок гражданской службы продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе; замещения должности
гражданской службы, по которой частью 14 статьи 50 настоящего Федерального закона установлен особый порядок оплаты труда; замещения должности гражданской службы в порядке ротации; в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
По смыслу закона основанием для заключения срочного служебного контракта является замещение должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций (п. 5 ч. 4). Настоящий Закон не раскрывает порядок заключения срочного служебного контракта в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций. Учитывая субсидиарное регулирование трудовым законодательством гражданской службы, к данной ситуации могут быть применены нормы, установленные Трудового кодекса Российской Федерации.
При заключении срочного трудового договора с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период времени или для выполнения заведомо определенной работы, срок трудового договора определяется сроком, на который создана такая организация. Следовательно, юридический факт, что государственный орган создан на определенный срок или только для выполнения определенных задач и функций, должен быть зафиксирован в соответствующем правовом акте.
Прекращение трудового договора с указанными работниками по основанию истечения срока трудового договора может быть произведено, если данная организация действительно прекращает свою деятельность в связи с истечением срока, на который она была создана, или достижением цели, ради которой она создана, без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно служебному контракту N от 13.02.2017, данный служебный контракт заключен Представителем нанимателя, в лице председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Спиридонова А.Ю. с государственным гражданским служащим Республики Крым Стебивко А.Н.
В силу п. 1.2 Контракта, гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности главного специалиста Черноморского районного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Пунктом 1.3 указанного Контракта, в Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Крым должность, замещаемая Гражданским служащим, отнесена к главной группе должностей категория "обеспечивающие специалисты". Также указано, что должность замещаемая Гражданским служащим - Стебивко А.Н, замещается им на определенный срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Дата начала исполнения служебных обязанностей - 13.02.2017.
Вместе с тем, служебный контракт как того требует законодательство не содержит основания заключения его на определенный срок.
С выводами судов, сделанными на основании вышеуказанных норма законодательства судебная коллегия соглашается.
Однако, с выводом суда апелляционной инстанции о том, что доводы ответчика о взыскании с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым государственной пошлины при разрешении спора являются надуманными, поскольку исходя из резолютивной части решения суда в нем отсутствует указание на взыскание с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастра Республики Крым государственной пошлины в доход государственной пошлины в доход государства согласится нельзя.
Как предусмотрено абз. 8 решения Раздольненского районного суда Республики Крым от 19.06.2019 сумма государственной пошлины в размере 5 153, 66 рублей взыскана с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в доход государства.
В силу положений пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.
Так, к государственным органам, которые по смыслу пп. 19 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины, в частности, относится в том числе: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, в том числе ее территориальные органы на основании п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, согласно которому Служба является федеральным органом исполнительной власти (Определение ГСК N 33-4774/12).
В связи с указанным, решение суда в части взыскания с ответчика государственной пошлины подлежит отмене.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (ст. 196, 330 ГК РФ) и не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
кассационную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым удовлетворить в части.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 14.10.2019 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Верховный суд Республики Крым.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.В. Якубовская
М.Р. Мамий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.