Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу председателя администрации муниципального района Тандинского кожууна Республики Тыва А.К. Монгуша на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Тандинского кожууна Республики Тыва от 24 сентября 2019г. и решение судьи Тандинского районного суда Республики Тыва от 16 декабря 2019г., вынесенные в отношении администрации муниципального района Тандинского кожууна Республики Тыва по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка Тандинского кожууна Республики Тыва от 24 сентября 2019г, оставленным без изменения решением судьи Тандинского районного суда Республики Тыва от 16 декабря 2019г, администрация муниципального района Тандинского кожууна Республики Тыва признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 200000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель администрации муниципального района Тандинского кожууна Республики Тыва А.К. Монгуш просит об отмене указанных судебных актов как незаконных.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечёт административную ответственность виновного лица.
Основанием привлечения администрации муниципального района Тандинского кожууна Республики Тыва к административной ответственности по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ послужили выводы мирового судьи о том, что администрация муниципального района Тандинского кожууна Республики Тыва не исполняет возложенные на неё законом обязанности по содержанию дорожной сети на территории сельского поселения - сумона Балгазын, входящего в состав Тандинского кожууна Республики Тыва, что было выявлено 30 августа 2019г. должностным лицом ГИБДД МО МВД по Республике Тыва.
Не соглашаясь с постановлением мирового судьи, председатель администрации муниципального района Тандинского кожууна Республики Тыва, обратившись с жалобой в районный суд, указывал на то, что согласно Уставу Тандинского кожууна Республики Тыва (пп.5 п.1 ст. 8) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог населённых пунктов, в том числе сельского поселения - сумона Балгазын Тандинского кожууна Республики Тыва, не относится к вопросам местного значения муниципального района.
Отвергая данные доводы, районный суд сослался на п.5 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ), указав, что дорожная деятельность в отношении дорог местного значения сельских поселений относится к вопросам муниципального района.
Выводы районного суда вызывают сомнения ввиду следующего.
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Исходя из положений ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Компетенция сельского поселения по вопросам местного значения определяется путем отнесения некоторых полномочий городского поселения, поименованных в ч. 1 ст. 14 названного Федерального закона, к полномочиям сельского поселения.
В силу ч.ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Из Устава Тандинского кожууна Республики Тыва (п.1 ст. 6), утверждённого решением Хурала представителей муниципального района Тандинского кожууна Республики Тыва N 138 от 9 июня 2005г, следует, что в состав муниципального района Тандинского кожууна Республики Тыва входит, наряду с прочими, сельское поселение Балгазын с сёлами Сой, Краснояровка и Мараческа.
Согласно пп. 5 п.1 ст. 8 Устава кожууна, к вопросам местного значения муниципального района отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населённых пунктов в границах муниципального района.
Вместе с тем дополнительно к жалобе заявителя представлено Положение о муниципальном дорожном фонде сумона Балгазинский Тандинского кожууна Республики Тыва, утверждённое решением Хурала представителей сумона Балгазынский Тандинского кожууна Республики Тыва N 01 от 27 февраля 2014г, из которого следует, что указанный сумон имеет дорожный фонд (часть средств бюджета кожууна) в целях осуществления дорожной деятельности в границах муниципального образования - данного сумона. Объём бюджетных средств фонда утверждается ежегодно решением Хурала представителей сумона Балгазынский Тандинского кожууна Республики Тыва.
Из Устава сельского поселения Балгазынский Тандинского кожууна Республики Тыва, утверждённого решением Хурала представителей сельского поселения Балгазынский Тандинского кожууна Республики Тыва N 15 от 25 августа 2011г, следует, что согласно п. 1.1 ст. 6 Устава в полномочия органов местного самоуправления сумона допускается передача решения вопросов местного значения, предусмотренных ст.ст. 14, 15, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (л.д. 139-185).
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В нарушение требований ст. 30.6 КоАП РФ доводы жалобы заявителя о том, что он не является уполномоченным органом местного самоуправления, ответственном за осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения - сельского поселения Балгазын Тандинского кожууна Республики Тыва, не были разрешены.
Право органов местного самоуправления передать часть полномочий органов местного самоуправления муниципального района предусмотрено Федеральным законом от 6 октября 2003 N 131-ФЗ, что районным судом не учтено в нарушение требований ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ.
Данное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, является существенным, повлиявшим на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи районного суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, в тот же суд.
При новом рассмотрении дела районному суду следует учесть положения ст. 30.6 КоАП РФ, согласно которым судья, рассматривающий в порядке административного судопроизводства жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, обязан проверить доводы жалобы в полном объёме в целях чего вправе осуществлять не только исследование представленных доказательств, но и процессуальные действия, направленные на проверку их допустимости, относимости и достоверности.
Также необходимо исследовать вопрос о закреплении законом субъекта (Республики) за указанными сельскими поселениями полномочий муниципального района по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений. В случае отсутствия таковых, следует учесть, что организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов должна относиться к вопросам местного значения муниципального района, которые они, в свою очередь, также вправе передавать сельским поселениям, что следует, как ранее отмечалось, из положений ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
решение судьи Тандинского районного суда Республики Тыва от 16 декабря 2019г. отменить, дело возвратить в тот же районный суд на новое рассмотрение.
Судья /подпись/ С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.