Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Солдатовой С.В, судей Катанаевой А.С, Колпаковой А.В, при ведении протокола помощником судьи Балашовой П.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 23OS0000-01-2018-002178-31 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка по апелляционной жалобе Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Краснодарского краевого суда 18 марта 2019 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Солдатовой С.В, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции, установила:
публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование заявленного требования указало, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 166669 кв.м, адрес установлен относительно ориентира, распложенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: "адрес" Считает, что кадастровая стоимость земельного участка, определённая по состоянию на 1 января 2016 г, в размере 68 752 629, 19 руб. значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает его права и законные интересы как арендатора, поскольку влечет увеличение размера арендных платежей.
Решением Краснодарского краевого суда от 18 марта 2019 г, постановленным в порядке упрощенного (письменного) производства, административное исковое заявление, с учетом выводов судебной оценочной экспертизы, удовлетворено.
Установлена в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 166669 кв.м, адрес установлен относительно ориентира, распложенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: "адрес" кадастровая стоимость, в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2016 г, в размере 45 447 260 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка постановлено считать 2 октября 2018 г.
На настоящее решение суда административным ответчиком департаментом имущественных отношений Краснодарского края подана апелляционная жалоба.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 2 июля 2019 г. решение Краснодарского краевого суда от 18 марта 2019 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Определением судьи Краснодарского краевого суда от 28 ноября 2019 г. отказано в передаче кассационной жалобы административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 18 марта 2019 г. и апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 2 июля 2019 г. для рассмотрения в судебном заседании в президиуме Краснодарского краевого суда.
Полагая нарушенными свои права и законные интересы постановленным по административному делу решением суда, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, выступая арендодателем по договору аренды спорного земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, будучи не привлеченным к участию в административном деле, подало настоящую апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм процессуального права, просит решение суда отменить.
На основании части 2 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) заместителем председателя Третьего апелляционного суда общей юрисдикции 28 февраля 2020 г. вынесено определение о рассмотрении в суде апелляционной инстанции настоящего административного дела коллегиально.
Руководствуясь частью 2 статьи 306, частью 1 статьи 307, частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции, с учетом сведений об извещении лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, суд приходит к выводу об отмене решения суда и направлении административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, исходя из следующего.
В силу пункта 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" на основании договора аренды N 7700002434 от 19 июля 2012 г. является арендатором земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 166669 кв.м, адрес установлен относительно ориентира, распложенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: "адрес" находящегося в собственности Российской Федерации.
Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2016 г.
В соответствии со статьей 245 КАС РФ, статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Согласно доводам административного искового заявления, административный истец, обращаясь в суд, полагая завышенным размер кадастровой стоимости земельного участка, исходил из необходимости защиты своих прав и законных интересов как плательщика арендных платежей по вышеуказанному договору аренды.
Как следует из представленных в материалы дела копий договора аренды земельного участка, дополнительного соглашения к нему от 28 июля 2017 г, расчет арендной платы за земельный участок осуществляется исходя из его кадастровой стоимости.
В силу положений пункта 4 положения "О Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея", утверждённого приказом Росимущества от 19 декабря 2016 г. N 459 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом", Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Исходя из положений статьи 47 КАС РФ, суд привлекает к участию в деле лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 7 постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" суд привлекает к участию в деле иных лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда. Например, собственника, сособственника, бывшего собственника, соарендатора объекта недвижимости (статья 47 и часть 3 статьи 247 КАС РФ).
Суд первой инстанции, осуществляя подготовку административного дела к судебному разбирательству, вынес определение от 29 декабря 2018 г. (т. 1 л.д. 147-150), в котором указал на привлечение в качестве административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, департамента имущественных отношений Краснодарского края, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, в качестве заинтересованного лица - администрации муниципального образования город Армавир.
Между тем, суд первой инстанции не разрешилвопрос о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица органа, осуществляющего полномочия собственника федерального имущества, переданного в аренду административному истцу, кадастровая стоимость которого является предметом административного искового заявления.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о допущенном существенном нарушении норм процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции, что влечет безусловную отмену судебного акта и направление дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении следует учесть изложенное выше, устранить допущенные нарушения, принять меры к привлечению к участию в деле лиц, чьи права и законные интересы будут затрагиваться принимаемым решением и вынести решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Согласно статье 312 КАС РФ, в случае, если после рассмотрения административного дела по апелляционным жалобе, представлению поступят иные апелляционные жалобы, представления, по которым срок апелляционного обжалования был восстановлен, они подлежат рассмотрению судом апелляционной инстанции.
В случае, если в результате рассмотрения указанных в части 1 настоящей статьи апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции придет к выводу о незаконности или необоснованности ранее вынесенного апелляционного определения, оно отменяется и выносится новое апелляционное определение.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311, 312 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Краснодарского краевого суда от 18 марта 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 2 июля 2019 г. отменить.
Направить административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на новое рассмотрение в Краснодарский краевой суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.