Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Вдовиченко С.В, судей Семеновой И.А, Морозковой Е.Е, при секретаре Булгаковой Д.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-466/2019 по административному исковому заявлению ООО "Нижневартовский центр по техническому освидетельствованию оборудования и промышленной экспертизе объектов" (далее - ООО НЦТО" к правительству Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Управлению Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ханты-Мансийского автономного округа - Югре об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости по апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Уральскому федеральному округу на решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Вдовиченко С.В, судебная коллегия
установила:
ООО "НЦТО" является собственником объекта недвижимости -земельного участка, с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: служебные гаражи, Объекты дорожного сервиса, общей площадью 6961+/-29 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" Участок образован в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 6 188 кв.м.
Постановлением правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 августа 2015 года N249-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (далее - постановление 07 августа 2015 года N249-п) утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (приложение 2).
В соответствии с названным постановлением кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка определена по состоянию на 06 февраля 2019 года в размере 18 049 664, 17 руб.; сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) 07 февраля 2019 года.
ООО "НЦТО", ссылаясь на положения налогового законодательства, статью 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) и считая свои права нарушенными необходимостью нести бремя повышенных налоговых платежей, находящихся в прямой зависимости от величины кадастровой стоимости объекта недвижимости, обратилось в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 06 февраля 2019 года - 5 123 296 руб, подтвержденной отчетом об оценке N234/2019 от 26 августа 2019 года ООО "Региональный экспертный центр".
Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2019 года административное исковое заявление удовлетворено. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, равной его рыночной стоимости в размере 5 123 296 руб. по состоянию на 06 февраля 2019 года. Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости постановлено считать 10 октября 2019 года.
В апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УФО просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования. В обоснование апелляционной жалобы её податель ссылается на необоснованное привлечение ФГБУ "ФКП Росреестра" в качестве административного ответчика, считает учреждение ненадлежащим ответчиком, поскольку кадастровая стоимость объекта в размере 18 049 664, 17 руб. определена в результате массовой оценки с учетом УПКС - 2592, 97 руб./кв.м, утверждённого постановлением правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 августа 2015 года N249-п. С 2015 года ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости только вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик (приказ Росреестра от 12 мая 2015 года Nп/210).
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы административный истец ООО "НЦТО", административные ответчики правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УФО, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу Югре, заинтересованное лицо администрация города Нижневартовска в судебное заседание не явились.
Лица, участвующие в деле, в письменных ходатайствах просили рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривает.
Согласно статье 245 КАС РФ, статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Положения Закона об оценочной деятельности применяются к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой, начатой до вступления в силу Федерального закона N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости - земельного участка, с кадастровым номером N определена 06 февраля 2019 года в размере 18 049 664, 17 руб. в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, исходя из площади 6961 кв.м и удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных постановлением правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 августа 2015 года N249-п.
Согласно выписке из ЕГРН кадастровый номер объекту с кадастровым номером N присвоен 06 февраля 2019 года, кадастровая стоимость объекта определена 06 февраля 2019 года.
В подтверждение заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке N234/2019 от 26 августа 2019 года, подготовленный оценщиком ООО "Региональный экспертный центр", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N на 06 февраля 2019 года составляет 5 123 296 руб.
Разрешая административный спор, суд первой инстанции руководствовался статьями 3, 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки, положениями главы 32 Налогового кодекса РФ, исследовал и оценил представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, включая отчет оценщика, который признал отвечающим принципам допустимости, относимости и достоверности, принял во внимание отсутствие возражений по существу заявленного требования со стороны административных ответчиков и заинтересованного лица, пришёл к обоснованному выводу об установлении кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости 5 123 296 руб, на основании отчета об оценке, представленного административным истцом.
Довод апелляционной жалобы о том, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является ненадлежащим административным ответчиком по делу, поскольку не утверждало и не определяло оспоренную кадастровую стоимость, полномочия по определению кадастровой стоимости ранее учтенных объектов недвижимости переданы ФГБУ "ФКП Росреестра" только с 2015 года, на правильность принятого решения не влияют. Кроме этого, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УФО в силу своих полномочий, возложенных на него в том числе, приказом Росреестра от 12 мая 2015 года Nп/210, определилакадастровую стоимость земельного участка 06 февраля 2019 года.
Административным истцом требование по спору, вытекающему из административных и иных публичных отношений, предъявлено, в том числе, к ответчику ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УФО. Участие ФГБУ "ФКП Росреестра" в деле в качестве административного ответчика соответствует частям 4, 5 статьи 38 КАС РФ. При этом обжалуемое решение суда не возлагает на ФГБУ "ФКП Росреестра" какие-либо обязанности, не содержит выводов относительно обязанностей учреждений и не нарушает его права и законные интересы.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда об удовлетворении требований административного истца является законным и обоснованным.
На наличие процессуальных нарушений, которые привели к вынесению неправильного решения и согласно части 4 статьи 110 КАС РФ могут повлечь отмену решения суда в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе не указано.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Уральскому федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.