Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Мертиковой В.А, судей Шевцовой Т.С. и Ковалев С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Базуевой Валентины Степановны к администрации г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края о признании права собственности на жилой дом
по кассационной жалобе Базуевой В.С. на решение Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 4 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 18 сентября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Шевцовой Т.С, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Базуева В.С. обратилась в суд с иском к администрации г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края о признании права собственности на жилой дом, общей площадью 92, 5 квм, расположенный по адресу: "адрес", ссылаясь на то, что на основании договора купли-продажи от 12 марта 2012 года приобрела в собственность (доля в праве ?) жилой дом, общей площадью 36, 2 кв.м, расположенный по вышеуказанному адресу. В связи с аварийным состоянием жилого дома обратилась в администрацию г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края за получением разрешения на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома. Сообщением от 12 января 2017 года в выдаче разрешения было отказано в связи с расположением земельного участка с кадастровым номером N в границах зоны подлета аэродрома.
По мнению истицы, отсутствие разрешения на строительство, при соответствии возведенного объекта требованиям СНиП и другим обязательным нормативам, не нарушает прав и законных интересов граждан и не создает угрозу их жизни и здоровью.
Решением Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 4 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 18 сентября 2019 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Базуевой В.С. ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового судебного постановления.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в порядке и пределах статей 379.5-379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права с учетом доводов поданной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом на основании договора купли-продажи от 12 марта 2012 года Базуева В.С. приобрела в собственность (доля в праве ?) жилой дом, общей площадью 36.2 кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
22 ноября 2012 года управлением Росреестра по Хабаровскому краю на основании договора купли-продажи жилого дома от 12 марта 2012 года и договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от 24 июня 1953 года N 875 зарегистрировано право собственности Базуевой В.С. на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования ? доли индивидуального жилого дома, общей площадью 500 кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
Из заключений ООО "ПМ "Графика" от 15 января 2019 года, ООО "Всероссийское добровольное пожарное общество" от 17 января 2019 года, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае" от 20 февраля 2019 года следует, что индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" соответствует строительным нормам и правилам, не нарушает права и законные интересы граждан и не создает угрозу их жизни и здоровья.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что земельный участок, принадлежащий на праве собственности Базуевой В.С, расположен в границах зоны подлета аэродрома, в которой не допускается строительство (реконструкция) индивидуального жилого дома.
Судебная коллегия считает, что суды двух инстанций при рассмотрении требований Базуевой В.С. неправильно применили нормы материального и процессуального права и не учли следующее.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 222 право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии со статьей 46 Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 30 сентября 2017 года), проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Пунктом 2 статьи 2 Воздушного кодекса Российской Федерации установлены правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации, федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2, абзацам первому и второму пункта 58 Правил использования воздушного пространства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 N 138 (пункт 58 Правил утратил силу с 2 декабря 2017 года) для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория, которая определена как прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого устанавливается зона с особыми условиями использования территории, отображаемая в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации, границы которой определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.
В силу пункта 1 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 30 сентября 2017 года) размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с оператором аэродрома гражданской авиации или организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации либо уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.
Следовательно, в силу прямого указания закона, в редакции, действовавшей до 30 сентября 2017, строительство индивидуального жилого дома в пределах приаэродромной территории без согласования с собственником аэродрома было запрещено.
Из норм ранее действовавшей статьи 46 и действующей в редакции Федерального закона от 1 июля 2017 N 135-ФЗ статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации правило о согласовании строительства в приаэродромной территории не запрещает строительство на данной территории в целом, а указывает на необходимость выяснения правового режима земельного участка, определение условий, при которых возможно строительство того или иного объекта, а также параметров допустимого строительства.
Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования - это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах являются одним из оснований ограничения прав на землю.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, оказывающих воздействие на среду обитания и здоровье человека. Указанные зоны разрабатываются с учетом требований санитарных правил и норм (СанПиН), утвержденных применительно к различным видам промышленных объектов, производств Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в зависимости от класса опасности промышленного объекта.
В соответствии с пунктом 2.9 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.
Согласно пунктов 4.2 и 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление, изменение размеров санитарно-защитной зоны для промышленных объектов и производств I и II классов опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, для промышленных объектов и производств III IV V- решения Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем. При этом санитарно-эпидемиологическое заключение на проект обоснования размера расчетной санитарно-защитной зоны и санитарных разрывов является предварительным этапом для утверждения санитарно-защитной зоны Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в зависимости от класса опасности промышленного объекта.
Судом установлено, что на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа Город Комсомольск-на-Амуре отображена санитарно-защитная зона аэропорта, которая распространяется на территорию земельного участка.
Положения подпункта 3 части 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривают, что до 1 января 2025 г. зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 г. нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
Правила землепользования и застройки не устанавливают такие зоны, а только отображают их на соответствующей карте. Как указывалось выше, установление санитарно-защитных зон для объектов в зависимости от класса опасности отнесено к компетенции Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
Таким образом, с учетом приведенных норм права, юридически значимым и подлежащим доказыванию при разрешении настоящего спора являлись обстоятельства, связанные с наличием или отсутствием постановления (решения) Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя в зависимости от класса опасности промышленного объекта об утверждении санитарно-защитной зоны для аэропорта, основаниями для отображения санитарно-защитной зоны в отношении земельного участка на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки.
Кроме того, судами не учтено, что Федеральным законом от 1 июля 2017 года N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" предусмотрено изменение правового регулирования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны.
В соответствии со статьей 47 Воздушного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 1 июля 2017 года N 135-ФЗ приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории. Порядок установления приаэродромной территории и порядок выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 25 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222, санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 1 июля 2017 года N 135-ФЗ, вступившей в силу с 1 июля 2017 года, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти в случае отсутствия на 1 января 2016 года указанного в части 1 настоящей статьи описания местоположения границ приаэродромных территорий в государственном кадастре недвижимости обязаны утвердить имеющиеся на день официального опубликования настоящего Федерального закона карты (схемы), на которых отображены границы полос воздушных подходов на аэродромах экспериментальной авиации, аэродромах государственной авиации, аэродромах гражданской авиации, границы санитарно-защитных зон аэродромов, а также разместить указанные карты (схемы) на сайте уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях согласования размещения в таких границах объектов, указанных в части 3 настоящей статьи, без внесения сведений о таких границах в Единый государственный реестр недвижимости.
Исходя из изложенного выводы суда апелляционной инстанции (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 2 февраля 2018 года) по ранее рассмотренному делу не имеют преюдициального значения, поскольку указанные обстоятельства не были предметом рассмотрения суда.
Поскольку допущенные судебными инстанциями нарушения норм права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить вынесенные судебные постановления, а дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 4 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 18 сентября 2019 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.