Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Тогубицкого В.А, судей: Гришина С.В, Патланя В.А, при секретаре судебного заседания Григорьевой Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 10 января 2020 г, которым удовлетворены заявленные военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, младшим сержантом Погадаевой Анной Николаевной требования о признании незаконным отказа отделения (территориальное, "адрес") Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, судебная коллегия
установила:
Погадаева А.Н, проходящая военную службу по контракту, с 9ноября 2015 г. включена в список нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы в "адрес" с составом семьи два человека.
31 июля 2019 г. Погадаева А.Н. обратилась с рапортом к командиру войсковой части N о выплате ей денежной компенсации за наем жилого помещения, однако сообщением от 9 января 2020 г. истцу отказано в издании соответствующего приказа, поскольку 4октября 2019 г. отделением (территориальное, "адрес") Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в Федеральное казённое учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания" представлены сведения об утрате права на получение названной выплаты, так как в феврале 2018 года Погадаева А.Н. отказалась от предложенного ей по месту службы служебного жилого помещения.
Погадаева А.Н. обратилась в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором оспорила действия жилищного органа, связанные с представлением 4 октября 2019 г. в финансовый орган вышеназванных сведений, и просила обязать административного ответчика представить в финансовый орган сведения о необеспеченности ее жильем.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Приводя в обоснование положения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, автор жалобы выражает несогласие с выводом суда о наличии у истца права на денежную компенсацию за наем жилья после перераспределения другому военнослужащему служебного жилого помещения, от которого истец ранее отказалась. Считает такой вывод суда, основанным на ошибочном толковании правовых норм. Вопреки положениям статьи 227 КАС Российской Федерации в решении суда не установлено, каким нормативным актам не соответствуют действия жилищного органа, указавшим "неверные", по мнению суда, сведения, с учетом имевшего место отказа истца от предложенного служебного жилого помещения.
При этом судом в качестве основания для данного вывода приведены не конкретные нормы правовых актов, а совокупность выводов, косвенно основанных на положениях ряда нормативных актов. В связи с этим ответчик полагает, что у суда не имелось оснований для удовлетворения требований Погадаевой А.Н.
Кроме того, принятое судом решение основанием для издания командиром воинской части приказа о выплате истцу денежной компенсации за наем жилья не является, а в имеющихся условиях принятие судом решения, которым разрешен вопрос лишь об обязанностях территориального отделения жилищного органа, на восстановление нарушенных прав истца не направлено.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Согласно пункту 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909.
Пунктами 2 и 3 Порядка определено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту их военной службы.
В соответствии с пунктами 2, 4 и 8 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 303, названная выплата осуществляется военнослужащим по их желанию в случае отсутствия жилых помещений, которые могут быть им предоставлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Выплата денежной компенсации производится со дня найма жилого помещения после прибытия военнослужащего к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда. Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта военнослужащего. Выплата осуществляется ежемесячно через финансово-экономические органы, обслуживающие воинские части (организации), на основании приказа командира воинской части (начальника организации).
Из системного анализа приведенных выше норм следует, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения может выплачиваться военнослужащему, включенному в список на предоставление специализированного жилого помещения по месту прохождения военной службы, в случае невозможности обеспечения его служебным жильем, жилым помещением маневренного фонда или общежитием и лишь на основании его соответствующего волеизъявления, выраженного в форме рапорта с приложением документов, подтверждающих право на получение компенсации. Если военнослужащий отказался от предложенного служебного жилого помещения по личным мотивам, право на получение указанной компенсации возникает у него лишь после перераспределения этого жилья другому военнослужащему и подачи истцом нового рапорта о предоставлении компенсации. При наличии иного подлежащего распределению служебного жилого помещения жилищные органы могут вновь предложить его военнослужащему.
По делу установлено, что решением жилищного органа от 29 декабря 2015 г. NЮРУЖО-11/6314-2015 Погадаева А.Н. с составом семьи два человека с 9ноября 2015г. включена в список на предоставление служебного жилого помещения.
В соответствии с сообщением от 7 февраля 2018 г. N ЮРУЖО-11/83-18 Погадаевой А.Н. на состав семьи из двух человек была предоставлена комната в общежитии, общей площадью 26 кв.метров, расположенном по месту прохождения военной службы в "адрес"
16 февраля 2018 г. Погадаева А.Н. отказалась от предложенного жилья, полагая его не пригодным для проживания.
31 июля 2019 г. Погадаева А.Н. обратилась к командиру войсковой части N с рапортом о выплате ей денежной компенсации за осуществление ей найма жилого помещения.
26 августа 2019 г. командиром войсковой части N в финансовый орган направлен список военнослужащих, подавших в августе 2019 года рапорта о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения.
25 сентября 2019 г. финансовым органом в жилищный орган направлен сводный список военнослужащих, подавших в сентябре 2019 г. рапорта о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения.
4 октября 2019 г. жилищный орган представил в финансовый орган информацию о включении военнослужащих в список нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилого фонда, в которых указано, что в феврале 2018 г. Погадаева А.Н. отказалась от предложенного ей жилого помещения.
Полученная информация финансовым органом доведена до командира воинской части, что и послужило основанием для отказа в издании приказа о выплате истцу денежной компенсации за наем жилого помещения.
Согласно информации жилищного органа, поступившей в суд 10 января 2020г, вышеуказанное жилое помещение 5марта 2018г. распределено другому военнослужащему, от которого последний также отказался в связи с изменением состава семьи.
После февраля 2018 года иных жилых помещений Погадаевой А.Н. не предлагалось.
Из сообщения начальника жилищно-коммунальной службы N 7 филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление по Южному военному округу" следует, что общежитие, расположенное по адресу: "адрес", с 30 августа 2019 г. исключено из управления жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны Российской Федерации, а проживающие в нем лица 31марта 2019 г. расселены.
При таких обстоятельствах оснований после 4 октября 2019 г. учитывать действия связанные с отказом Погадаевой А.Н. от предложенного жилого помещения, при решении вопроса об обеспеченности ее жильем у жилищного органа не имелось.
Следовательно, начальник жилищного органа в представляемых в финансовый орган сведениях обязан был указать о необеспеченности истца жилым помещением, так как препятствия для выплаты Погадаевой А.Н. оспариваемой компенсации перестали существовать после распределения очередному военнослужащему комнаты в общежитии, от получения которой она отказалась.
Поскольку в соответствии с приведенными выше нормативными правовыми актами условия выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения зависят от возможности или невозможности обеспечения военнослужащего и членов его семьи жилым помещением маневренного фонда или общежитием, гарнизонный военный суд обоснованно пришел к верному выводу о необходимости возложения на административного ответчика обязанности представить в финансовый орган сведения о необеспеченности по состоянию на 4 октября 2019 г. истца жилым помещением.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 10 января 2020г. по административному исковому заявлению Погадаевой Анны Николаевны оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Тогубицкий
Судьи С.В. Гришин
В.А. Патлань
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.