Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Койпиш В.В.
судей
Брандиной Н.В.
Булыгиной Е.В.
при секретаре
Сорокиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1428/2019 по иску Березиной Елены Андреевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кандалакше (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кандалакше (межрайонное) на
решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 06 ноября 2019 г. (с учетом определения об исправлении описки от 10 января 2019г.), которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кандалакше (межрайонное) назначить Березиной Елене Андреевне досрочную страховую пенсию по старости с 10 июня 2019 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кандалакше в пользу Березиной Елены Андреевны судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.".
Заслушав доклад судьи Койпиш В.В, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Березина Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кандалакше (межрайонное) (далее - ГУ-УПФ РФ в г. Кандалакше (межрайонное)) о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указала, что замещает должность муниципальной службы, достигла пенсионного возраста, имеет двух детей и необходимый страховой стаж в районах Крайнего Севера.
10 июня 2019 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 24 сентября 2019 г. ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" по мотиву недостижения установленного законом возраста, необходимого для назначения пенсии как муниципальному служащему.
Полагала решение пенсионного органа незаконным.
Просила возложить на ответчика обязанность назначить ей страховую пенсию по старости досрочно с 10 июня 2019 г.
В судебном заседании истец Березина Е.А. участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещенная надлежащим образом.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Кандалакше (межрайонное) Сердюкова Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных истцом требований, указав, что, Березина Е.А, замещая должность муниципальной службы, не достигла возраста выхода на пенсию, которого достигнет 14 октября 2020 года, следовательно, не обладает правом на досрочное назначение пенсии.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе начальник ГУ-УПФ РФ в г. Кандалакше (межрайонное) Варва Е.В, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных истцом требований отказать.
В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные возражениям на иск, приведенным в отзыве и поддержанным в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Настаивает на том, что положения части 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусматривают увеличение пенсионного возраста для всех лиц без исключения, замещающих на постоянной основе государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы независимо от того, на каком основании назначается страховая пенсия по старости, в связи с чем к достижению Березиной Е.А. возраста 50 лет (в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) следует прибавить 18 месяцев (приложение N 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), в результате право на пенсию у истца наступит не ранее 14 октября 2020 г.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Березина Е.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Кандалакше (межрайонное) - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Березина Е.А, представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Кандалакше (межрайонное), извещенные о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Постановленное по делу решение суда не отвечает указанным требованиям.
Как установлено судом, истец Березина Е.А, _ _ года рождения, является матерью двоих детей (Б.Д.А, _ _ года рождения, и Б.М.А, _ _ года рождения (л.д.13, 14).
Материалами дела подтверждено, что Березина Е.А. с 01 января 2015 г. по настоящее время замещала различные должности муниципальной службы (л.д.18-20).
10 июня 2019 г. Березина Е.А. обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Кандалакше (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (л.д.58-61).
Решением ГУ-УПФ РФ в г. Кандалакше (межрайонное) N 190000003687/140849/19 от 24 сентября 2019 г. Березиной Е.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостижением установленного законом возраста для назначения пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со ссылкой на пункт 1.1 части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" и пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан" (л.д.10).
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что на день обращения с заявлением в пенсионный орган о назначении пенсии истец достигла возраста 50 лет, ее страховой стаж составил более 22 лет, стаж работы в районах Крайнего Севера - более 12 лет, имеет величину индивидуального пенсионного коэффициента в размере 36, имеет двоих детей, в связи с чем пришел к выводу, что Березина Е.А. имеет право на назначение ей досрочной страховой пенсии по старости ранее достижения установленного статьей 8 названного Федерального закона "О страховых пенсиях" возраста, на основании пункта 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", то есть с 10 июня 2019 г.
С приведенными выводами суда первой инстанции как основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, не может согласиться судебная коллегия, исходя из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Одним из условий назначения страховой пенсии по старости согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" является достижение гражданином определенного возраста.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан определены статьей 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Так, пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: женщинам, родивших двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Вместе с тем, с 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан", которым статья 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" дополнена частью 1.1, устанавливающей, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону.
То есть приведенным Законом установлено поэтапное увеличение возраста для назначения страховой пенсии по старости в период замещения государственных (муниципальных) должностей и должностей государственной гражданской (муниципальной) службы: мужчинам возраст увеличен поэтапно, в зависимости от года, в котором наступает право на назначение пенсии в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30-33 Федерального закона "О страховых пенсиях", до 5 лет, женщинам до 8 лет, при этом не имеет значение, имел гражданин право на страховую пенсию по старости на общих основаниях или со снижением общеустановленного возраста.
Таким образом, часть 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусматривает увеличение пенсионного возраста для всех лиц без исключения, замещающим на постоянной основе государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, на 6 месяцев ежегодно, начиная с 1 января 2017 г, независимо от того, на каком основании назначается страховая пенсия по старости.
В соответствии с приложением N 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, определяется в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30-33 настоящего Федерального закона плюс 18 месяцев, если гражданин приобретает право на назначение пенсии в 2019 году.
Увеличение пенсионного возраста на соответствующее количество месяцев зависит от года, в котором гражданин приобретает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В этой связи законодатель установилопределенный возрастной ценз для приобретения права на назначение страховой пенсии по старости в период замещения гражданином соответствующей должности государственной (муниципальной) службы.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 19 декабря 2019 г. N 3370-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Т. на нарушение ее конституционных прав пунктами 1 и 5 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан") такая дифференциация направлена на обеспечение в пенсионной системе баланса частных и публичных интересов, основана на специфике осуществляемой данными категориями граждан профессиональной деятельности, в силу чего не может рассматриваться как нарушающая их права, поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления дифференцированного режима для различных категорий лиц, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера (Постановление от 27 апреля 2001 г. N 7-П; Определения от 11 мая 2012 г. N, от 14 мая 2013 г. N и др.).
Согласно материалам дела Березина Е.А. на момент обращения в пенсионный орган 10 июня 2019 г. замещала должность муниципального служащего, в связи с чем не может претендовать на страховую пенсию по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" без учета положений, предусмотренных Приложением N 5 к данному Закону, то есть право на назначение пенсии у истца возникнет только с момента достижения возраста 50 лет +18 месяцев.
При таком положении вывод суда первой инстанции о наличии у истца права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с момента достижения ею возраста 50 лет противоречит приведенным положениям Федерального закона "О страховых пенсиях".
В этой связи, поскольку на момент обращения истца в пенсионный орган 10 июня 2019 г. условие о возрастном цензе не было соблюдено, то ответчик обоснованно отказал Березиной Е.А. в назначении досрочной страховой пенсии, указав на достижение истцом 14 октября 2020 г. возраста ***.
При таком положении решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об оставлении заявленных Березиной Е.А. требований без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 06 ноября 2019 г. (с учетом определения об исправлении описки от 10 января 2019 г.) отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Березиной Елены Андреевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кандалакше (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости оставить без удовлетворения.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.