Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Грибиненко Н.Н.
судей
Савельевой Т.Ю.
Яшиной И.В.
при секретаре
Шалаевой Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Курортного района Санкт-Петербурга на решение Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 14 ноября 2019 года по гражданскому делу N 2-628/2019 по иску природоохранного прокурора к администрации Курортного района Санкт-Петербург, СПб ГКУ "Курортный лесопарк" об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления.
Заслушав доклад судьи Грибиненко Н.Н, объяснения представителя ответчика администрации Курортного района Санкт- Петербург - Розанову Е.С, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Амелькович Е.С, представителя ответчика СПб ГКУ "Курортный лесопарк" - Янукович И.Ю, представителя третьего лица Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга - Соловского М.Г, возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Природоохранный прокурор г. Санкт-Петербурга обратился в Сестрорецкий районный суд Санкт-Петербурга с иском об обязании администрации Курортного района Санкт-Петербурга, СПб ГКУ "Курортный лесопарк" в 290-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления в Курортном районе Санкт-Петербурга на территории СПб ГКУ "Курортный лесопарк" на земельном участке, расположенном в конце ул. Громыхалова в пос. Комарово Санкт-Петербурга, указав, что в ходе проведения проверки, установлено, что на территории указанного земельного участка несанкционировано размещены отходы производства и потребления (строительные отходы, грунты, древесные отходы). Объектом размещения отходов, внесенным в государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", данный земельный участок не является. В нарушение действующего законодательства ответчики обязанность по ликвидации свалки не исполняют.
Решением Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 14 ноября 2019 года исковые требования природоохранного прокурора Санкт-Петербурга удовлетворены в части.
Указанным решением постановлено обязать администрацию Курортного района Санкт-Петербурга в 290-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления в Курортном районе Санкт-Петербурга, на территории Курортного лесопарка на земельном участке, расположенном в конце ул. Громыхалова в пос. Комарово Санкт-Петербурга.
В удовлетворении иска природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Курортный лесопарк" об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления отказано.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Курортного района Санкт-Петербурга просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Иными лицами, участвующими в деле, решение суда не обжалуется.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений.
Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Частями 1 и 2 ст. 51 указанного Федерального закона установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В силу п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).
Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с п. 2.1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" одной из задач Администрации является проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления на территории района Санкт-Петербурга в сфере благоустройства и обращения с отходами.
В соответствии с пунктами 3.10.4, 3.10.7 указанного Постановления задачами администрации в сфере благоустройства и обращения с отходами является организация благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости - рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов, на территории района в соответствии с адресными программами, утверждаемыми Администрацией, а также контроль уборки территории района в пределах своей компетенции
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что28.02.2019 Комитетом по природопользованию и охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности произведен осмотр территории в конце ул. Громыхалова в пос. Комарово Санкт-Петербурга, установлено, что по данным геоинформационной системы ТОРИС несанкционированная свалка расположена на территории 44 квартала Комаровского участкового лесничества, относящегося к городским лесам (акт N 001-2019\Аот-80), л.д. 13-17.
Актом проверки N 004\1 от 25.04.2019 природоохранной прокуратуры г. Санкт-Петербурга установлено, что на земельном участке, расположенном в конце ул. Громыхалова в пос. Комарово, на почве несанкционированно размещены отходы производства и потребления (бой бетона, строительные отходы, отходы разборки зданий и пр.), л.д. 11.
09.07.2019 администрацией Курортного района Санкт-Петербурга произведено обследование территории по адресу: пос. Репино - пос. Комарово - г. Зеленогорск (уч. N 4) в ходе осмотра выявлены несанкционированные свалки (навалы) отходов по адресу: пос. Комарово, ул. Громыхалова, участок 2 (северо-восточное пересечение с Пограничной ул, кадастровый номер 78:38:22382:12), л.д. 47-53.
На части территории земельного участка, по указанному адресу (кадастровый номер 78:38:22382:12) 14.08.2019 несанкционированная свалка администрацией района была ликвидирована (л.д. 54-60).
На основании п. 2.2 Приложения N 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961, на администрации районов возложены обязанности по контролю за уборкой территории района в пределах своей компетенции.
На территории Санкт-Петербурга действует Административный регламент администрации района Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по организации благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории района Санкт-Петербурга, в соответствии с адресными программами, утверждаемыми администрацией района Санкт-Петербурга, утвержденный распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от 02.04.2018 N 100-р.
В силу ст. 60.12 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Исходя из их системного анализа вышеприведенных норм права, суд пришел к верному выводу о том, что ответчик администрация Курортного района Санкт-Петербурга имеет полномочие по организации проведения работ по ликвидации несанкционированных свалок, включающих отходы производства и потребления, на ответчика действующим законодательством возложена обязанность по организации работ по ликвидации несанкционированной свалки.
Разрешая заявленные требования, суд, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на основании объяснений сторон, фактических обстоятельств дела, установил, что ответчиком администрацией Курортного района Санкт-Петербурга указанная обязанность в нарушение требований законодательства не исполнена, работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов в связи с выявленными Природоохранным прокурором Санкт-Петербурга нарушениями действующего законодательства в области охраны окружающей среды не организованы.
Учитывая, что бездействие ответчика по неисполнению требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды влечет за собой нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, суд удовлетворил исковые требования и обязании ответчика организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов на территории Курортного лесопарка на земельном участке, расположенном в конце ул. Громыхалова в пос. Комарово Санкт-Петербурга, определив на основании ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок для исполнения принятого решения - 290 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют нормам законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, а также представленным в материалы дела доказательствам.
В целом апелляционная жалоба повторяет доводы и правовую позицию администрации Курортного района Санкт-Петербурга, изложенные в отзыве на исковое заявление, которые получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
Таким образом, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из доводов апелляционной жалобы. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по настоящему делу судебного постановления, судебной коллегией не установлено. Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не опровергают правильности выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 14 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Курортного района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.