Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Петровой А.В, судей
Мелешко Н.В, Ильинской Л.В.
при секретаре
Кулинич Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 марта 2020 года апелляционную жалобу администрации Приморского района Санкт-Петербурга на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 27 мая 2019 года по делу N 2-917/2019 по иску Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации "адрес" Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия, Заслушав доклад судьи Петровой А.В, выслушав объяснения представителя ответчика администрации Приморского района Санкт-Петербурга Москаленко С.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца природоохранного прокурора Санкт-Петербурга Амелькович Е.С, представителя третьего лица СПб ГКУ "Дирекция мелиоративных систем и охраны окружающей среды Санкт-Петербурга" Селиванова В.С, представителя третьего лица Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Левкиной С.А, представителя третьего лица СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" Галкиной Е.А, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с иском к администрации Приморского района Санкт-Петербурга, в котором с учетом уточненных в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации требований просил возложить на ответчика обязанность в 90- дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по постановке на учет в Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга бесхозяйного недвижимого имущества - сети водоотведения, отводящей стоки от северо-западной части поселка "адрес" и кольцевой автодороги, частично проходящего под землей (в районе Морского проспекта), и сети водоотведения начинающейся от пересечения Межевой и Военной улиц, путем направления в СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" пакета документов, необходимого для постановки на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного.
В обоснование требований истец указал, что природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга на основании обращения Наумовой Т.В. проведена проверка по факту наличия бесхозяйных сетей на территории Приморского района. В ходе проверки установлено, что в поселке Лисий Нос имеется система дренажных каналов, отводящих стоки в Финский залив, в том числе "Банный" канал, отводящий стоки от северо-западной части поселка от "адрес" и кольцевой автодороги, частично проходящий под землей (в районе Морского проспекта), а также "Межевой" канал, начинающийся от пересечения Межевой и Военной улиц. В ходе обследования, проведенного в 17 ноября 2017 года представителем Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга совместно с сотрудниками СПб ПСУ "Курортный лесопарк", установлено, что мелиоративный канал, протяженностью порядка 700 метров, расположенный вдоль железной дороги, впадает в водный объект - ручей без названия и далее в Финский залив. При этом обнаружено затопление и заболачивание части лесного массива Приморского участкового лесничества (85 и 86 кварталы), вызванных нарушением водопропускной способности водоотводных канав, расположенных на территории лесничества и предназначенных для отвода поверхностных вод к водоприемнику - водоотводному каналу. Факт наличия водоотводных канав, глубиной порядка 0, 5 м, через которые осуществляется водоотведение поверхностных вод в водоотводный канал и далее в Финский залив ответом Комитета от 26.12.2017 N ОГ-870-973/17-1-1 также подтверждается. Истцом в адрес администрации Приморского района направлено поручение об организации проверки по доводам обращения, в том числе о проведении обследования гидротехнических сооружений (водоотводных каналов) и принятии мер по постановке бесхозяйного имущества на учет.
Вместе с тем, проверка администрацией Приморского района не проводилась, сведений для постановки бесхозяйного имущества на учет в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга не направлялось. В соответствии с ответом Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга сведения о наличии сетей водоотведения по вышеуказанному адресу не имеется. Таким образом, в настоящее время сведения о наличии указанных сетей водоотведения отсутствуют; на балансе у хозяйствующих субъектов не числятся, ответственности за их техническое обслуживание никто не несет, обслуживанием не занимается. Ссылаясь на положения Распоряжение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 30 ноября 2017 года N 218-р "Об утверждении Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по осуществлению выявления бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося на территории района Санкт-Петербурга, с последующим направлением полученных сведений в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга", истец обратился с настоящим иском в суд.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 27 мая 2019 года исковые требования удовлетворены.
На Администрацию Приморского района Санкт-Петербурга возложена обязанность в девяностодневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по постановке на учет в Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга бесхозяйного недвижимого имущества - сети водоотведения, отводящей стоки от "адрес" и кольцевой автодороги, частично проходящего под землей (в районе Морского проспекта), и сети водоотведения, начинающейся от пересечения Межевой и Военной улиц, путем направления в СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" пакета документов, необходимого для постановки на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного.
В апелляционной жалобе Администрация Приморского района просит решение отменить и отказать в удовлетворении иска природоохранного прокурора, ссылаясь на то, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу, надлежащим ответчиком по делу является МО МО Лисий нос.
Представители третьих лиц Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга, МА МО МО пос. Лисий Нос, СПб ГКУ "Курортный лесопарк" в судебное заседание не явились, об уважительных причинах своей неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
На основании изложенного, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников процесса, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим нарушением.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают воздействие на человека, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Как следует из материалов дела, природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга на основании обращения Наумовой Т.В. проведена проверка по факту наличия бесхозяйных сетей на территории Приморского района. В ходе проверки установлено, что в поселке Лисий Нос имеется система дренажных каналов, отводящих стоки в Финский залив, в том числе "Банный" канал, отводящий стоки от северо-западной части поселка от "адрес" и кольцевой автодороги, частично проходящий под землей (в районе Морского проспекта), а также "Межевой" канал, начинающийся от пересечения Межевой и Военной улиц. В ходе обследования, проведенного 17 ноября 2017 года представителем Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга совместно с сотрудниками СПб ПСУ "Курортный лесопарк", установлено, что мелиоративный канал, протяженностью порядка 700 метров, расположенный вдоль железной дороги, впадает в водный объект - ручей без названия и далее в Финский залив. При этом обнаружено затопление и заболачивание части лесного массива Приморского участкового лесничества (85 и 86 кварталы), вызванных нарушением водопропускной способности водоотводных канав, расположенных на территории лесничества и предназначенных для отвода поверхностных вод к водоприемнику - водоотводному каналу.
Судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела было предложено участникам процесса провести обследование водоотводных канав, а также представить МА МО пос. Лисий Нос паспорта на дороги, вдоль которых проходят спорные канавы.
Согласно заключению, составленному Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением "Дирекция мелиоративных систем и охраны окружающей среды Санкт-Петербурга" по обследованию системы поверхностного водоотведения территории поселка Лисий "адрес" отсутствует система ливневой канализации. Отведение поверхностных и грунтовых вод с территории осуществляется посредством существующих придорожных водоотводных канав, преимущественно проходящих в открытых земляных руслах трапецеидального сечения с шириной по бровкам, как правило, не превышающей 1, 5-2, 0 м. Придорожные водоотводные канавы располагаются, в основном, вдоль обеих сторон дорожных полотен улиц поселка, за границами территории частных земельных участков. Водоприемниками поверхностного и грунтового стоков, аккумулируемых придорожными водоотводными канавами, с обозначенной территории части поселка Лисий Нос являются река Черная, а также два водоотводных канала, условно именуемые "Банный " и Межевой".
"Банный" водоотводный канал берет начало от пересечения "адрес" проходит на протяжении около 360 м вдоль железной дороги, ведущей к промышленной зоне "Горская", по неразграниченной территории общего пользования. Далее пересекает земляную насыпь земляного полотна через водопропускное сооружение и на протяжении около 120 м движется по границе неразграниченной территории общего пользования и территории Приморского участкового лесничества. Далее "Банный" канал на протяжении около 310 м располагается в границах Приморского участкового лесничества. Устьевой участок "Банного" водоотводного канала теряет свой выраженный контур, водный поток разливается по территории в непосредственной близости от впадения "Банного" канала в Невскую Губу. Водные объекты, учтенные Распоряжение Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от 15.04.2008 N 52-р в устье "Банного" канала отсутствуют. Общая протяженность "Банного" водоотводного канала составляет около 860м. "Банный" водоотводный канал принимает сток из придорожных водоотводных канав юго-западной части обозначенной территории поселка и части территории лесного массива Приморского участкового лесничества. Поверхностный сток из системы придорожных водоотводных канав поселка поступает в "Банный" канал путем прохождения под Морским проспектом через железобетонный мост. Канал проходит в открытом земляном русле трапецеидального сечения, ширина по бровкам канала варьируется от 3, 0м до 5, 0м. В "Банный водоотводный канал не поступают стоки поверхностных и грунтовых вод от Приморского шоссе и Кольцевой автодороги.
"Межевой" водоотводный канал берет начало от пересечения улиц Межевая и Военная и проходит в западном направлении до впадения в мелиоративный канал межхозяйственного назначения с условным обозначением магистральный канал МК-1, водоприемником которого, в свою очередь, является Невская Губа. "Межевой водоотводный канал имеет общую протяженность около 825 м, 660 м из которых располагается в границах Приморского участкового лесничества. "Межевой" водоотводный канал принимает сток из придорожных водоотводных канав северной части обозначенной территории пос. Лисий Нос и с части территории лесного массива Приморского участкового лесничества. Канал проходит в открытом земляном русле трапецеидального сечения, ширина по бровкам канала варьируется от 2, 0м до 4, 0 м.В "Межевой" водоотводный канал не поступают стоки поверхностных и грунтовых вод от Кольцевой автодороги.
Река Черная формируется вблизи Приморского шоссе, пересекает территорию пос.Лисий Нос и впадает в Невскую Губу.река принимает сток из придорожных водоотводных канав юго-восточной части обозначенной территории поселка.
На момент проведения обследования территории в большей части придорожных водоотводных канав наблюдалось течение воды, затопление и подтопление территории поселка не зафиксировано. Часть расположенных на обозначенной территории придорожных водоотводных канав находится в неудовлетворительном состоянии: русла заилены, местами засыпаны, водопропускные сооружения отсутствуют или находятся в неработоспособном состоянии. Зафиксированы сбросы сточных вод с территорий земельных участков русла канав. У части придорожных водоотводных канав визуально отмечено нарушение уклонов дна, в результате чего течение в канаве отсутствует, вода стоячая, что приведет к активному заилению и зарастанию русла в весеннее-летний период. Некоторые водоотводные канавы переустроены в закрытые коллекторы, при этом, смотровые колодцы оборудованы не везде.
Содержание, ремонт и поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и порядке включены в комплекс работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог. Улицы, расположенные в границах обозначенных территории пос. Лисий Нос, являются автодорогами, включенными в Перечень дорог, расположенных в пределах границ внутригородских муниципальных образований СПб, текущий ремонт и содержание которых осуществляют органы местного самоуправления в СПб на основании Положений Постановления Правительства СПб от 26 июня 2006 года N 779. В случае отсутствия информации о придорожных водоотводных канавах в паспортах автодорог поселка, Администрация МО пос.Лисий Нос необходимо инициировать внесение соответствующих изменений в паспорта дорог.
Также в заключении указано, что учет и содержание придорожных водоотводных канав, расположенных вдоль улиц местного значения поселка Лисий Нос, отнесено к полномочиям Администрации МО пос. Лисий Нос; значительная часть протяженности "Банного" и Межевого" водоотводных каналов располагаются в границах лесного массива Приморского участкового лесничества.
На основании данного обследования судом установлено, какие объекты являются бесхозяйными, и в отношении которых объектов надлежит провести работы по постановке на учет.
Согласно заключению о состоянии объектов системы поверхностного водоотведения юго-западной части поселка Лисий Нос, выполненного СПб ГКУ "Дирекция Мелиоративных систем и охраны окружающей среды Санкт-Петербурга" (л.д.89), следует, что объекты государственной мелиоративной системы Санкт-Петербурга на обозначенной территории не располагаются.
В соответствии с ответом Центральной дирекции инфраструктуры Филиала ОАО "РЖД" на запрос прокурора о предоставлении сведений о нахождении водоотводного канала в границах полосы отвода железной дороги в пос. Лисий Нос, о проведении работ по устройству сетей водоотведения в границах полосы отвода и о нахождении указанного имущества на балансе ОАО "РЖД" следует, что указанная водоотводная канава расположена за пределами полосы отвода железной дороги и не находится на балансе ОАО "РЖД". При этом ОАО "РЖД" не проводит работ на данном участке по устройству сетей водоотведения (л.д.203).
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции установил, что организация эксплуатационных мероприятий на участке канала, расположенном от железнодорожной ветки на промзону "Горская" до впадения в Невскую Губу, а также прочих водоотводных канав, расположенных в лесном массиве, относится к полномочиям Комитета по благоустройству. Вместе с тем, установив, что Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности не может организовать постоянное содержание в исправном (надлежащем) состоянии "Банного" и "Межевого" каналов, поскольку эти каналы не находятся в собственности Санкт-Петербурга и на балансе подведомственного Комитету Учреждения - СПб ГКУ "Дирекция мелиоративных систем и охраны окружающей среды СПб" (л.д. 72-73), суд пришел к выводу, что гидротехническое сооружение не обслуживается Комитетом по природопользованию, так как не состоит на балансе Учреждения, в связи с тем, что Администрацией Приморского района не приняты меры для признания имущества бесхозяйным и постановке его на учет. Учитывая изложенное, сославшись на п. 1.3. Типового Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции, согласно которого исполнение обязанности по осуществлению выявления бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося на территории района Санкт-Петербурга, с последующим направлением полученных сведений в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга возложено на администрацию соответствующего района, суд заявленные Природоохранным прокурором исковые требования удовлетворил.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с указанными выводами суда, поскольку они сделаны на основе оценки имеющихся в деле доказательств, соответствуют требованиям закона.
Доводы ответчика в жалобе о том, что надлежащим ответчиком по делу является МО МО Лисий Нос, были предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно отклонены.
Ответчик в апелляционной жалобе ссылается на Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в том числе, на статью 50, согласно которой имущество, предназначенное для водоснабжения населения может находиться в собственности муниципальных образований, а также на Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 79 Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.
Принципы и порядок организации местного самоуправления в городе федерального значения Санкт-Петербурге, его правовые, территориальные, организационные и экономические основы установлены Законом Санкт- Петербурга от 23 сентября 2009 года N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге".
При этом органы местного самоуправления Санкт-Петербурга полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения не наделены.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26 июня 2006 года N 779 "О перечне дорог, расположенных в пределах границ внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, текущий ремонт и содержание которых осуществляют органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге" о том, что работы по содержанию автомобильных дорог в границах поселка Лисий Нос выполняет местная администрация муниципального образования, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку как предметом искового заявления природоохранного прокурора является постановка на учет бесхозяйного недвижимого имущества - сети водоотведения, а не содержание автомобильных дорог.
Также обоснованно отклонены судом первой инстанции доводы ответчика о том, что надлежащим ответчиком является Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, со ссылкой на то, что к полномочиям Комитета относится, в том числе, осуществление государственного управления в области мелиорации земель и осуществление паспортизации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений на территории Санкт- Петербурга.
Действительно, согласно ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 1996 года N 4-ФЗ "О мелиорации земель" мелиоративные системы подлежат паспортизации, порядок проведения которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.
Как уже было указано выше согласно заключению о состоянии объектов системы поверхностного водоотведения юго-западной части поселка Лисий Нос, выполненного СПб ГКУ "Дирекция Мелиоративных систем и охраны окружающей среды Санкт-Петербурга" (л.д.89), объекты государственной мелиоративной системы Санкт-Петербурга на обозначенной территории не располагаются.
Вместе с тем, в соответствии с п. 4.35 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19 декабря 2017 года N 1098 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга", администрации районов обязаны осуществлять выявление бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося на территории района, с последующим направлением полученных сведений в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга.
Земельные участки, на которых расположена сеть водоотведения, в аренду третьим лицам не переданы, то есть относятся к землям общего пользования, находящимся в ведении администрации района.
Согласно ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Материалами дела в данном случае установлено, что сведения о собственнике сети спорного водоотведения и состоянии на балансе у хозяйствующих субъектов отсутствуют, ответственности за техническое состояние никто не несет, обслуживанием не занимается.
Согласно распоряжения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга N 218-р от 30.11.2017 "Об утверждении Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по осуществлению выявления бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося на территории района Санкт- Петербурга, с последующим направлением полученных сведений в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга".
Результатом исполнения государственной функции является направление в СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" пакета документов необходимого для постановки на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного.
В соответствии с п. 3 Порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Согласно п. 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.
В просительной части природоохранный прокурор г. Санкт-Петербург указывает на необходимость обязать администрацию организовать работы по постановке на учет бесхозяйного имущества, а не провести паспортизацию мелиоративной системы (сети водоотведения).
Таким образом, именно на администрацию соответствующего района возложена государственная функция исполнение обязанности по осуществлению выявления бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося на территории района Санкт-Петербурга, с последующим направлением полученных сведений в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга возложено на администрацию соответствующего района.
При таких данных, суд первой инстанции при разрешении спора, изучив представленные в материалы дела доказательства, установив, что наличие на территории Приморского района Санкт-Петербурга бесхозяйной сети водоотведения создает опасность для граждан, проживающих на близлежащих территориях, спорная сеть водоотведения на баланс Администрации не передана, пришел к правильном выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца.
Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, иному толкованию действующего законодательства и не содержат ссылок на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования, или опровергали бы выводы судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 27 мая 2019 года по делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Приморского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.