Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи - Кагитиной И.В.
судей - Кураповой З.И, Мостовенко Н.Р, с участием секретаря судебного заседания - Хваля Д.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Винтоняка А.Н. к Администрации Зуйского сельского поселения Белогорского района Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, заинтересованное лицо - Администрация Белогорского района Республики Крым, о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия, по апелляционной жалобе начальника управления Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Трофимовой О.В. на решение Белогорского районного суда Республики Крым от 18 июля 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление.
Заслушав доклад судьи Кагитиной И.В, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
Винтоняк А.Н. обратился в Белогорский районный суд Республики Крым с указанным административным исковым заявлением, в котором просил восстановить срок на обращение в суд с административным исковым заявлением; признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым N01-09/4689 от 15.02.2017 года о предоставлении Винтоняку А.Н. земельного участка в собственность площадью 20001 кв.м, кадастровый N, который расположен на территории "адрес", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства; признать действующим распоряжение Белогорской государственной администрации АР Крым N128-р от 14.03.2008 года "О разрешении изготовления проектов землеустройства по отводу земельных участков на территории Зуйского поселкового совета"; обязать Министерство имущественных отношений Республики Крым рассмотреть его заявление от 13.02.2017 года в соответствии с Законом Республики Крым от 31.07.2014 года N38-ЗРК в сроки и в порядке, установленные Постановлением Совета Министерство Республики Крым от 02.09.2014 года N313.
Требования мотивированы тем, что распоряжением Белогорской государственной администрацией АР Крым N128-р от 14.03.2008 года "О разрешении изготовления проектов землеустройства по отводу земельных участков на территории Зуйского поселкового совета" истцу разрешено изготовление проектов землеустройства по отводу земельных участков и составлению документов, удостоверяющих право собственности на землю из земель запаса Зуйского поселкового совета между лотами NN96, 94, 206, для ведения личного крестьянского хозяйства в размере 2, 0 га. по угодьям пашня. Распоряжением Белогорской государственной администрацией АР Крым N648- р от 02.11.2012 года внесено изменение в указанное распоряжение, а именно в пункте 2 исключены слова "в течение трех месяцев". 13.02.2017 года он обратился в Министерство имущественных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность для ведения личного хозяйства, расположенного на территории "адрес". Однако ему было отказано в предоставлении земельного участка в собственность, в связи с тем, что распоряжение Белогорской районной государственной администрации АР Крым от 14.03.2008 года N128-р утратило свое действие 14.10.2010 года в соответствии с Законом Украины от 14.10.2008 года N509-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о содействии строительству". Соответственно на 21.03.2014 года данное распоряжение не имело юридической силы и не являлось действующим.
Решением Белогорского районного суда Республики Крым от 18 июля 2019 года административное исковое заявление удовлетворено в полном объёме.
Не согласившись с принятым решением, Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым была подана апелляционная жалоба с требованием восстановить срок на подачу апелляционной жалобы; решение Белогорского районного суда Республики Крым от 18.07.2019 года отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Судом не принято во внимание, что в силу пункта II раздела "Заключительных положений" Закона Украины от 16.09.2008 года N509-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия строительству" распоряжение от 14.03.2008г. утратило свою силу 14.03.2010 года. Поскольку ответ, предоставленный Министерством на заявление Винтоняка А.Н. датирован 15.02.2017 года, ссылка административного истца на амбулаторное лечение в период с 20.06.2017 года по 12.12.2017 года не основывается на законе, а потому срок на обращение в суд пропущен, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Административный истец - Винтоянк А.Н. в судебное заседание не явился, направил в адрес суда заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители Зуйского сельского поселения Белогорского района Республики Крым и Администрации Белогорского района Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в судебное заседание не явились, подали ходатайства о проведении судебного заседания в отсутствие представителей.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также поданных заявлений, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом первой инстанции, распоряжением Белогорской государственной районной администрацией в Автономной Республике Крым N128-р от 14.03.2008 года разрешено Винтоняку А.Н. изготовление проектов землеустройства по отводу земельного участка и составлению документов, удостоверяющих право собственности на землю из земель запаса Зуйского поселкового совета, между лотами NN96, 94, 206, для ведения личного крестьянского хозяйства в размере 2, 0 га, по угодьям пашня (л.д.17).
Распоряжением Белогорской государственной районной администрацией в Автономной Республике Крым N648-р от 02.11.2012 года, внесены изменения в распоряжение от 14.03.2008 года N128-р "О разрешении изготовления проектов землеустройства по отводу земельных участков на территории Зуйского поселкового совета", а именно в пункте 2 распоряжения исключены слова "в течение трех месяцев" (л.д.13).
13.02.2017 года административный истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного на территории "адрес"
15.02.2017 года Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым было отказано в осуществлении процедуры завершения оформления прав на земельный участок, поскольку распоряжение Белогорской государственной районной администрацией в Автономной Республике Крым N128-р от 14.03.2008 "О разрешении изготовления проектов землеустройства по отводу земельных участков на территории Зуйского поселкового совета", утратило свое действие 14.10.2010 в соответствии с Законом Украины от 14.10.2008 года N509-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о содействии строительству". Соответственно, по состоянию на 21.03.2014 года данное распоряжение не имело юридической силы и не являлось действующим (л.д.16). Указанное сообщение направлено Винтоняку А.Н. заказным письмом, сведений о дате вручения административным ответчиком не предоставлено.
Согласно кадастровому паспорту спорного земельного участка, данному объекту недвижимости площадью 20001+/-795, 61 кв.м, присвоен кадастровый N (л.д.14-15).
Постановлением Администрации Зуйского сельского поселения Белогорского района Республики Крым N150 от 06.11.2018 года, вышеуказанный земельный участок отнесен к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.12).
Принимая решения об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с административным иском по уважительным причинам - нахождение на лечении. При этом, принятое административным ответчиком Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым решение является незаконным, указание на истечение срока действия распоряжения Белогорской государственной администрации АР Крым N128-р от 14 марта 2008 года является необоснованным.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с указанным выводом суда первой инстанции не соглашается, исходя из следующего.
Статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом (статья 1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым").
Частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5 статьи 13).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года N313 утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Пунктом 4 данного Порядка устанавливалось, что завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации).
В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктами 6, 7 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым установлены требования к заявлению о предоставлении земельного участка, и требования к предоставлению документов.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются, в том числе: подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа либо копия судебного решения, заверенная судом, свидетельствующие о наличии у заявителя подлежащего переоформлению права; копия решения органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, дающего право на завершение оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона; документ, подтверждающий право на приобретение земельного участка в соответствии с требованиями статей 3 и 13 Закона, если такое право не вытекает из документов, перечисленных в подпунктах 1 - 4 настоящего пункта.
При этом, подача заявления с нарушением требований пунктов 6, 7 настоящего Порядка является основанием для возврата заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения в течение трёх рабочих дней со дня его поступления (пункт 8 Порядка).
Согласно пункту 12 Порядка, основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Как следует из письма административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 15 февраля 2017 года, административному истцу указано на отсутствие оснований для осуществления процедуры завершения оформления прав на земельный участок, поскольку предоставленное им распоряжение N128-р от 14 марта 2008 года по состоянию на 21 марта 2014 года является недействующим.
Так, действующими решениями являются решения органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о предоставлении разрешения на разработку проекта отвода земельного участка, принятые в период с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, решения органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о предоставлении разрешения на разработку технической документации по землеустройству (за исключением решения, в которых указан срок их действия, истекших до 21 марта 2014 года).
Период действия решений о разрешении на разработку проекта отвода земельного участка, на основании которых осуществляется завершение оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, обусловлен требованиями законодательства, действовавшего до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации в качестве соответствующего субъекта.
На основании пункта 1 статьи 1206 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом.
Исходя из пункта 3 раздела II "Заключительные положения" Закона Украины от 16.09.2008 N509-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия строительству", принятые и не выполненные до вступления в силу настоящего Закона решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о согласовании места расположения объекта или о предоставлении разрешения на разработку проекта отвода земельного участка сохраняют силу в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Закона, а разработанные в соответствии с этими решениями проекты землеустройства по отводу земельных участков рассматриваются в установленном законом порядке.
В этой связи неисполненные до момента вступления в законную силу Закона Украины от 16.09.2008 N 509-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия строительству" решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о предоставлении разрешения на разработку проекта отвода земельного участка утрачивают свою силу по истечению двух лет со дня вступления в законную силу ЗУ N509-VI.
Таким образом, административный ответчик Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с учётом вышеизложенного пришёл к обоснованному выводу, что по состоянию на 21 марта 2014 года распоряжение Белогорской районной государственной администрации АР Крым от 14 марта 2008 года N128-р утратило силу и является недействующим, что послужило основанием для возвращения материалов заявления административному истцу.
Ссылка административного истца на нарушения Министерством его права на завершение оформления права собственности на земельный участок, поскольку распоряжение Белогорской районной государственной администрации АР Крым от 14 марта 2008 года N128-р является действующим, являются несостоятельными, не основанными на законе.
При установленных обстоятельствах по административному делу правовых оснований для удовлетворения требований Винтоняка А.Н. о признании незаконным оспариваемого решения от 15 февраля 2017 года, как и о признании действующим распоряжения Белогорской районной государственной администрации АР Крым от 14 марта 2008 года N128-р, не имеется.
При этом, следует отметить, что согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления. Предъявление самостоятельного искового требования о признании решения действующим положениями главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не предусмотрено.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск Винтоняка А.Н, пришёл, таким образом, к ошибочному выводу о наличии правовых оснований для его удовлетворения.
Исковые требования о возложении на ответчика обязанности совершить определённые действия удовлетворению не подлежат, поскольку являются фактически дополнительными к главному, основания для удовлетворения которого отсутствуют. Так, понуждение судом государственного органа к исполнению обязанности, о которой просит истец, допустимо только в случае признания решения, действий (бездействия) государственного органа незаконным. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, в силу частей 1, 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определённость публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан, поскольку несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии таких заявлений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в предварительном судебном заседании или в судебном заседании; заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (части 5 и 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как было установлено ранее, административным истцом обжалуется отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 15.02.2017 года, оформленный в виде письма.
Вместе с тем, с административным иском об оспаривании вышеуказанного решения Винтоняк А.Н, как установлено, обратился в суд только 24 декабря 2018 года, то есть с пропуском трёхмесячного срока, установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, более чем через полтора года после принятия оспариваемого ответа МИЗО.
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В обоснование заявления о восстановления пропущенного срока, Винтоняк А.Н. указывает нахождение на амбулаторном лечении с 20.06.2017 года по 12.12.2017 года.
Вместе с тем, с 16.02.2017 года и до 20.06.2017 года имел место период более четырёх месяцев для обращения административного истца с настоящим административным иском в суд, как и более чем год с 13.12.2017 года до 24.12.2018 года.
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что административный истец имел возможность своевременно обратиться в суд за защитой нарушенных прав, наличия иных уважительных причин для восстановления срока из материалов дела не усматривается.
При таком положении, установленный законом срок подачи данного административного искового заявления в суд истёк, а административный истец, в силу закона, не доказал уважительность причины пропуска на обращение в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, судебная коллегия считает, что законных оснований к удовлетворению требований административного иска у суда первой инстанции не имелось.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является: нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В связи с чем, решение Белогорского районного суда Республики Крым от 18 июля 2019 года подлежит отмене с принятием в нового об отказе в удовлетворении административного иска Винтоняка А.Н.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
определила:
Решение Белогорского районного Республики Крым от 18 июля 2019 года отменить, в удовлетворении административного искового заявления Винтоняка А.Н. к Администрации Зуйского сельского поселения Белогорского района Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, заинтересованное лицо - Администрация Белогорского района Республики Крым о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев с момента его вынесения.
Председательствующий судья И.В. Кагитина
Судья З.И. Курапова
Судья Н.Р. Мостовенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.