Судья Московского городского суда Лебедева И.Е., изучив заявление ООО "Инфоконтроль" о принятии предварительных обеспечительных мер, направленных на обеспечение защиты исключительных прав на аудиовизуальное произведение: "Эротический массаж + Йони Дмитрия Свиридова", размещенное на сайте информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" sliv.helix-24.ru
УСТАНОВИЛ:
В Московский городской суд поступило заявление ООО "Инфоконтроль" о принятии предварительных обеспечительных мер, направленных на обеспечение защиты исключительных прав на аудиовизуальное произведение: "Эротический массаж + Йони Дмитрия Свиридова, без разрешения правообладателя.
Согласно части четвертой ст. 144.1 ГПК РФ при подаче заявления о предварительном обеспечении защиты исключительных прав заявитель представляет в суд документы, подтверждающие факт использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", объектов исключительных прав и права заявителя на данные объекты.
Помимо требований, установленных частью первой ст. 144.1 ГПК РФ, заявление о принятии предварительных обеспечительных мер в целях защиты исключительных прав в сети "Интернет" должно отвечать общим требованиям к содержанию и порядку подачи процессуальных документов в суд.
Согласно п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" обращение в суд может быть подписано простой электронной подписью, а в случаях, предусмотренных законодательством, должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (например, заявление о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, заявление об обеспечении иска, заявление о применении мер предварительной защиты). Если обращение в суд в силу закона подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью, то доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя на подписание такого обращения в суд, также должны быть подписаны (заверены) усиленной квалифицированной электронной подписью представляемого лица и (или) нотариуса.
В указанном случае нотариальные доверенности в виде электронного образа должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, а в виде электронного документа - представляемого лица и нотариуса.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" разъяснено, что обращение в суд от имени юридического лица может быть подписано лицом, имеющим право действовать без доверенности, либо представителем личной усиленной квалифицированной электронной подписью физического лица либо подписью физического лица, исполняющего соответствующие должностные обязанности, квалифицированный сертификат которой выдан данному юридическому лицу.
С учетом этих положений при принятии обращения в суд от имени юридического лица, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, необходимо проверять, указано в квалифицированном сертификате в качестве его владельца только физическое лицо (личная подпись физического лица) либо наряду с физическим лицом указано наименование юридического лица, которому выдан данный сертификат (подпись исполняющего должностные обязанности физического лица).
При этом обращение в суд от имени юридического лица не считается подписанным, если в качестве владельца квалифицированного сертификата не указано физическое лицо (пункт 7).
Одним из требований, которым должна соответствовать квалифицированная электронная подпись, является требование об указании ключа проверки электронной подписи в квалифицированном сертификате (пункт 1 части 4 статьи 5 Закона N 63-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 2, части 3 статьи 14 Закона N 63-ФЗ, сертификат ключа проверки электронной подписи может быть выдан и юридическому лицу. В этом случае в нем указываются наименование и место нахождения юридического лица, а также физическое лицо, действующее от имени юридического лица на основании учредительных документов юридического лица или доверенности.
В соответствии с ч.4 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса РФ исковое заявление, подаваемое посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащее ходатайство об обеспечении иска, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утвержден Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27.12.2016 N251 (далее по тексту - Порядок подачи).
Согласно п. 3.2.1 Порядка подачи обращение в суд и прилагаемые к нему документы могут быть поданы в суд в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы (заявителя или его представителя), либо в виде электронных образов документов, заверенных простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы.
Согласно п. 2.3.5 Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, электронный документ должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью. Электронные подписи, которыми подписаны обращения в суд и прилагаемые к ним документы, должны соответствовать требованиям усиленной квалифицированной электронной подписи, установленным законодательством Российской Федерации. Электронная подпись должна содержаться в отдельном файле (отсоединенная электронная подпись).
Как следует из заявления, оно подписано усиленной квалифицированной электронной подписью генерального директора -Филатова А.С, вместе с тем отсоединенная электронная подпись в виде отдельного файла предоставлена не была.
Таким образом, поданное заявление не соответствует требованиям ч.4 ст. 131 ГПК РФ.
Кроме того, суд полагает возможным отметить следующее.
На основании абзаца шестого пункта 1 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.
Разновидностью таких произведений являются аудиовизуальные произведения, под которыми понимаются произведения, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации (п.1 ст. 1263 ГК РФ).
Интеллектуальные права автора аудиовизуального произведения подлежат защите.
Вместе с тем, при защите интеллектуальных прав не допускается совершение действий, явно противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Под основами нравственности следует понимать фундаментальные этические ценности, разделяемые большинством населения внутри страны.
Таким образом, произведения науки, литературы и искусства, в том числе аудиовизуальные произведения, не должны противоречить основам общественной нравственности, то есть грубо нарушать сложившиеся в обществе представления о добре и зле, хорошем и плохом, пороке и добродетели и т.п. Учитывая сложившиеся в России представления об основах правопорядка или нравственности, к произведениям противоречащим основам нравственности можно отнести аудиовизуальные произведения порнографической направленности, а также аудиовизуальные произведения, содержащие словесное описание либо изображение любым способом (рисунок, картина, скульптура, фотография, мультипликационный или игровой фильм и т.п.) в натуралистичной форме интимных сторон жизни человека, связанных с удовлетворением сексуальных потребностей, не имеющие художественной или научной ценности.
Часть 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней указывают на то, что любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).
Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (пункт 1).
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 2 этой же статьи указанного Кодекса).
Одним из способов ограничения права предоставляется возможность отказа в защите нарушенного права в случаях предусмотренных ст. 10 Гражданского кодекса РФ, а именно в случаях осуществления гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Из приложенной к иску страницы сайта следует, что аудиовизуальные уроки включают в себя курс техники эромассажей, процесс обучения согласно данным сайта демонстрируется на женщинах.
Учитывая специфику аудиовизуального произведения, суд полагает, что данное произведение не согласуется с общепризнанными основами общественной нравственности и морали, сложившимися в России, в связи с чем, применив по аналогии закона ст. 10 ГК РФ не находит оснований для защиты права автора путем принятия мер по обеспечению иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 144.1 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
В удовлетворении заявления ООО "Инфоконтроль" о принятии предварительных обеспечительных мер, направленных на обеспечение защиты исключительных прав на аудиовизуальное произведение: "Эротический массаж + Йони Дмитрия Свиридова", размещенное на сайте информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" sliv.helix-24.ru. -отказать.
Разъяснить право на подачу указанного заявления при выполнении требований части 4 статьи 144.1 ГПК РФ, а также право на подачу иска в общем порядке.
Определение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение 15 дней через суд, принявший определение.
Судья Московского городского суда И.Е. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.