Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В, и судей Рачиной К.А, Пильгановой В.М, при секретаре Воропаевой Е.С, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А, гражданское дело по апелляционной жалобе с дополнениями Салжаницына А.И.
на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 09 октября 2019 года в редакции определения об исправлении описки от 25 февраля 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении требований Салжаницына А.И. к Пенсионному фонду Российской Федерации, Управлению делами Президента Российской Федерации об обязании включить в стаж государственной гражданской службы иные периоды трудовой деятельности, обязании произвести перерасчет пенсии, выплатить сумму задолженности - отказать в полном объеме, УСТАНОВИЛА:
Салжаницын А.И. обратился с исковым заявлением к Пенсионному фонду Российской Федерации (далее - ПФР), Управлению делами Президента Российской Федерации (далее - УПД РФ), с учетом уточнений просил обязать УДП РФ включить периоды трудовой деятельности в стаж государственной гражданской службы, как неучтенные ранее, а именно: служба в Советской армии - 1 месяц 28 дней; с 25.05.1983 г. по 28.10.1985 г. - 2 года 5 месяцев 3 дня; с 10.09.1992 г. по 02.11.1995 г. - 3 года 1 месяц 22 дня (всего: 5 лет 8 месяцев 23 дня); обязать УДП РФ включить в стаж государственной гражданской службы иные периоды трудовой деятельности, а именно: с 25.08.1971 по 30.08.1973 - 2 года 0 месяцев 5 дней; с 26.05.1980 г. по 07.09.1981 г. - 1 год 3 месяца 11 дней; с 07.09.1981 г. по 24.05.1983 г. - 1 год 8 месяцев 17 дней (всего: 5 лет 0 месяцев 3 дня); о бязать ПФР назначить (пересчитать) пенсию за выслугу лет с учетом увеличения стажа государственной гражданской службы на 10 лет 8 месяцев 26 дней. В обоснование требований ссылался на то, что он с 11.05.2005 г. является получателем пенсии за выслугу лет как государственный гражданский служащий, однако полагает, что в подсчет стажа гражданской службы неправомерно не были включены указанные периоды, что привело к неправильному определению размера пенсии.
В судебное заседание истец и его представитель явились, уточненные требования поддержали.
Представитель ответчика ПФР - Строганова Г.С. явилась, просила в иске отказать, поддержала доводы письменного отзыва на иск.
Представитель УДП РФ по доверенности Демина С.А. явилась, предоставила письменные пояснения, в которых просила отказать в удовлетворении требований.
Представитель 3-го лица ГУ-ГУ ПФР N 10 по Москве и Московской области Пономарев А.А. явился, просил отказать в удовлетворении требований, пояснив, что пенсия выплачивается истцу без задержек и в полном объеме.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы с дополнениями, просит отменить Салжаницын А.И.
Представитель ответчиков и третьего лица в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Судебная коллегия, выслушав истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с дополнениями, не находит оснований для отмены постановленного судом решения, исходя из следующего.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (статья 39, часть 1).
Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее также - N 166-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2002 г, определен порядок назначения и выплаты Федеральным государственным гражданским служащим пенсии за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2003 г. N 247 "Об организации назначения, перерасчета размера, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, ежемесячных доплат к пенсиям отдельным категориям граждан" с 1 октября 2003 года функции по назначению федеральным государственным служащим пенсии за выслугу лет и перерасчету ее размера возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации.
Размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих исчисляется в соответствии со статьями 14 и 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ.
Согласно статье 19 Федерального закона N 166-ФЗ в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.
Во исполнение статьи 19 Федерального закона N 166-ФЗ определен перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 г. N 1141, пунктом 20 которого предусмотрено включение иных периодов, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Порядок включения в стаж государственной службы должностей, определенных Перечнем должностей, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2003 г. N 570 "О порядке включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации".
В силу пункта 1 Постановления N 570 включение в стаж государственной службы периодов службы (работы), предусмотренных Перечнем должностей (т.е. в том числе и иных периодов), осуществляется по заявлению гражданина при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет соответствующим федеральным государственным органом.
Пунктом 3 Постановления N 570 Министерству труда и социальной защиты России (а ранее Минздравсоцразвития России) по согласованию с Министерством финансов России поручено утвердить порядок подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
Такой порядок утвержден Приказом Минздравсоцразвития России 26.12.2011 г. N 1648н (зарегистрирован в Минюсте России 14.03.2012 N 23469).
В соответствии с абзацем 1 пунктом 9 Порядка в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет могут быть включены периоды службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях организациях, опыт и знание работы в которых были необходимо федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, на основании решения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, согласованного с Министерство финансов Российской Федерации. Периоды работы в указаны должностях в совокупности не должны превышать 5 лет.
Включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периодов службы (работы) в должностях. предусмотренных Перечнем должностей, осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет (пункт 3 Порядка).
Решение принимается по представлению руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа, в котором государственный гражданский служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы.
Представление руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа оформляется не позднее двухмесячного срока со дня подачи гражданином заявления о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет. К представлению руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа прилагаются следующие документы: копия трудовой книжки, справка-объективка, копия приказа об увольнении федерального государственного гражданского служащего, должностной регламент по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, документ, подтверждающий выполняемые трудовые (служебные) обязанности, возложенные по занимаемой должности (должностям), представленной (представленным) для рассмотрения (трудовой договор, должностная инструкция, иной документ), заявление о включении иных периодов, копия заявления о назначении пенсии за выслугу лет.
Представление руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа направляется в Пенсионный фонд Российской Федерации для подготовки проекта решения и внесения его в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (сейчас - Министерство труда и социальной защиты России).
Пунктом 9 Порядка регламентируются вопросы, связанные с включением в стаж государственной службы иных периодов, предусмотренных пунктом 20 Перечня должностей, в т.ч. установлено, что заявление о включении иных периодов подается при обращении за назначением пенсии за выслугу лет. Данная норма, а также норма пункта 3 Порядка, согласно которой включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периодов службы (работы) в должностях, предусмотренных Перечнем должностей, осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет, фактически воспроизводит норму пункта 1 постановления N 570.
Пункты 3 и 9 (абзац четвертый) Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1648н, были оспорены в судебном порядке и являлись предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2013 N АКПИ13-629 указанные положения признаны не противоречащими федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Таким образом, законодательством Российской Федерации не установлено право повторной подачи заявления о включении иных периодов службы (работы) в стаж государственной гражданской службы после назначения пенсии за выслугу лет.
Судом при рассмотрении дела установлено, что пенсия за выслугу лет была назначена Салжаницыну А.И. на основании его заявления о назначении указанной пенсии от 14 апреля 2005 г, зарегистрированного кадровой службой УДП РФ 14 апреля 2005 года и на момент назначения пенсии С алжаницын А.С. с соответствующим заявлением о включении в стаж государственной гражданской службы иных периодов работы (службы) не обращался, такое заявление о перерасчете было им подано только в 2018 году. После назначения пенсии за выслугу лет Салжаницын А.И. государственную гражданскую службу не проходил, соответствующих должностей не замещал.
С учетом установленных по делу обстоятельств, положений приведенных правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд правильно пришел к выводу о том, том, что оснований для включения в стаж государственной гражданской службы иных периодов работы (службы) работы истца: с 25.05.1983 г. по 28.10.1985 г. в НИИ Дальней радиосвязи, с 10.09.1992 г. по 02.11.1995 г. в Государственном предприятии "РОСТЭК"; с 25.08.1971 г. по 30.08.1973 г. в Главкрасноярскстрой (Нормативно-исследовательская станция); с 26.05.1980 г. по 07.09.1981 г. во ВНИИ комплексных топливно-энергетических проблем при Госплане СССР; с 07.09.1981 г. по 24.05.1983 г. в СУ-47 треста Мосинженерстрой Главмосинжестроя, не имелось, поскольку отсутствуют доказательства того, что указанные организации осуществляли функции государственного управления в министерствах и ведомствах и их органах на территории СССР (подпункт "г" пункта 17 Указа Президента Российской Федерации от 20.09.2010 года N 1141), либо опыт и знание работы в них были необходимы федеральному государственному гражданскому служащему для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы в УДП РФ, соответствующее представление УДП РФ не вносилось, решение Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (сейчас - Министерством труда и социальной защиты России) не принималось и не согласовывалось с Министерством финансов Российской Федерации (п. 20 Указа Президента Российской Федерации от 20.09.2010 N 1141).
Также судом установлено, что Салжаницын А.И. при решении вопроса о назначении пенсии в УДП РФ предоставил справку из Объединенного военного комиссариата г. Мытищи Московской области от 29.12.2004 г. N ****, согласно которой Салжаницын А.И. проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах СССР с 22.05.1968 г. по 15.06.1970 г. Период военной службы истца в календарном исчислении составляет - 02 года 00 месяцев 23 дня, в льготном исчислении - 04 года 01 месяц 16 дней, в ключение в стаж государственной гражданской службы истца 04 лет 01 месяца 16 дней подтверждено справкой от 28.04.2005 г. о должностях, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет Салжаницыну А.И, в связи с чем оснований для удовлетворения требований о включении периода военной службы в стаж не имелось.
Также судом было установлено, что размер пенсии за выслугу лет Салжаницына А.И, определяемой с учетом среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего, ограниченного в соответствии со статьей 21 Федерального закона N 166-ФЗ (2, 8 должностного оклада), средневзвешенного индекса повышения должностных окладов федеральных государственных служащих (с 1 августа 2006 г. - 1, 15), коэффициентов индексации среднемесячного денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, без учета сумм, предусмотренных пунктом 3 статьи 14 Федерального закона N 166-ФЗ, составил с 1 января 2018 г. - ****** руб. ** коп. в месяц.
Вместе с тем, по информации ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области, размер страховой пенсии по старости с учетом установленной к ней фиксированной выплаты Салжаницына А.И. составляет ****** руб. ** коп. и поскольку в настоящее время сумма страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к ней превышает сумму, определенную в процентах к среднемесячному заработку федерального государственного гражданского служащего в зависимости от стажа государственной гражданской службы, Салжаницыну А.И. выплачиваются страховая пенсия по старости и установленная к ней фиксированная выплата. Оснований для перерасчета пенсии не установлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения и при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы апелляционной жалобы с дополнениями, в том числе, о незаконных действиях ПФР, УДП РФ, ничем не подтверждены, направленны на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать их состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты, позиция истца основана на неправильном толковании законодательства.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 09 октября 2019 года, в редакции определения об исправлении описки от 25 февраля 2020 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу с дополнениями Салжаницына А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.