Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Ставича В.В, судей Коневой С.И, Кирпиковой Н.С, при секретаре Зейналян Л.Р, рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи Коневой С.И, административное дело по апелляционной жалобе представителя Мавлаи Ш. - Красовой М.С. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 16 октября 2019 года по административному делу N 2а-445/2019 по административному исковому заявлению Мавлаи Ш, действующей в интересах несовершеннолетнего "***", к Департаменту образования г. Москвы о признании бездействия незаконным, УСТАНОВИЛА:
гражданка Исламской Республики Афганистан Мавлаи Ш, действующая в интересах несовершеннолетнего "***", обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным бездействие Департамента образования г. Москвы, выразившееся в непринятии мер, направленных на предоставление общего образования в государственной образовательной организации для "***"; возложить на Департамент образования г. Москвы обязанность организовать получение несовершеннолетним "***" общедоступного и бесплатного образования на территории районов Люблино, Марьино или Капотня.
В обоснование доводов указала, что она обратилась в Департамент образования г. Москвы с заявлением, в котором указывала о том, что в результате отсутствия регистрации по месту жительства и пребывания в г. Москве отсутствует возможность подать электронное заявление о приеме ее ребенка в образовательную организацию, и просила разъяснить ей порядок получения общего школьного образования в случае отсутствия регистрации в г. Москве, а также просила организовать возможность зачисления ее ребенка во второй класс общеобразовательной школы в районе Люблино, Марьино или Капотня.
На указанное обращении был получен ответ, в котором был дан формальный ответ о том, что зачисление в образовательные организации осуществляется на основании личного заявления родителей, зарегистрировавших электронное заявлении на официальном портале Мера и Правительства Москвы.
Вопрос о возможности зачисления ее ребенка в общеобразовательные организации не был разрешен.
Считает, что необходимость предъявления сведений о регистрации (пребывания) по месту жительства установлена только для случаев зачисления детей в первые классы.
Полагает о нарушении права на общее образование, которое является обязательным.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 16 октября 2019 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить, поскольку считает, что судом неправильно применены нормы материального права.
Также указывает, что отсутствие регистрации по месту жительства (пребывания) не может служить основанием для отказа в зачислении в образовательное учреждение, а также в оказании содействия в зачислении со стороны компетентного органа власти.
Считает необоснованными выводы суда первой инстанции о возможности обращения с соответствующим заявлением только в электронной форме.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся в заседание судебной коллегии лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Мавлаи Ш. является матерью несовершеннолетнего "***". Они являются гражданами Исламской Республики Афганистан, не имеют регистрации ни по месту жительства, ни по месту пребывания.
20.05.2019 года Мавлаи Ш. обратилась в Департамент образования г. Москвы и просила разъяснить ей порядок для получения начального школьного образования в г. Москве в случае, когда у ребенка отсутствует регистрация, а также просила организовать возможность зачисления "***" в "***" класс государственной общеобразовательной организации в районе районов Люблино, Марьино или Капотня.
07.09.2019 года Мавлаи Ш. заместителем начальника Управления по работе с обращениями граждан был дан ответ, в котором указывалось, что зачисление в общеобразовательные организации г. Москвы осуществляется на основании личного заявления родителей, зарегистрировавших электронное заявление на официальном портале Мэра и Правительства Москвы (mos.ru).
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии незаконного бездействия административного ответчика, а также об отсутствии нарушения права несовершеннолетнего ребенка на образование либо создания препятствия к его осуществлению.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что заявление о зачислении ребенка в образовательную организацию г. Москвы, поданное в установленном законом порядке, отсутствует.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они мотивированы, обоснованы, соответствуют обстоятельствам данного дела и нормам материального права.
Права ребенка на получение образования образование гарантированы законом.
При этом законом определен порядок получения такого образования.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Статьей 5 указанного Федерального закона определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств.
Согласно ст. 8 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся в том числе обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях; организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.
Как предусмотрено в ст. 67 указанного Федерального закона правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (часть 2); правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3); в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4).
Непосредственно прием граждан в образовательные организации, реализующие основные образовательные программы общего образования, на территории Российской Федерации, в том числе города Москвы, регламентируется Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 года N 32, которым предусмотрено, что прием в образовательные организации осуществляется по заявительному принципу, обеспечивающему приоритетное зачисление лиц, проживающих на территории, за которой закреплена конкретная общеобразовательная организация; гражданину может быть отказано в приеме в образовательную организацию при отсутствии свободных мест в конкретной образовательной организации. При этом, кроме заявления необходимо предъявление соответствующих документов, перечень которых определен в пункте 9 указанного Порядка, включающий в том числе документы, в том числе подтверждающие право на пребывание в Российской Федерации и сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания, в частности, на закрепленной территории.
Родители (законные представители) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации.
В целях реализации Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" на основании постановления Правительства Москвы от 10.07.2013 N 447-ПП создана Комплексная информационная система "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде"
Комплексная информационная система является государственной информационной системой города Москвы, предназначенной для предоставления услуг в сфере образования и исполнения государственных функций в сфере образования, в том числе в электронной форме. Государственная информационная система города Москвы функционирует в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Комплексная информационная система "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде" обеспечивает прием и обработку запросов (заявлений) о предоставлении услуг в сфере образования и автоматически выстраивает очередность детей в электронном виде с учетом их возраста, приоритетов и имеющихся льгот. Заявления регистрируются родителями самостоятельно на сайте mos.ru в разделе "Услуги и сервисы".
В Комплексной информационной системе регистрируются электронные заявления на детей, зарегистрированных органами регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания на территории города Москвы.
Зачисление детей в образовательные организации города Москвы осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей), зарегистрировавших электронное заявление в автоматизированной информационной системе с использованием портала www.mos.ru, при предъявлении в образовательную организацию документов, определенных вышеназванным порядком и подтверждающих сведения, указанные в заявлении.
При подаче заявителем электронного заявления на сайт mos.ru в автоматическом режиме с помощью межведомственного электронного взаимодействия осуществляется проверка сведений, указанных в электронном заявлении. Если данные не подтверждены в ходе межведомственной проверки, заявитель информируется о необходимости предоставить документы, подтверждающие указанные сведения, в течение 20 календарных дней. Заявление регистрируется в электронном реестре заявлений после подтверждения указанных сведений.
Заявление регистрируется родителями самостоятельно на сайте mos.ru в разделе "Услуги и сервисы" (https://www.mos.ru/serviees).
Таким образом, возможность реализации права на зачисление в образовательное учреждение непосредственно связана с необходимостью соблюдения порядка обращения с соответствующим заявлением.
Однако такого заявления административным истцом зарегистрировано не было.
При этом установленный порядок подачи соответствующего заявления направлен на обеспечение одинаковых условий реализации права на зачисление в образовательное учреждение, в том числе родителями детей легально находящихся на территории Российской Федерации.
Иной порядок регулирования спорных правоотношений допускает возможность разрешения вопроса о зачислении иностранного ребенка в образовательное учреждение без соблюдения установленных законом условий и исходя из усмотрения компетентного государственного органа, а также фактически в приоритетном порядке по сравнению с иными лицами, реализующими право на получение образования, что не допустимо.
Обращение административного истца было рассмотрено в установленном порядке, определенном Федеральным законом от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в том числе с учетом приведенных норм; на обращение был дан ответ по существу поставленных вопросов.
Доводы административного истца о несовершении Департаментом образования г. Москвы действий, направленных на организацию предоставления общего образования, были обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Непредставление места в образовательном учреждении в данном случае является следствием несоблюдения административным истцом порядка зачисления детей в образовательные организации г. Москвы.
В соответствии с действующим законодательством основанием для возникновения правоотношений, связанных с обеспечение реализации права на получение обязательного общего образования является соответствующее заявление родителя, которое в установленном законом порядке зарегистрировано не было. При этом отсутствуют препятствия со стороны Департамента образования г. Москвы для подачи соответствующего заявления в установленном законом порядке, предусматривающем возможность подачи заявления, одним из родителей законно находящимся в Российской Федерации.
При этом особенности реализации права на образование иностранными гражданами в Российской Федерации поставлены в зависимость от наличия у них специального правового статуса для нахождения на территории Российской Федерации, который у административного истца отсутствует.
Определяя правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации, включая основания и условия их пребывания (проживания) на ее территории, Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" признает законно находящимися в Российской Федерации иностранными гражданами, лиц имеющих документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации (абзац девятый пункта 1 статьи 2), и предусматривает их миграционный учет (статья 29.1), правила которого, в свою очередь, установлены Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", положения которого закрепляют обязанность иностранных граждан, постоянно или временно проживающих в Российской Федерации, зарегистрироваться по месту жительства и встать на учет по месту пребывания, а иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации, - встать на учет по месту пребывания (статья 7).
Таким образом, особенности реализации права на образование иностранными гражданами в Российской Федерации будут различаться в зависимости в том числе и от наличия у них специального правового статуса.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определилобстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановилрешение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат в себе обстоятельств, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда. Следовательно, они не являются основанием к отмене решения суда, при принятии которого суд первой инстанции правильно определилхарактер правоотношений, возникших между сторонами по настоящему делу, и, исходя из этого, верно установилюридически значимые обстоятельства, а также закон, подлежащий применению, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дал надлежащую правовую оценку.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 308 - 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 16 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.