Московский городской суд в составе председательствующего судьи Казакова М.Ю., при секретаре Тощакове В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-0560/2020 по административному исковому заявлению наименование организации об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости, установил:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами: 77:01:0006013:1074, 77:01:0006013:1075, 77:05:0001002:1130, 77:05:0001002:1133, 77:05:0001002:1228, 77:05:0001002:1234, 77:05:0001002:1239, установленной по состоянию на 1 января 2018 года для нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006013:1074 в размере 1 291 272 522, 47 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006013:1075 в размере 1 642 457 052, 54 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1130 в размере 253 792 821, 10 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1133 в размере 522 472 811, 45 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1228 в размере 231 189 670, 43 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1234 в размере 286 483 020, 26 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1239 в размере 224 853 219, 50 рублей.
Просил установить кадастровую стоимость названных объектов капитального строительства, равной их рыночной стоимости, определённой в отчётах об оценке от 13 мая 2019 года N ЗС-18/1, N ЗС-18/2, N ЗС-18/3, N ЗС-18/4, N ЗС-18/5, N ЗС-18/6, N ЗС-18/7, подготовленных оценщиком наименование организации, по состоянию на 1 января 2018 года, для нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006013:1074 в размере 374 448 000 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006013:1075 в размере 642 590 000 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1130 в размере 120 038 000 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1133 в размере 208 743 000 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1228 в размере 106 259 500 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1234 в размере 138 337 000 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1239 в размере 82 903 000 рублей.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что ему на праве собственности принадлежат названные выше нежилые здания. Несоответствие, внесённой в Единый государственный реестр недвижимости, кадастровой стоимости названных объектов капитального строительства, их рыночной стоимости, нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество организаций, в связи с необоснованным завышением налоговой базы по указанному налогу.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости нежилых зданий, равной их рыночной стоимости.
В настоящее судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен, выразил несогласие с выводами, проведенной по делу судебной оценочной экспертизы, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административные ответчики - Департамент городского имущества города Москвы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направили, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом постановлено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся представителей сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанными положениями Правительством Москвы 21 декабря 2016 года принято постановление N 910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП", в соответствии с пунктом 1 которого установлено, что с 1 января 2017 года государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в городе Москве осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость - часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что административному истцу принадлежат на праве собственности объекты капитального строительства с кадастровыми номерами: 77:01:0006013:1074, 77:01:0006013:1075, 77:05:0001002:1130, 77:05:0001002:1133, 77:05:0001002:1228, 77:05:0001002:1234, 77:05:0001002:1239, расположенные по адресу: адрес, 1, 4, 7, 21, 5, 16.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", в целях реализации приказа Департамента городского имущества города Москвы от 19 февраля 2018 года N 20 "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества в 2018 году", пунктом 1 распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 утверждены результаты определения кадастровой стоимости зданий, зданий, объектов незавершенного строительства, машино-мест и сооружений, расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 1 января 2018 года.
Согласно названному распоряжению кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 года для нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006013:1074 установлена в размере 1 291 272 522, 47 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006013:1075 в размере 1 642 457 052, 54 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1130 в размере 253 792 821, 10 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1133 в размере 522 472 811, 45 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1228 в размере 231 189 670, 43 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1234 в размере 286 483 020, 26 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1239 в размере 224 853 219, 50 рублей.
В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 года.
Названные результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку в соответствии с положениями абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 374, пункта 1 статьи 373, статьи 374, пункта 2 статьи 375, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2, 2.1, 5, 6 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", он является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Оспаривая приведенную выше кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчёты об оценке рыночной стоимости от 13 мая 2019 года N ЗС-18/1, N ЗС-18/2, N ЗС-18/3, N ЗС-18/4, N ЗС-18/5, N ЗС-18/6, N ЗС-18/7, подготовленные оценщиком наименование организации, в которых по состоянию на 1 января 2018 года, определена рыночная стоимость для нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006013:1074 в размере 374 448 000 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006013:1075 в размере 642 590 000 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1130 в размере 120 038 000 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1133 в размере 208 743 000 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1228 в размере 106 259 500 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1234 в размере 138 337 000 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1239 в размере 82 903 000 рублей.
Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Определением суда от 22 августа 2019 года, по ходатайству представителя административного истца назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту наименование организации фио
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 29 декабря 2019 года N 12/3а-4571/ЗЭ/2019 отчёты об оценке от 13 мая 2019 года N ЗС-18/1, N ЗС-18/2, N ЗС-18/3, N ЗС-18/4, N ЗС-18/5, N ЗС-18/6, N ЗС-18/7, подготовленные оценщиком наименование организации, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённая оценщиком в отчётах рыночная стоимость нежилых зданий не подтверждается. Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2018 года определена экспертом для нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006013:1074 в размере 733 744 000 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006013:1075 в размере 1 532 035 000 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1130 в размере 200 858 000 рублей, 77:05:0001002:1133 в размере 356 123 000 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1228 в размере 210 938 000 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1234 в размере 246 753 000 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1239 в размере 157 235 000 рублей.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность, содержащихся в нём, выводов.
Не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом, эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности, составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Экспертом проведено исследование рынка недвижимости, обосновано выбраны объекты-аналоги, подходы и, применяемые в их рамках, методы оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчёты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
На представленный административными ответчиками анализ экспертного заключения, эксперт дал развернутые и полные письменные пояснения, приобщенные в настоящем судебном заседании к материалам дела. Данные пояснения эксперта, которым суд по причинам, изложенным выше, доверяет, полностью опровергают доводы ответчика о несоответствии заключения судебной оценочной экспертизы требованиям законодательства.
Достоверных данных об иной рыночной стоимости объектов капитального строительства сторонами в суд не представлено.
В связи с отсутствием сомнений в обоснованности заключения эксперта определением суда отказано административному ответчику в назначении по делу повторной судебной оценочной экспертизы.
Выводы о величине рыночной стоимости нежилых зданий, содержащиеся в отчётах об оценке от 13 мая 2019 года N ЗС-18/1, N ЗС-18/2, N ЗС-18/3, N ЗС-18/4, N ЗС-18/5, N ЗС-18/6, N ЗС-18/7, подготовленных оценщиком наименование организации, опровергаются заключением проведённой судебной экспертизы, в связи с чем суд относится критически к названным отчетам.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым положить в основу решения заключение судебной оценочной экспертизы и установить кадастровую стоимости, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2018 года для нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006013:1074 в размере 733 744 000 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006013:1075 в размере 1 532 035 000 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1130 в размере 200 858 000 рублей, 77:05:0001002:1133 в размере 356 123 000 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1228 в размере 210 938 000 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1234 в размере 246 753 000 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1239 в размере 157 235 000 рублей.
С доводами, изложенными в письменных пояснениях, представителя Департамента городского имущества города Москвы о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, согласиться нельзя, поскольку такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Ссылки представителя Департамента городского имущества города Москвы на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом её проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения административного истца с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 24 июля 2019 года.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, РЕШИЛ:
Административное исковое заявление наименование организации удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006013:1074, расположенного по адресу: адрес равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 733 744 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006013:1075, расположенного по адресу: адрес равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 1 532 035 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1130, расположенного по адресу: адрес равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 200 858 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1133, расположенного по адресу: адрес равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 356 123 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1228, расположенного по адресу: адрес равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 210 938 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1234, расположенного по адресу: адрес равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 246 753 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001002:1239, расположенного по адресу: адрес равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 157 235 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 24 июля 2019 года.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда Казаков М.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.