Московский городской суд в составе
председательствующего судьи фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-690/2020 по административному исковому заявлению наименование организации к Департаменту городского имущества города Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении по состоянию на дата кадастровой стоимости объекта недвижимости соответствующей рыночной,
установил:
наименование организации обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на дата кадастровой стоимости в размере рыночной:
земельного участка общей площадью 2 663 кв.м с кадастровым номером 77:06:0001006:36, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Марии Ульяновой, владение 10, владение 10, строение 1, в размере 106 414 000 руб.;
нежилого здания общей площадью 2 550, 7 кв.м с кадастровым номером 77:06:0001006:1012, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Марии Ульяновой, дом 10, в размере 230 293 000 руб.
В обосновании заявленных требований ссылается на то, что является собственником нежилого здания и земельного участка, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки значительно превышает рыночную стоимость, в связи с чем, административный истец считает возможным воспользоваться своим правом установления кадастровой стоимости в размере рыночной, в подтверждении которой представляет отчет об оценке N01-02/19, подготовленный наименование организации
В судебное заседание от представителя административного истца поступило заявление об уточнении исковых требований на основании выводов судебной оценочной и дополнительной экспертиз и рассмотрении дела в отсутствии.
Представители Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, направили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствии, возражений относительно выводов дополнительной экспертизы не представили.
С учетом надлежащего извещения сторон о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьей 22 Федерального закона от дата N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от дата N 237-ФЗ).
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Пунктом 2 статьи 375, статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на дата года налогового периода, утвержденная в установленном порядке.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ организации, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на дата года, являющегося налоговым периодом.
Следовательно, одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Поскольку административный истец является собственником нежилого помещения и плательщиком налога на имущество, и собственником земельного участка, земельный налог по которому исчисляется исходя из кадастровой стоимости, суд считает, что он вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установление в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости в рыночном размере на дату, по состоянию на которую утверждена кадастровая стоимость.
Доводы представителя административного ответчика, изложенные в письменных пояснениях, о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец не имеют правового значения для разрешения заявленных требований, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат:
земельный участок общей площадью 2 663 кв.м с кадастровым номером 77:06:0001006:36, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Марии Ульяновой, владение 10, владение 10, строение 1;
нежилое здание общей площадью 2 550, 7 кв.м с кадастровым номером 77:06:0001006:1012, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Марии Ульяновой, дом 10.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от дата N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на дата" утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на дата.
В отношении указанных объектов недвижимости утверждена кадастровая стоимость утверждена в размере 129 345 318 руб. 64 коп. и 325 144 819 руб. 95 коп. соответственно.
Заявляя требование об определении кадастровой стоимости, административный истец представил в суд отчет об оценке N01-02/19, подготовленный наименование организации, согласно которому по состоянию на дата рыночная стоимость определена:
земельного участка общей площадью 2 663 кв.м с кадастровым номером 77:06:0001006:36 расположенного по адресу: г. Москва, ул. Марии Ульяновой, владение 10, владение 10, строение 1, в размере 106 414 000 руб.;
нежилого здания общей площадью 2 550, 7 кв.м с кадастровым номером 77:06:0001006:1012, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Марии Ульяновой, дом 10, в размере 230 293 000 руб.
С учетом того, что представителем административного ответчика представлены замечания на указанный отчет об оценке, по административному делу назначены судебная оценочная и дополнительная экспертизы, на разрешение которых поставлены вопрос о соответствии представленного отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а в случае несоответствия вопрос о рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости по состоянию на дата. Проведение экспертизы поручено наименование организации.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценкеN01-02/19, подготовленный наименование организации, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
Согласно заключению судебной оценочной и дополнительной судебной оценочной экспертиз по состоянию на дата рыночная стоимость определена:
земельного участка общей площадью 2 663 кв.м с кадастровым номером 77:06:0001006:36 расположенного по адресу: г. Москва, ул. Марии Ульяновой, владение 10, владение 10, строение 1, в размере 107 395 000 руб.;
нежилого здания общей площадью 2 550, 7 кв.м с кадастровым номером 77:06:0001006:1012, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Марии Ульяновой, дом 10, в размере 295 815 000 руб.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключения судебной оценочной экспертизы и дополнительной судебной оценочной экспертизы, в совокупности с другими доказательствами, суд приходит к выводу, что заключение судебной оценочной экспертизы в части ответа на вопрос о соответствии представленного отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и о рыночной стоимости земельного участка и дополнительная экспертиза соответствуют требованиям Федерального закона от дата N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечают требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; заключение судебной экспертизы содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости.
Выводы эксперта в указанной выше части не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; в дополнительной экспертизе расчет рыночной стоимости нежилого здания полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного, доходного подхода, отказ от затратного подхода обоснован.
В ходе проведения работ по определению рыночной стоимости экспертом приведено описание объектов экспертизы, их местоположения, качественных и количественных характеристик, проанализирован рынок недвижимости в г. Москве, изложен краткий обзор основных характеристик рынка недвижимости Москвы, приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объектов исследования.
В заключениях приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.
Заключения судебных экспертиз подготовлены экспертом, имеющим соответствующее образование, и предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Итоговые расчеты рыночной стоимости здания в дополнительной экспертизе свидетельствуют о том, что величина рыночной стоимости не зависит от особенностей налогообложения НДС, а рыночная информация, используемая для ее определения, не анализируется на предмет наличия или отсутствия в ценах НДС. Таким образом, расчет рыночной стоимости в заключении дополнительной экспертизы проводился в соответствии с законодательством об оценочной деятельности безотносительно от величины НДС.
На возражения относительно выводов судебной оценочной экспертизы, экспертом фио даны подробные письменные пояснения.
Утверждения представителя административного ответчика о том, что экспертом не проведен анализ использования объектов исследования, противоречит содержанию экспертизы, поскольку на стр. 20-25 заключения представлен фотоматериал, дающий исчерпывающее представление об использовании объекта исследования. А кроме того, на стр. 27-28 представлены выводы о сегментации объекта капитального строительства и земельного участка. Таким образом, информация о фактическом использовании объекта исследования экспертом проанализирована, представлена в заключении и использована при расчете стоимости объектов исследования.
Довод о том, что экспертом не затребованы действующие договоры аренды является несостоятельным, поскольку существующая рыночная информация по условиям аренды аналогичных типичных объектов широко представлена в источниках, используемых экспертами, и достаточна для определения арендной ставки. Использование именно указанной информации снижает влияние субъективных факторов, возникающих между арендатором и собственником объекта недвижимости.
Таким образом, учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу, что правильность заключения судебной оценочной экспертизы и дополнительной судебной экспертизы сторонами не опровергнута, доказательств об иной рыночной стоимости объектов недвижимости, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность этих заключений, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному судом между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, не представлено, ходатайство о назначении повторной экспертизы не заявлено, в связи с чем, устанавливает кадастровую стоимость нежилого здания и земельного участка, указанных выше, на основании выводов судебных оценочных экспертиз.
В соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от дата N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой подачи заявления является дата обращения в суд с административным иском - дата.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Руководствуясь статьями 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление наименование организации к Департаменту городского имущества города Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве удовлетворить.
Установить по состоянию на дата на период с дата и до утверждения новой кадастровой стоимости кадастровую стоимость в размере рыночной:
земельного участка общей площадью 2 663 кв.м с кадастровым номером 77:06:0001006:36 расположенного по адресу: г. Москва, ул. Марии Ульяновой, владение 10, владение 10, строение 1, в размере 107 395 000 (сто семь миллионов триста девяносто пять тысяч) руб.;
нежилого здания общей площадью 2 550, 7 кв.м с кадастровым номером 77:06:0001006:1012, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Марии Ульяновой, дом 10, в размере 295 815 000 (двести девяносто пять миллионов восемьсот пятнадцать тысяч) руб.
Датой обращения наименование организации с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является дата.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания и земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.