Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ахмадуллиной Аиды Рафаэлевны, Ахмадуллиной Лии Рафаэлевны, Ахмадуллиной Фирданьи Мансуровны, Ахмадуллиной Эндже Шамилевны, Замалеевой Рузалии Агдамовны, Замалеевой Эльзы Ринатовны, Садыкова Шамиля Садыковича, Садыковой Зугарьи Хурматуловны об оспаривании кадастровой стоимости нежилых помещений, УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, *5, *6, *7, *8, *9, *10, *11, *12, *13, *14.
В административном исковом заявлении административные истцы просят установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам независимой оценки, проведенной ООО "ФОК", по состоянию на 1 января 2018 года, а именно: помещения с кадастровым номером *1 - в размере 71 860 168 рублей, помещения с кадастровым номером *2 - в размере 3 091 100 рублей, помещения с кадастровым номером *3 - в размере 99 811 525 рублей, помещения с кадастровым номером*4 - в размере 3 075 855 рублей, помещения с кадастровым номером *5 - в размере 71 909 542 рублей, помещения с кадастровым номером *6 - в размере 74 703 414 рублей, помещения с кадастровым номером *7 - в размере 3 102 535 рублей, помещения с кадастровым номером *8 - в размере 40 827 065 рублей, помещения с кадастровым номером *9 - в размере 39 976 617 рублей, помещения с кадастровым номером *10 - в размере 71 558 981 рубля, помещения с кадастровым номером *11 - в размере 40 147 811 рублей, помещения с кадастровым номером *12 - в размере 26 929 406 рублей, помещения с кадастровым номером *13 - в размере 39 949 005 рублей, помещения с кадастровым номером *14 - в размере 49 680 982 рублей.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали на то, что Ахмадуллина А.Р. является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами *1, *2, Ахмадуллина Л.Р. является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами *3, *4, Ахмадуллина Ф.М. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером *5, Ахмадуллина Э.Ш. является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами *6, *7, *8, *9, Замалеева Р.А. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером *10, Замалеева Э.Р. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером *11, Садыков Ш.С. является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами *12, *13, Садыкова З.Х. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером *14.
Кадастровая стоимость спорных помещений по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2018 года установлена в размере 171 933 242 рублей 38 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *1, 11 227 844 рублей 08 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *2, 251 704 687 рублей 53 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *3, 11 175 501 рубля 44 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *4, 172 044 881 рубля 54 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *5, 187 123 491 рубля 87 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *6, 11 267 090 рубля 89 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *7, 90 648 515 рублей 41 копейки в отношении помещения с кадастровым номером *8, 88 862 974 рублей 29 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *9, 171 252 128 рублей 63 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *10, 89 222 572 рублей 62 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *11, 56 499 612 рублей 12 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *12, 88 804 967 рублей 40 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *13, 121 302 360 рублей 50 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *14.
Несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права административных истцов как плательщиков налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что Ахмадуллина А.Р. является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами *1, *2, Ахмадуллина Л.Р. является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами *3, *4, Ахмадуллина Ф.М. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером *5, Ахмадуллина Э.Ш. является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами *6, *7, *8, *9, Замалеева Р.А. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером *10, Замалеева Э.Р. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером *11, Садыков Ш.С. является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами *12, *13, Садыкова З.Х. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером *14, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости (т. 1, л.д. 26-132).
Кадастровая стоимость спорных помещений по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2018 года установлена в размере 171 933 242 рублей 38 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *1, 11 227 844 рублей 08 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *2, 251 704 687 рублей 53 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *3, 11 175 501 рубля 44 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *4, 172 044 881 рубля 54 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *5, 187 123 491 рубля 87 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *6, 11 267 090 рубля 89 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *7, 90 648 515 рублей 41 копейки в отношении помещения с кадастровым номером *8, 88 862 974 рублей 29 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *9, 171 252 128 рублей 63 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *10, 89 222 572 рублей 62 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *11, 56 499 612 рублей 12 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *12, 88 804 967 рублей 40 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *13, 121 302 360 рублей 50 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *14, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости (т. 1, л.д. 133-146).
В соответствии с положениями ст. ст. 399, 400, 401 НК РФ физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (в том числе помещения, строения, сооружения, помещения), являются плательщиками налога на имущество физических лиц.
Согласно ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если субъектом Российской Федерации принято соответствующее решение.
Законом города Москвы от 19 ноября 2014 года N51 "О налоге на имущество физических лиц" на территории города Москвы установлены ставки налога на имущество физических лиц в отношении недвижимого имущества, которые определяются исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости влияют на права и обязанности административных истцов как плательщиков налогов.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, административные истцы 27 сентября 2019 года обратились с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Административные истцы в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений представили в суд отчеты, подготовленные по заданию заявителей ООО "ФОК", в которых по состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *1 определена в размере в размере 71 860 168 рублей, помещения с кадастровым номером *2 - в размере 3 091 100 рублей, помещения с кадастровым номером *3 - в размере 99 811 525 рублей, помещения с кадастровым номером*4 - в размере 3 075 855 рублей, помещения с кадастровым номером *5 - в размере 71 909 542 рублей, помещения с кадастровым номером *6 - в размере 74 703 414 рублей, помещения с кадастровым номером *7 - в размере 3 102 535 рублей, помещения с кадастровым номером *8 - в размере 40 827 065 рублей, помещения с кадастровым номером *9 - в размере 39 976 617 рублей, помещения с кадастровым номером *10 - в размере 71 558 981 рубля, помещения с кадастровым номером *11 - в размере 40 147 811 рублей, помещения с кадастровым номером *12 - в размере 26 929 406 рублей, помещения с кадастровым номером *13 - в размере 39 949 005 рублей, помещения с кадастровым номером *14 - в размере 49 680 982 рублей.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленных в материалы дела отчетов судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Агентство "Русспромоценка".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчеты об оценке рыночной стоимости, представленные административными истцами, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
По состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *1 определена экспертом в размере 88 040 000 рублей, помещения с кадастровым номером *2 - в размере 3 872 000 рублей, помещения с кадастровым номером *3 - в размере 123 869 000 рублей, помещения с кадастровым номером*4 - в размере 3 853 000 рублей, помещения с кадастровым номером *5 - в размере 88 101 000 рублей, помещения с кадастровым номером *6 - в размере 92 719 000 рублей, помещения с кадастровым номером *7 - в размере 3 886 000 рублей, помещения с кадастровым номером *8 - в размере 48 746 000 рублей, помещения с кадастровым номером *9 - в размере 47 730 000 рублей, помещения с кадастровым номером *10 - в размере 87 671 000 рублей, помещения с кадастровым номером *11 - в размере 47 935 000 рублей, помещения с кадастровым номером *12 - в размере 31 457 000 рублей, помещения с кадастровым номером *13 - в размере 47 697 000 рублей, помещения с кадастровым номером *14 - в размере 60 867 000 рублей. При определении рыночной стоимости эксперт не анализировал её на наличие либо отсутствие НДС, указанная стоимость является действительной рыночной стоимостью объектов, что подтверждается письменными пояснениями эксперта.
Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленные заявителями отчеты об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчетов, подготовленных ООО "ФОК", и достоверности определенной в них рыночной стоимости объекта оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административные истцы, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнили заявленные требования и просили установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере рыночной, определенной не по результатам оценки, проведенной ООО "ФОК", а по результатам судебной экспертизы.
Вместе с тем представителем административного ответчика выражено несогласие с заключением эксперта в части определения рыночной стоимости нежилых помещений, в обоснование чего представлены письменные возражения.
В ответ на возражения административного ответчика экспертом ООО "Агентство "Русспромоценка" * представлены письменные пояснения, в которых экспертом даны ответы на дополнительно поставленные перед ним вопросы.
Эксперт пояснил, что, снижение рыночной стоимости объектов исследования с кадастровыми номерами *3, *1 за период с 2016 по 2018 год соответствует сложившейся динамике цен на рынке коммерческой недвижимости; эксперт указал на отсутствие необходимости введения корректировки на тип здания, поскольку объект исследования и объекты-аналоги относятся к одному сегменту рынка нежилых помещений свободного назначения; эксперт разъяснил, что им были учтены все различия объектов-аналогов и объектов исследования по местоположению, а именно корректировка на расположение учитывает разницу в удаленности объекта исследования и объектов-аналогов от центра города; также эксперт указал, что в качестве арендопригодной площади объектов исследования принимается общая площадь объектов исследования, в связи с чем дополнительный расчет арендной ставки под банкомат не требуется.
Экспертом даны ответы и на иные поставленные перед ним вопросы, письменные пояснения эксперта на поставленные перед ним вопросы приобщены к материалам дела.
Таким образом, не могут быть приняты во внимание доводы представителя административного ответчика о недостоверности результатов судебной оценочной экспертизы. Все выводы судебного эксперта были сделаны в рамках его профессиональных знаний; экспертиза назначалась непосредственно судом; экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности; материалами дела подтверждается, что эксперт * имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.
В свою очередь сведений о наличии соответствующих специальных познаний у административного ответчика и его представителя не имеется.
Оснований сомневаться в обоснованности заключения эксперта, а также полагать о наличии противоречий в выводах эксперта у суда не имеется, в связи с чем отсутствуют и основания для назначения по делу повторной экспертизы, о чем было заявлено представителем административного ответчика. Напротив, суд находит, что суждения эксперта основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, существо проведенных исследований и высказанных суждений является понятным; выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой и представленными в материалы дела доказательствами.
Позиция административного ответчика о неверном определении результатов рыночной стоимости нежилых помещений в рамках экспертного исследования основана на субъективном толковании законодательства об оценочной деятельности и методологии проведения такой оценки.
В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Судом отклоняются доводы представителя административного ответчика о том, что Ахмадуллина А.Р, Ахмадуллина Л.Р, Ахмадуллина Ф.М, Ахмадуллина Э.Ш, Замалеева Р.А, ЗамалееваЭ.Р, Садыков Ш.С, Садыкова З.Х. не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости. Такое право предоставлено административным истцам Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере, определенном в экспертном заключении по состоянию на 1 января 2018 года.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителей с требованиями об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату обращения в суд - 27 сентября 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *1, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 88 040 000 рублей, помещения с кадастровым номером *2 - в размере 3 872 000 рублей, помещения с кадастровым номером *3 - в размере 123 869 000 рублей, помещения с кадастровым номером*4 - в размере 3 853 000 рублей, помещения с кадастровым номером *5 - в размере 88 101 000 рублей, помещения с кадастровым номером *6 - в размере 92 719 000 рублей, помещения с кадастровым номером *7 - в размере 3 886 000 рублей, помещения с кадастровым номером *8 - в размере 48 746 000 рублей, помещения с кадастровым номером *9 - в размере 47 730 000 рублей, помещения с кадастровым номером *10 - в размере 87 671 000 рублей, помещения с кадастровым номером *11 - в размере 47 935 000 рублей, помещения с кадастровым номером *12 - в размере 31 457 000 рублей, помещения с кадастровым номером *13 - в размере 47 697 000 рублей, помещения с кадастровым номером *14 - в размере 60 867 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 27 сентября 2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда
подпись
В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 27 апреля 2020 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.