Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при ведении протокола помощником судьи Лучкиной С.П., с участием прокурора Левенко С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1713/2020 по административному исковому заявлению Соловова Ю Г об оспаривании пункта 195 приложения к Приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 05 декабря 2014 года, УСТАНОВИЛ:
05 декабря 2014 года принят Приказ Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы от 05.12.2014 N 61-02-348/4 "Об утверждении дополнительной территориальной зоны организации платных городских парковок в границах города Москвы".
Названным Приказом утверждена дополнительная территориальная зона организации платных городских парковок в границах города Москвы (приложение).
Пунктом 195 Приказа установлена зона организации платной парковки в районе Марьина Роща на Октябрьской улице (от пересечения с улицей Сущевский Вал до пересечения с Проектируемым проездом 1135).
Соловов Ю.Г. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 195 приложения к Приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 05 декабря 2014 года, указывая, что 23 апреля 2019 года должностным лицом ГКУ АМПП вынесено постановление по делу об административном правонарушении в связи с неоплатой парковки возле дома 62 по улице Октябрьская города Москвы.
По мнению административного истца, решение об организации платной парковки по улице Октябрьская уполномоченным органом не принималось, поскольку улица Октябрьская как участок улично-дорожной сети не пересекается с Проектируемым проездом 1135. Таким образом, зона платной парковки установлена только на перекрестке ул. Октябрьской и Сущевским валом, но не на отрезке от пересечения с улицей Сущевский Вал до пересечения с Проектируемым проездом 1135, как об этом указано в пункте 195 Приказа от 05.12.2014 N 61-02-348/4.
По мнению административного истца, оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует ст.12 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
В судебном заседании административный истец административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы в судебном заседании против удовлетворения иска возражал по доводам письменного отзыва. Представитель ГКУ АМПП, представитель Москомархитектуры в судебном заседании против удовлетворения иска возражали по доводам письменных пояснений. Представитель Департамента городского имущества города Москвы, будучи извещенным о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание без уважительных причин не явился, дело рассмотрено судом в его отсутствие.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Левенко С.В, суд приходит к следующим выводам.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы обладает необходимой компетенцией для принятия приказа от 05 декабря 2014 г. N 61-02-348/4 "Об утверждении дополнительной территориальной зоны организации платных городских парковок в границах города Москвы", в состав которого включено соответствующее приложение. Данный нормативный правовой акт опубликован и введен в действие в установленном законом порядке.
Так, постановлением Правительства Москвы от 15.02.2011 N 32-ПП утверждено Положение о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
Пунктом 1 данного Положения предусмотрено, что Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по формированию и реализации государственной политики города Москвы и осуществлению управления в сфере транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, предоставлению государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Пунктом 6.12 Положения установлено, что Департамент утверждает схемы размещения городских парковок, дополнительные территориальные зоны организации платных городских парковок, перечень специальных парковочных мест для грузового транспорта и порядок оплаты за размещение транспортных средств на платных городских парковках.
Таким образом, принятие оспариваемого в части приказа Департамента от 05 декабря 2014 г. N 61-02-348/4 "Об утверждении дополнительной территориальной зоны организации платных городских парковок в границах города Москвы" входит в компетенцию указанного органа.
Приказ Департамента от 05 декабря 2014 г. N 61-02-348/4 опубликован на официальном сайте Департамента http://dt.mos.ru 05 декабря 2014 года в разделе "Приказы и Распоряжения Департамента".
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" правовыми актами города Москвы являются официальные документы, в том числе, принятые (изданные) органами государственной власти города Москвы (должностными лицами города Москвы), содержащие положения нормативного характера и (или) индивидуального действия и направленные на регулирование общественных отношений.
Частями 1, 2, 3 статьи 4 этого же Закона определено, что правовые акты города Москвы образуют единую систему, подразделяются на законодательство города Москвы и подзаконные акты города Москвы.
Пунктом 6 части 3 данной статьи определено, что к подзаконным актам города Москвы относятся приказы и распоряжения органов исполнительной власти города Москвы - правовые акты, принимаемые функциональными органами исполнительной власти города Москвы по вопросам, связанным с реализацией полномочий органами исполнительной власти города Москвы, и подписываемые их руководителями либо иными уполномоченными должностными лицами данных органов.
Из приведенных нормативных положений следует, что оспариваемый в части приказ Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, включая приложение как его неотъемлемую часть, является нормативным правовым актом города Москвы, принятым в пределах компетенции и полномочий Департамента.
Оспариваемый в части приказ Департамента опубликован в установленном порядке.
В силу части 2 статьи 19 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" официальным опубликованием правового акта считается первая публикация его полного текста в официальном издании органа государственной власти (электронной версии данного издания) или первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном сайте органа государственной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Частью 4 статьи 28 этого же Закона определено, что тексты правовых актов органов исполнительной власти города Москвы могут размещаться на официальных сайтах соответствующих органов исполнительной власти города Москвы.
Оспариваемый в части приказ размещен на официальном сайте Департамента 05 декабря 2014 года в разделе "Приказы и Распоряжения Департамента (http://dt.mos.ru/legislation/orders-and-instructions-of-the-department-o f-transport/1452798).
Ознакомление с данным актом является бесплатным и общедоступным для любого заинтересованного лица. Также приказ опубликован в справочно-правовых системах, в частности, в системе "КонсультантПлюс" (www.consultant.ru), имеется в открытом доступе на иных электронных ресурсах в сети Интернет.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что порядок опубликования нормативного правового акта соблюден, всем заинтересованным лицам обеспечена возможность бесплатного и доступного ознакомления с содержанием акта, что полностью соответствует требованиям законодательства, а также разъяснениям, приведенным в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (действовавшего на момент принятия акта).
Вывод о том, что оспариваемый акт относится к числу нормативных правовых актов, принят в пределах компетенции и полномочий Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, введен в действие надлежащим образом, содержится также в Определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 28.10.2015 N 5-АПГ15-62.
На момент принятия решения по настоящему административному делу Приказ Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы от 05.12.2014 N 61-02-348/4 "Об утверждении дополнительной территориальной зоны организации платных городских парковок в границах города Москвы" утратил силу в связи с принятием приказа Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы от 01.08.2019 N 61-02-341/9.
Вместе с тем, из содержания пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" следует, что в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
Из материалов дела усматривается, что 23 апреля 2019 года, то есть в период действия оспариваемого нормативного правового акта, в отношении административного истца было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, из которого следует, что административный истец 20 апреля 2019 года разместил транспортное средство на платной городской парковке по улице Октябрьская, дом 62 без осуществления платы в нарушение пункта 2.5 Правил пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 года N 289-ПП.
На момент рассмотрения настоящего административного дела штраф, назначенный постановлением от 23 апреля 2019 года, административным истцом не уплачивался, само постановление оспаривалось в установленном порядке.
Таким образом, в период действия оспариваемого нормативного правового акта были нарушены права и законные интересы административного истца, в связи с чем административное дело подлежит рассмотрению Московским городским судом.
Отношения по использованию автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлению дорожной деятельности, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Из положений статьи 4 названного Федерального закона следует, что законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать указанному Федеральному закону, другим федеральным законам, принятым в соответствии с ними указам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации.
На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
Положениями статьи 12 этого же Федерального закона установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, к числу которых отнесено принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, и о прекращении такого использования (пункт 3.1); установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения (пункт 3.2); установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения (пункт 3.3).
Подпунктом 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы.
Из приведенных выше законоположений следует, что принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе парковок (парковочных мест), а также определение порядка и условий оплаты за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы в соответствии с Законом г. Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" является Правительство Москвы.
Пунктом 3 статьи 9 указанного Закона определено, что Правительство Москвы осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему органы исполнительной власти города Москвы.
Одним из таких органов является Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, который на основании постановления Правительства Москвы от 15.02.2011 N 32-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы" является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по формированию и реализации государственной политики города Москвы и осуществлению управления в сфере транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, предоставлению государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Пунктами 6.11, 6.12 Положения о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы к полномочиям данного органа отнесено осуществление развития единого парковочного пространства, утверждение схем размещения городских парковок, дополнительных территориальных зоны организации платных городских парковок, перечня специальных парковочных мест для грузового транспорта и порядка оплаты за размещение транспортных средств на платных городских парковках.
Таким образом, имея полномочия на создание и использование на платной основе парковок, включая право на установление территориальной зоны парковок, на установление соответствующей платы, Правительство Москвы реализует данные полномочия через подведомственный ему орган исполнительной власти города Москвы - Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
В рамках конкретизации полномочий в данной сфере деятельности Правительство Москвы определило компетенцию Департамента, передав ему право вводить дополнительные территориальные зоны организации платных городских парковок.
Одна из таких зон установлена в пункте 195 приложения к Приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы от 05.12.2014 N 61-02-348/4 "Об утверждении дополнительной территориальной зоны организации платных городских парковок в границах города Москвы".
Пунктом 195 Приказа установлена зона организации платной парковки на Октябрьской улице (от пересечения с улицей Сущевский Вал до пересечения с Проектируемым проездом 1135).
Размещение парковочных мест на территории улично-дорожной сети города Москвы обозначается соответствующими дорожными знаками и разметкой в соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090.
Так, частью 12.2 Правил дорожного движения предписано, что способ постановки транспортного средства на стоянке (парковке) определяется знаком 6.4 и линиями дорожной разметки, знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1-8.6.9 и линиями дорожной разметки или без таковых.
Зоны платной парковки в городе Москве обозначаются знаками 6.4 (парковка), 8.8 (платные услуги), 8.6.1-8.6.9 (способ постановки транспортного средства на стоянку) и прочими.
В материалы дела Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы представлены графические материалы размещения парковочных мест на улице Октябрьская в городе Москве, из которых видно, что парковочные места обозначены разметкой, а также специальными дорожными знаками.
С учетом изложенного, несостоятельным является утверждение административного истца о том, что парковка на улице Октябрьской не установлена.
По мнению административного истца, решение об организации платной парковки по улице Октябрьская уполномоченным органом не принималось, поскольку улица Октябрьская как участок улично-дорожной сети не пересекается с Проектируемым проездом 1135. Как указал административный истец, Проектируемый проезд 1135 на некоторых публичных кадастровых картах имеет иное название.
Суд не может согласиться с указанным выводом.
В материалы дела представлены выписки из публичной кадастровой карты, из которых видно, что улица Октябрьская имеет пересечение с Проектируемым проездом 1135, в ряде карт Проектируемый проезд 1135 имеет дополнительное название (1-й Стрелецкий переулок (проезд)).
Приказом Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы от 01.12.2016г. N 61-02-471/6 в зону платного парковочного пространства с 26 декабря 2016 года включался в пункте 195 участок Октябрьской улицы (от пересечения с улицей Сущевский Вал до пересечения с 1-с Стрелецким проездом).
Однако в связи с поступающими заявлениями жителей о наличии несоответствий в формулировке данного пункта Москомархитектурой были представлены разъяснения от 04.04.2017г, установлено, что Октябрьская улица имеет с северной стороны пересечение с Проектируемым проездом 1135, который включен в состав участков улично-дорожной сети в соответствии с Законом города Москвы от 21 марта 2007 года N 8, после чего в оспариваемый нормативный правовой акт были внесены изменения в части формировки пункта 195, он был изложен как: Октябрьская улица (от пересечения с улицей Сущевский Вал до пересечения с Проектируемым проездом 1135).
Таким образом, имеющееся на публичных кадастровых картах дополнительное наименование Проектируемого проезда 1135 не свидетельствует об отсутствии его пересечения с улицей Октябрьская.
Из пояснений представителя Москомархитектуры, данных им в судебном заседании, следует, что по сведениям интегрированной автоматизированной информационной системы "Единое геоинформационное пространство города Москвы", положение о которой утверждено Распоряжением Правительства Москвы от 20.03.2012 N 120-РП, Октябрьская улица пересекается с красными линиями проезда 1135 в северной части.
В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса РФ красные линии обозначают границы территорий общего пользования, к которым относятся, в том числе, улицы, проезды и прочее.
Красные линии проезда 1135 отражены также на разбивочных чертежах актах линий градостроительного регулирования N 240 от 23.05.2011 "Корректировка технической зоны Люблинско-Дмитровской линии метрополитена на участке от станции Марьина Роща до станции Селигерская", N 149 от 04.12.2009 "Корректировка линий градостроительного регулирования на участке размещения офисно-делового центра по адресу: г. Москва, ул. Полковая, вл.3".
Также информация о Проектируемом проезде 1135 содержится в интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы, содержащей сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства, иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения в соответствии со ст.56 Градостроительного кодекса РФ.
Кроме того, на рассматриваемой территории на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 77:02:0024002:46, адрес которого содержит указание на Проектируемый проезд 1135.
С учетом изложенного, суд не может согласиться с выводами административного истца о несоответствии пункта 195 приложения к Приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 05 декабря 2014 года актам, имеющим большую юридическую силу, равно как и не может согласиться с доводами административного истца о том, что зона платной парковки на улице Октябрьской в городе Москве не установлена.
В соответствии со ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку в ходе рассмотрения административного дела установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в установленном порядке, опубликован, соответствует актам, имеющим большую юридическую силу, довод административного истца о том, что зона платной парковки на улице Октябрьская не устанавливалась своего подтверждения в судебном заседании не нашел, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Соловова Ю Г об оспаривании пункта 195 приложения к Приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 05 декабря 2014 года - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.