Судья Московского городского суда Селивёрстова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора Института Европы РАН ФИО на постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 28 ноября 2019 г., которым ФГБУ Институт Европы РАН признано виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 руб., УСТАНОВИЛ:
16 октября 2019 г. в отношении ФГБУ Институт Европы РАН составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ. Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Тверской районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с данным постановлением судьи, директор Института Европы РАН ФИО обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы заявитель указал на то, что вина Института Европы РАН не доказана, субъектом вмененного административного правонарушения институт не является, так как договор аренды здания решением Арбитражного суда г. Москвы признан ничтожной сделкой.
Директор Института Европы РАН ФИО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
Защитник Института Европы РАН ФИО в судебном заседании доводы жалобы поддержала. Против рассмотрения жалобы в отсутствие директора института не возражала.
Представитель Мосгорнаследия ФИО в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала, указав, что у Института Европы РАН имелась возможность исполнить требования выданного предписания, выданное институту предписание обжаловано не было. Дополнительно пояснила, что спорное здание по настоящее время находится в пользовании Института Европы РАН, который в силу ст. 20, 22 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" обязан содержать находящиеся в его пользовании объекты культурного наследия.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления судьи не нахожу.
Частью 18 ст. 19.5 КоАП РФ установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч руб.
Статьей 10 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" (далее - Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26) предусмотрено, что предписания государственного органа охраны памятников в пределах его компетенции обязательны для юридических лиц и граждан, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности, которых находятся недвижимые памятники истории и культуры и их территории.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 государственный контроль за охраной и использованием недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве осуществляется государственным органом охраны и использования памятников истории и культуры города Москвы в соответствии с действующим законодательством и настоящим Законом в порядке, определяемом Правительством Москвы.
Согласно п. 2 ст. 22 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные указанным законом, нормативными правовыми актами и выполнять предписания государственного органа охраны памятников по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников, выполнять иные требования, предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорными соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории.
В силу п. 5.25 Положения о Департаменте культурного наследия г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. N 154-ПП, Мосгорнаследие вправе выдавать предписания по вопросам государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия, являющиеся обязательными для юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, физических лиц, а также контролировать их выполнение.
Из материалов дела усматривается и судьей районного суда установлено, что ФГБУ Институт Европы РАН является пользователем объекта культурного наследия регионального значения "Московский университет - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, конец XIX в. - Химический факультет (с лабораторией Н.Д. Зелинского), 1836 г, 1883 г, архитектор А.С. Каминский" по адресу: г. Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3.
Р аспоряжением Правительства Москвы от 02 ноября 2009 г. N 2844-ПП вышеуказанный объект принят под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Распоряжением Мосгорнаследия от 31 января 2014 г. N 91 утверждено охранное обязательство собственника (пользователя) данного объекта культурного наследия.
Мосгонаследием в адрес ФГБУ Институт Европы РАН письмом от 26 декабря 2016 г. направлен акт технического состояния объекта, а также предписание от 23 декабря 2016 г. N ПР-АСТ-11/2016 о проведении работ по сохранению вышеуказанного объекта культурного наследия согласно составу (перечню) работ по сохранению объекта и при соблюдении сроков (периодичности) проведения таких работ, установленных актом технического состояния объекта.
Пунктом 1 данного предписания на ФГБУ Институт Европы РАН возложена обязанность в срок до 01 февраля 2018 г. разработать проект реставрации и приспособления объекта культурного наследия на основании инженерного обследования и представить в Департамент культурного наследия г. Москвы.
Данное предписание получено ФГБУ Институт Европы РАН 09 января 2017 г, о днако в установленный срок предписание не исполнено, что установлено вступившим в законную силу 28 июня 2018 г. постановлением судьи Тверского районного суда г. Москвы от 20 апреля 2018 г. по делу об административном правонарушении по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ФГБУ Институт Европы РАН.
28 сентября 2018 г. Мосгорнаследие вынесло повторное предписание N ПР-АСТ-311/2018н в адрес ФГБУ Институт Европы РАН, предоставлен новый срок для его исполнения до 15 сентября 2019 г. Предписание направлено по адресу местонахождения ФГБУ Институт Европы РАН почтовым отправлением и получено 08 октября 2018 г.
Вместе с тем, 30 сентября 2019 г. по результатам проверки установлено, что проектная документация по проведению работ по сохранению данного объекта культурного наследия от ФБГУ Институт Европы РАН в Мосгорнаследие не поступала и не была направлена, требования предписания повторно не исполнены.
Действия ФГБУ Института Европы РАН квалифицированы по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения правонарушения и вина ФГБУ Института Европы РАН подтверждаются материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении; заданием на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием объектов культурного наследия от 05 сентября 2019 г. N 583/2019и; отчетом о проведении мероприятия по государственному надзору за состоянием объектов культурного наследия от 30 сентября 2019 г.; предписанием от 23 декабря 2016 г.; актом технического состояния объекта культурного наследия от 20 декабря 2016 г.; предписанием от 28 сентября 2018 г. N ПР-АСТ-311/2018н; копией вступившего в законную силу 28 июня 2018 г. постановления судьи Тверского районного суда г. Москвы от 20 апреля 2018 г. по делу об административном правонарушении по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ФГБУ Институт Европы РАН; распоряжением Правительства Москвы от 02 ноября 2009 г. N 2844-ПП; распоряжением Департамента культурного наследия г. Москвы от 26 сентября 2012 г. N 898; копией договора аренды недвижимого имущества от 05 января 1994 г. N 00-0007/94; справкой об идентификации адреса объекта капитального строительства; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ФГБУ Институт Европы РАН и иными материалами.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают, получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях ФГБУ Институт Европы РАН состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо объективных данных, свидетельствующих о невозможности исполнения ФГБУ Институт Европы РАН в установленный срок требований повторного предписания в материалах дела не имеется, заявителем не представлено.
Сведений о причинах неисполнения требований повторного предписания либо о продлении сроков исполнения требований предписания в Мосгорнаследие в установленном порядке от ФГБУ Институт Европы РАН не поступало.
Вопреки доводам жалобы в силу требований ст. 10, 20, 22 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" ФГБУ Институт Европы РАН, являясь пользователем вышеуказанного объекта культурного наследия, обязано в установленный предписанием срок исполнить содержащиеся в нем требования.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что сторона защиты подтверждает нахождение в пользовании ФГБУ Института Европы РАН названного объекта культурного наследия. Более того, из выписки ЕГРЮЛ следует, что местом нахождения ФГБУ Института Европы РАН является расположенное по упомянутому выше адресу здание.
В связи с изложенным, судья пришел к обоснованному выводу о наличии вины в действиях (бездействии) ФГБУ Институт Европы РАН.
Действия ФГБУ Институт Европы РАН правильно квалифицированы судьей по ч.18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете, а потому они не могут являться основанием к отмене постановления судьи и не свидетельствуют о невиновности ФГБУ Институт Европы РАН в совершении вмененного правонарушения.
Постановление судьи мотивированно, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб. назначено судьей ФГБУ Институт Европы РАН в пределах санкции ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи, по делу не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 28 ноября 2019 г. по делу об административном правонарушении по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ФГБУ Институт Европы РАН оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.А. Селивёрстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.