Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в судебном заседании жалобу председателя правления наименование организации (далее ТСЖ "Миракс Парк") фио на постановление заместителя начальника Управления административного производства Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес N 605-ЗУ/9005772-19 от 29.03.2019 и решение судьи Никулинского районного суда адрес от 02.12.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.11 Закона адрес от дата N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях" в отношении наименование организации,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника Управления административного производства Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес N 605-ЗУ/9005772-19 от 29.03.2019 ТСЖ "Миракс Парк" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.11 Закона адрес от дата N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях", ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Никулинского районного суда адрес от 02.12.2019 названное постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суда, законный представитель ТСЖ "Миракс Парк" фио просит об отмене названных постановления должностного лица и судебного акта и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.11 КоАП адрес, недоказанность его вины в совершении вмененного правонарушения.
Законный представитель ТСЖ "Миракс Парк" фио в суде доводы жалобы поддержал.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения законного представителя ТСЖ "Миракс Парк" фио, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 6.11 Закона адрес от дата N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях" административным правонарушением признается использование земельного участка, находящегося в собственности адрес, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с нарушением установленных нормативными правовыми актами адрес требований к оформлению документов, являющихся основанием для использования таких земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.13 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 6 ст. 4 Закона адрес от дата N 48 "О землепользовании в адрес" основанием для занятия, использования земельных участков, находящихся в собственности адрес, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства документы, являющиеся основанием для возникновения прав на земельный участок, в том числе договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования и иные договоры и (или) соглашения, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком, а также решения Правительства Москвы (уполномоченного им органа), оформленные в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами адрес.
В силу пп. 1.1 п. 1 ст. 8 Закона "О землепользовании в адрес" основанием для занятия и использования земельного участка на праве аренды, безвозмездного пользования являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства договор аренды, договор безвозмездного пользования, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком. Условия использования земельного участка устанавливаются в указанных договорах.
Как следует из материалов дела, 31.01.2019 Оперативно-контрольным управлением Госинспекции по недвижимости проведено плановое (рейдовое) обследование земельного участка площадью 46368 кв.м. по адресу: адрес, ранее предоставленного ГОУ Московская медицинская академия имени фио Министерства здравоохранения РФ по договору безвозмездного срочного пользования от 15.11.2004 N М-07-603317 для благоустройства территории (в настоящее время по сведениям ИС РЕОН договор не действует). Указанный земельный участок относится к особо охраняемой природной территории в соответствии с постановлением Правительства Москвы от дата N 1164-11ПП "Об образовании особо охраняемой природной территории регионального значения "Ландшафтный заказник "Тропаревский", в соответствии со ст. 2 Закона адрес от 26.09.2001 N 48 " Об особо охраняемых природных территориях в адрес", как особо охраняемая природная территория является собственностью адрес.
В результате обследования установлено, что указанная территория огорожена, охраняется, доступ согласно информации, размещенной на ограждении, предоставляется по пропускам ТСЖ "Миракс Парк" и ЖК "Корона-Эйр".
Кроме того, на участке размещен детский зоопарк, содержание которого осуществляется Товарищество собственников жилья "Миракс Парк". Разрешение на использование указанного земельного участка у Товарищества собственников жилья "Миракс Парк" отсутствует, тем самым ТСЖ "Миракс Парк" были нарушены п. 6, 7 ст. 4, пп. 1.1 п.1 ст.8 Закона адрес от дата N 48 "О землепользовании в адрес".
Действия ТСЖ "Миракс Парк" должностным лицом административного органа верно квалифицированы по ч. 1 ст. 6.11 Закона адрес от дата N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях", поскольку организация допустила использование занимаемого земельного участка с нарушением установленных нормативно правовыми актами адрес требований к оформлению документов, являющихся основанием для использования таких земельных участков.
Факт совершения ТСЖ "Миракс Парк" административного правонарушения и его вина подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: поручением начальника управления госинспекции по недвижимости от 25.01.2019 о проведении обследования объекта недвижимости; протоколом об административном правонарушении от 27.02.2019; рапортом от 31.01.2019 сотрудника Госинспекции по недвижимости о результатах обследования объекта недвижимости; актом обмера площади земельного участка от 31.01.2019; планом места расположения земельного участка; фотоматериалом; письмом Департамента городского имущества, согласно которому, земельный участок ранее был предоставлен для благоустройства с особыми условиями по режиму; выпиской из ЕГРЮЛ на ТСЖ "Миракс Парк"; уставом ТСЖ "Миракс парк"; сведениями о содержании ТСЖ "Миракс Парк" зоопарка на участке;
Протокол об административном правонарушении составлен в отношении ТСЖ "Миракс Парк" уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ. Сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано, а потому он обоснованно признан судом в качестве допустимого доказательства по делу.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности ТСЖ "Миракс Парк" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.11 Закона адрес от дата N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях".
Доводы жалобы председателя правления Товарищества фио об отсутствии в действиях ТСЖ "Миракс Парк" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.11 Закона адрес от дата N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях", поскольку забор, ограждающий территорию вокруг домов был возведен, а находящийся на участке зоопарк организован застройщиком, не могут быть признаны обоснованными и являться основанием для отмены обжалуемых актов, поскольку факт использования ТСЖ "Миракс Парк" огражденного земельного участка, а также использование земельного участка под размещение зоопарка в отсутствии оформленных земельно-правовых отношений на эти земельные участки и правоустанавливающих документов на землю, подтверждается вышеперечисленными материалами дела.
В судебном заседании законный представитель ТСЖ "Миракс Парк" фио не отрицал факта использования Товариществом части земельного участка под размещение на нем клеток с животными, при этом пояснил, что товарищество не считало необходимым оформление земельно-правовых отношений поскольку этот зоопарк был организован застройщиком, что также подтверждает выводы административного органа о наличии в действиях ТСЖ "Миракс Парк" состава вмененного правонарушения.
Ссылка защита на положения ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в данном случае не обоснована.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
Поскольку, согласно материалам дела, земельный участок, на котором расположен многоквартирные дома ТСЖ "Миракс Парк" и иные входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества, на котором расположены многоквартирные дома, не сформирован (согласно данным Публичной кадастровой карты Росрестра), распоряжение таким земельным участком возможно лишь в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
При этом утверждения защиты об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ином толковании закона.
Исходя из содержания частей 4, 9 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), ранее учтенными земельными участками являются:
- земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (до 1 марта 2008 г.);
- земельные участки, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от дата N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ);
- земельные участки, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не прекращены, и государственный кадастровый учет которых не осуществлен.
Часть вторая ст. 6 и ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации определяют земельный участок как объект земельных отношений, являющийся частью земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Удостоверение границ земельного участка осуществляется путем реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от дата N 78-ФЗ "О землеустройстве".
По смыслу вышеперечисленных правовых норм, земельный участок считается сформированным в т.ч, если определены его границы на местности и эти границы внесены в государственный кадастр недвижимости.
Вместе с тем, из материалов дела не усматривается, что границы земельного участка под многоквартирными домами ТСЖ "Миракс Парк" определены, следовательно, описанные в постановлении административного органа действия ТСЖ "Миракс Парк" правомерно квалифицированы как использование занимаемого земельного участка с нарушением установленных нормативно правовыми актами адрес требований к оформлению документов, являющихся основанием для использования таких земельных участков.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что организацией в указанный период приняты все зависящие от неё меры по соблюдению положений действующего земельного законодательства, в т.ч. принимались меры по приведению землепользования в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Довод жалобы о том, что административным органом в ходе проведенного обследования не установлено, на каком участке находится зоопарк, не имеет правового значения для дела, так как в ходе рассмотрения дела объективно установлено, что этот зоопарк принадлежит ТСЖ "Миракс Парк", данное юридическое лицо его эксплуатирует, несет расходы по содержанию.
Утверждения защиты о том, что спорный земельный участок был предоставлен ГОУ ММА им. фио, следовательно, относится к Федеральной собственности, суд считает необоснованными, так как в силу положений ст. 2 Закона адрес от 26.09.2001 N 48 " Об особо охраняемых природных территориях в адрес" особо охраняемые природные территории являются собственностью адрес. Кроме того, предоставление земельных участков, находящихся в собственности адрес в безвозмездное срочное пользование организациям в т.ч. федерального подчинения не противоречит земельному законодательству адрес. По информации ДГИ адрес договор с ГОУ ММА им. фио не действует.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.11 Закона адрес от дата N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях", в отношении ТСЖ "Миракс Парк", в связи с чем, должностным лицом и судей первой инстанций сделан обоснованный вывод о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.11 Закона адрес от дата N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях".
Не может быть признана состоятельной и ссылка заявителя о нарушении судом требований ст. 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела, а также принципа презумпции невиновности. Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо административного органа, затем судебная инстанция правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям ТСЖ "Миракс Парк" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.11 Закона адрес от дата N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях", и виновности юридического лица в его совершении. Мотивы, по которым в основу постановления должностного лица и последующего судебного решения при рассмотрении жалобы, поданной по делу, положены одни доказательства и отвергнуты другие, подробно изложены в обжалуемых актах.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебной инстанцией не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ТСЖ "Миракс Парк" не усматривается.
Порядок и срок давности привлечения ТСЖ "Миракс Парк" к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 6.11 Закона адрес от дата N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях", с учетом требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ. Оснований для изменения назначенного организации наказания не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.8 - 30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника Управления административного производства Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес N 605-ЗУ/9005772-19 от 29.03.2019, решение судьи Никулинского районного суда адрес от 02.12.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.11 Закона адрес от дата N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях", в отношении ТСЖ "Миракс Парк" оставить без изменения, жалобу председателя правления ТСЖ "Миракс Парк" фио - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.