Судья Московского городского суда Гришина Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Крайновой О.В. на решение судьи Савёловского районного суда г. Москвы от 13 января 2020 года, которым
постановление N *** заместителя начальника Государственной жилищной инспекции города Москвы *** от 9 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ в отношении товарищества собственников недвижимости "Дом Минстроя СССР" (ИНН: 7743131422, ОГРН: 5157746140063, юридический адрес: г. Москва, Волоколамское ш, д. 1 корп. Б) оставлено без изменений, жалоба ТСН "Дом Минстроя СССР" - без удовлетворения, УСТАНОВИЛ:
Постановлением N *** заместителя начальника Государственной жилищной инспекции г. Москвы *** от 9 июля 2019 года ТСН "Дом Минстроя СССР" (далее также - Товарищество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Товарищество подала на него жалобу в Савёловский районный суд г. Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше решение.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник Крайнова О.В. просит решение суда и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что на момент проведения проверки и фиксации административного правонарушения в многоквартирном доме ТСН "Дом Минстроя СССР" проводились ремонтные работы, в связи с чем отсутствует вина Товарищества в совершении правонарушения; протокол об административном правонарушении был составлен с нарушением срока, установленного ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ, в отсутствие законного представителя Товарищества, по уважительной причине не явившегося на его составление, копия протокола в адрес Товарищества в надлежащий срок направлена не была; у Мосжилинспекции отсутствовали правовые основания для проведения проверки, поскольку в сводном плане проверок на 2019 год, опубликованном на сайте прокуратуры г. Москвы, ни ТСН "Дом Минстроя СССР", ни адрес: г. Москва, Волоколамское ш, д. 1 корп. Б, не значатся; о проведении проверки Товарищество надлежащим образом уведомлено не было.
В судебном заседании защитник Крайнова О.В. доводы жалобы поддержала в полном объёме.
Проверив материалы дела, заслушав защитника, изучив доводы жалобы, оснований для отмены либо изменения постановления должностного лица и решения судьи не усматриваю.
Согласно диспозиции ст. 7.22 КоАП РФ административным правонарушением признаётся нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
В соответствии с п. 4.2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать:
заданный температурно-влажностный режим внутри здания;
исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность);
устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития;
теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Согласно п. 4.8.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках;
требуемое санитарное состояние лестничных клеток;
нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках (пункт 3.2.2 Правил).
В силу п. 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию:
шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления;
внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей;
этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии;
осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда;
силовых и осветительных установок, автоматизации котельных и установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов и других помещений, находящихся на балансе организации по обслуживанию жилищного фонда;
электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов (если они имеются);
автоматически запирающихся устройств (АЗУ) дверей дома.
Как следует из материалов дела, 31 мая 2019 года главным специалистом Мосжилинспекции Мерзликиным Д.Н. произведён инспекционный осмотр жилого дома, в ходе которого установлен факт того, что Управляющая организация ТСН "Дом Минстроя СССР" в нарушение своих должностных обязанностей не обеспечила соблюдения правил и норм технической эксплуатации жилого дома по адресу: г. Москва, Волоколамское ш, д. 1 корп. Б, а именно выявлены следующие недостатки:
- разрушение ступеней лестничного марша входного крыльца в подъезд N 7, что является нарушением п. 4.8.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда;
- отсутствует плафон на осветительном приборе на лестничной клетки между 1-ым и 2-ым этажами в подъезде N 4, что является нарушением п. 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда;
- стены на лестничной клетке на 1-ом и 2-ом этажах в подъезде N 4 локально не прокрашены, что является нарушением п. 4.2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда;
- неудовлетворительное санитарное состояние лестничных клеток с 1-го по 5-ый этажи подъезда N 4 (наличие пыли и грязи на лестничных маршах), что является нарушением п. 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Факт совершения правонарушения и вина ТСН "Дом Минстроя СССР", вопреки доводам жалобы, подтверждаются доказательствами, имеющимися в деле, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом N С-1584/19 об административном правонарушении от 20 июня 2019 года, в котором изложено существо правонарушения; актом осмотра N Р-О-С-04139 от 31 мая 2019 года; фототаблицей; планом-графиком ЖИ по САО Мосжилинспекции функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля в 2019 году; письменным обращением гражданина N ***, поданным в электронном виде через портал мэра г. Москвы Собянина С.С. "Москва наш город"; уставом ТСН "Дом Минстроя СССР"; списком многоквартирных домов в управлении ТСН "Дом Минстроя СССР"; иными материалами.
Проверив собранные доказательства и дав им надлежащую оценку по правилам КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда правильно установили обстоятельства дела и обоснованно пришли к выводу о доказанности вины ТСН "Дом Минстроя СССР" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
Нарушение на дату проведения осмотра Товариществом, как лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, указанных выше нормативов подтверждается материалами дела, совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении в отношении ТСН "Дом Минстроя СССР" по ст. 7.22 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что на момент проведения проверки и фиксации административного правонарушения в многоквартирном доме ТСН "Дом Минстроя СССР" проводились ремонтные работы, подлежит отклонению.
Из представленной защитником копии договора подряда N 5 на капитальный ремонт имущества в многоквартирном доме от 19 апреля 2019 года, заключенным между ТСН "Дом Минстроя СССР" и ***, усматривается, что предметом договора является комплекс работ по капитальному ремонту фасада здания по адресу: *** (л.д. 212-215).
Между тем, лестничные клетки подъездов дома, неудовлетворительное состояние которых, включая отсутствие плафона на осветительном приборе, локальная непрокраска стен, наличие пыли и грязи, к элементам фасада здания не относятся.
Договоры подряда от 2 июля 2019 года N 12 и от 22 ноября 2019 года N 22-11/19 были заключены уже после выявления должностным лицом Мосжилинспекции события административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, вследствие чего во внимание приняты быть не могут (л.д. 201-211).
По аналогичным причинам не может быть принято во внимание решение Общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: ***, оформленное протоколом от 11 июня 2019 года (л.д. 224-230).
Доводы защитника о том, что у Мосжилинспекции отсутствовали правовые основания для проведения проверки, поскольку в сводном плане проверок на 2019 год, опубликованном на сайте прокуратуры г. Москвы, ни ТСН "Дом Минстроя СССР", ни адрес: ***, не значатся, а также о том, что о проведении проверки Товарищество надлежащим образом уведомлено не было, подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), относятся, в том числе организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора). Перечень видов регионального государственного контроля (надзора) и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которого переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
В соответствии с ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ к мероприятию по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относятся, в том числе плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, а также другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.
Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (ч. 2 ст. 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ).
В силу ч. 4 ст. 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ порядок оформления и содержание заданий, указанных в части 2 настоящей статьи, и порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Москвы от 28.12.2011 N 655-ПП утверждён Административный регламент исполнения Государственной жилищной инспекцией города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в городе Москве, который устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) по исполнению государственной функции, а также порядок взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве - муниципальных округов, городских округов, поселений, государственными учреждениями и предприятиями, юридическими и физическими лицами. общественными организациями при исполнении государственной функции (п. 1 Административного регламента).
Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (п. 1.4.10 Административного регламента).
Согласно п. 1.6 Административного регламента мероприятия, связанные с исполнением государственной функции посредством систематического наблюдения, не требующего взаимодействия с юридическими лицами, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляются в отношении помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с п. 1.7 Административного регламента государственная функция осуществляется уполномоченными должностными лицами Мосжилинспекции в форме:
Плановых (документарных, выездных) и внеплановых (документарных, выездных) проверок (далее - проверки).
Мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований.
Систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Основанием начала выполнения административной процедуры систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности в соответствии с п. 3.5.1 Административного регламента являются планы-графики, утверждаемые начальниками структурных подразделений Мосжилинспекции (п. 3.5.1.4), а также поступление в Мосжилинспекцию обращений (заявлений) о фактах несоблюдения обязательных требований (п. 3.5.1.5).
При наличии одного из оснований, указанных в пункте 3.5.1 настоящего Регламента, в отношении исполнения обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества в многоквартирном доме уполномоченные должностные лица Мосжилинспекции осуществляют осмотр объекта жилищного фонда в целях его идентификации, определения работоспособности и технического состояния, соответствия технической документации, выявления повреждений и дефектов, а также проведение мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации (п. 3.5.3.1.1 Административного регламента).
Из материалов дела следует, что в отношении ТСН "Дом Минстроя СССР" должностным лицом Мосжилинспекции было проведено именно обследование (осмотр) жилого дома, а не плановая проверка. Основанием для проведения осмотра послужили план-график выполнения ЖИ по САО Мосжилинспекции функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля в 2019 году, утверждённый начальником ЖИ по САО Мосжинспекции 29 декабря 2018 года (л.д. 88оборот-89, 180-181), а также письменное обращение гражданина N ***, поданное в электронном виде через портал мэра г. Москвы Собянина С.С. "Москва наш город" (л.д. 192).
При таких обстоятельствах должностное лицо Мосжилинспекции не было обязано уведомлять ТСН "Дом Минстроя СССР" о проведении данного обследования (осмотра) в соответствии со ст. 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ.
Равным образом подлежат отклонению доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении был составлен с нарушением срока, установленного ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ, в отсутствие законного представителя Товарищества, по уважительной причине не явившегося на его составление, копия протокола в адрес Товарищества в надлежащий срок направлена не была, поскольку указанные сроки не являются пресекательными.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела и исследованных судьёй районного суда, и не свидетельствуют о невиновности Товарищества в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины ТСН "Дом Минстроя СССР" в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Действия (бездействие) ТСН "Дом Минстроя СССР" по ст. 7.22 КоАП РФ квалифицированы правильно, так как оно нарушила правил содержания и ремонта жилых домов.
Назначенный размер наказание в виде административного штрафа в сумме 40 000 рублей соответствует санкции ст. 7.22 КоАП РФ и является справедливым, соразмерно содеянному. Оснований для его изменения не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении жалобы ТСН "Дом Минстроя СССР" на постановление должностного лица не допущено.
Таким образом, постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их изменения или отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение судьи Савёловского районного суда г. Москвы от 13 января 2020 года и постановление N *** заместителя начальника Государственной жилищной инспекции г. Москвы *** от 9 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ, в отношении товарищества собственников недвижимости "Дом Минстроя СССР" оставить без изменения, жалобу защитника Крайновой О.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Д.В. Гришин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.