Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Шепелева А.М., поданную в защиту Нуровой Г.А., на постановление судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 13.03.2020, которым лицо без гражданства Нурова Гулру Авазбековна ... паспортные данные признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей в доход государства с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы РФ с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД РФ по г. Москве, УСТАНОВИЛ:
13.03.2020 инспектором ОМК ОВМ УВД по ТиНАО ГУ МВД РФ по г. Москве в отношении Нуровой Г.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, дело передано на рассмотрение в Троицкий районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
На постановление суда защитником Нуровой Г.А. - адвокатом Шепелевым А.М. подана жалоба в Московский городской суд, в которой он просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
фио надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, направила защитника Шепелева А.М, который доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения защитника Шепелева А.М, изучив доводы жалобы, приходу к следующим выводам.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Согласно ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1.1 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судьей, 13.03.2020 в 10 час. 00 мин. по адресу: г. Москва, адрес результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками ОМК УВД по ТиНАО ГУ МВД РФ по г. Москве выявлено лицо без гражданства фио, которая не имела при себе документов, требуемых в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" и подтверждающих его право на пребывание в Российской Федерации. Указанные действия Нуровой Г.А. квалифицированы по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, рассмотрев дело, указал, что факт совершения Нуровой Г.А. административного правонарушения и её виновность подтверждаются совокупностью доказательств, допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении от 13.03.2020; рапортом старшего оперуполномоченного УФСБ РФ по г. Москве от 13.03.2020; рапортом инспектора полиции фио; выпиской из АИС ЦБДУИГ ГУ МВД РФ по г. Москве в отношении гр-ки адрес; заключением начальника ОВМ УВМ ГУ МВД РФ по Тверской области об отмене решения о приеме Нуровой У.А. в гражданство РФ от дата; уведомлением от 31.01.2020 ОВМ УВМ ГУ МВД РФ по Тверской области об отмене решения о приеме Нуровой У.А. в гражданство РФ; актом добровольной сдачи паспорта гражданина РФ; копией недействительного паспорта гражданина РФ;
Представленные доказательства, являются допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в целях настоящего Федерального закона лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
Исходя из положений статьи 10 названного Федерального закона, документами, подтверждающими право на пребывание (проживание) в Российской Федерации лиц без гражданства являются: документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; разрешение на временное проживание; вид на жительство; иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" Иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установлено, что фио решением УФМС России по Тверской области от 30.11.2008 принята гражданство РФ. 30.12.2008 фио документирована паспортом гражданина РФ. Установлено также, что в период 2010 фио будучи гражданкой РФ, по национальному паспорту гр-на Республики Таджикистан осуществляла въезд-выезд из РФ с получением миграционной карты.
Заключением начальника ОВМ УВМ ГУ МВД РФ по Тверской области от дата решение о приеме Нуровой У.А. в гражданство РФ отменено. Данное заключение, со слов защитника Шепелева А.М, Нуровой У.А. не обжаловалось. Законность данного документа не оспаривается. 13.03.2020 паспорт гр-на РФ у Нуровой У.А. изъят.
В ходе взятия с Нуровой У.А. объяснений сотрудниками полиции, последняя заявила об отсутствии у нее гражданства иного государства, назвав себя лицом без гражданства. Иных данных о наличии у Нуровой У.А. гражданства респ. Таджикистан из материалов дела не следует.
Установлено также, что 20.02.2020 Нуровой У.А. получено заключением начальника ОВМ УВМ ГУ МВД РФ по Тверской области об отмене решения о приеме в гражданство РФ от дата, вместе с тем фио, данное заключением не обжаловала, мер к оформлению документов, указанных в статье 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не приняла, продолжала находится на территории РФ без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
13.03.2020 фио была задержана сотрудниками УФСБ РФ по г. Москве и МО и передана в ОВМ УВД по ТиНАО ГУ МВД РФ по г. Москве. В ходе проведения первоначальных процессуальных мероприятий данных о наличии обращения Нуровой У.А. в органы полиции, либо в посольство страны предыдущей гражданской принадлежности с целью получения соответствующих документов не получено. Доказательств совершения Нуровой У.А. соответствующих действий суду второй инстанции также не представлено.
В ходе рассмотрения дела судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию. Вывод о наличии в действиях Нуровой У.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, признанным судьей районного суда достаточными для разрешения настоящего дела, которые получили надлежащую оценку в судебном постановлении.
Каких-либо противоречий, которые могли бы повлиять на правильность установления фактических обстоятельств, подлежащих доказыванию, в материалах дела не имеется.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, исследованных и оцененных судьей районного суда по правилам, установленным в ст.26.11 КоАП РФ.
Оценивая доводы жалобы защитника Шепелева А.М. относительно нарушения судом права Нуровой Г.А. на уважение её личной и семейной жизни, считаю, данных, свидетельствующих о возможности распространения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод на правоотношения, возникшие вследствие совершения Нуровой Г.А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, не имеется.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27), а также устанавливает, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38).
Данные права в силу ст. 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 34 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", с последующими изменениями и дополнениями).
Вместе с тем, исходя из общих принципов права установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и назначение конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности, а также конституционно закрепленным целям (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
В силу ст. 3.1, 3.2, 3.3, 3.10 Кодекса административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, предусмотренное ст. 18.8 КоАП РФ является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, дата), вступившей в силу для России 5 мая 1998 г, вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Статья 8 Конвенции о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 г.), вступившей в силу для СССР и его правопреемника - Российской Федерации 2 сентября 1990 г, в пункте 1 провозгласила, что государства-участники обязуются уважать права ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.
В статье девятой указанной Конвенции содержится норма о том, что на государство-участника возлагается обязанность обеспечивать, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определят в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.
По смыслу положений указанных Конвенций, административное выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, влекущее вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, допускается в тех случаях, когда оно необходимо в демократическом обществе и соразмерно публично-правовым целям.
Поэтому при назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации по ч. 3.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, согласно которым при назначении административного наказания иностранному гражданину или лицу без гражданства учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Из представленных защитой документов следует, что на территории РФ проживает несовершеннолетняя дочь Нуровой Г.А. - фио 2011 г.р, при этом данных о наличии у нее гражданства РФ не имеется. В свидетельстве о рождении ребенка графа "отец" не заполнена. В это связи утверждения защиты о том, что исполнение постановления суда повлечет невозможность общения материи с ребенком, суд находит надуманными, поскольку право Нуровой Г.А. на проживание с ребенком, его воспитания обжалуемым постановлением не затронуты.
Административное наказание в виде штрафа и административного выдворения за пределы Российской Федерации с помещением в ЦВСИГ ГУ МВД РФ по г. Москве назначено в пределах срока привлечения к административной ответственности и в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5, ст. 3.10 и ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции статьи 18.8 ч. 3.1 КоАП РФ, является справедливым.
При назначении административного наказания Нуровой У.А. суд учел характер совершённого ею административного правонарушения, личность виновной, её имущественное положение, и иные заслуживающие внимание обстоятельства.
Назначение судьей административного наказание в виде выдворения за пределы РФ с помещением в ЦВСИГ ГУ МВД РФ по г. Москве основывается на фактических данных, установленных по делу, подтверждающих действительную необходимость применения к Нуровой У.А. такой меры ответственности, в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 13.03.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 18.8 ч. 3.1 КоАП РФ в отношении Нуровой Гулру Авазбековны оставить без изменения, жалобу защитника Шепелева А.М. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.