Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу защитника Администрации Муниципального образования "город Новотроицк" Оренбургской области Зелика А.О. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N5 г. Новотроицка Оренбургской области от 05 августа 2019 года, решение судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 12 сентября 2019 года, вынесенные в отношении Администрации Муниципального образования "город Новотроицк" Оренбургской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N5 г. Новотроицка Оренбургской области от 05 августа 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 12 сентября 2019 года, Администрация Муниципального образования "город Новотроицк" Оренбургской области (далее - Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Администрации Зелик А.О. просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N196-ФЗ) под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, а под обеспечением безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам в соответствии с частью 2 статьи 12 Закона N196-ФЗ возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
При этом под дорожной деятельностью в соответствии с пунктом б статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) понимается, в том числе, деятельность по содержанию автомобильных дорог.
Согласно основным понятиям, приведенным в статье 3 данного Закона, автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ).
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществлении дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (пункт 6 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ). В отношении автомобильных дорог местного значения осуществление дорожной деятельности в силу части 3 статьи 15 Федерального закона N 257-ФЗ обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 6 Устава муниципального образования города Новотроицк, принятого Решением городского Совета депутатов муниципалы образования города Новотроицк от 12 мая 2015 года N 665, в ведении местного самоуправления городского округа город Новотроицк находятся вопросы местного значения, а именно дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционированию парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление ими полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологи от 26 сентября 2017 года N 1245-ст утвержден и введен в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017.
В соответствии с пунктом 4.5 ГОСТ Р 50597-2017, для целей настоящего стандарта: категория дорог приняты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 года N 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации".
Обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога) имеющая 2 полосы для движения, с шириной полосы движения от 3, 25 до 3.5 метров, с доступом к дороге с примыкающей дороги в одном уровне относится к III категории.
В соответствии с требованиями пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 5059-2017, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложение А), устранение которых осуществляется в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В соответствии с таблицей 5.3 ГОСТ Р 50597-2017, повреждения (выбоины, просадки, проломы) площадью менее 0, 06 м2, длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см на участке полосы движения длиной 100 м, на автомобильной дороге III категории, должны быть не более 0, 8 м2.
Как усматривается из материалов дела, 04 июля 2019 в 11 час. 15 мин. на "адрес" инспектором дорожного надзора обнаружено совершение юридическим лицом - администрацией МО г. Новотроицк административного правонарушения, выразившегося в том, что 04 июля 2019 года, в период времени с 10 часов 45 минут до 11 часов 50 минут, в ходе проведения административного расследования при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации автомобильных дорог, были выявлены недостатки в содержании улично-дорожной сети, а именно на "данные изъяты" километре автомобильной дороги "данные изъяты":
в нарушении требования пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, наличие на покрытии проезжей части дефектов в виде разрушения дорожного покрытия, имеющего вид углубления с резко очерченными краями (выбоина):
- выбоина N 1: длина 40 см, ширина 40 см, площадь -0, 16 м2; - выбоина N 2: длина 65 см, ширина 35 см, площадь - 0, 2275 м2; - выбоина N 3: длина 40 см, ширина 25 см, площадь - 0, 1 м2; - выбоина N 4: длина 70 см, ширина 50 см, площадь - 0, 35 м2; - выбоина N 5: длина 40 см, ширина 20 см, площадь - 0, 08 м2; - выбоина N 6: длина 30 см, ширина 15 см2, площадь - 0, 045 м2 ; - выбоина N 7: длина 80 см, ширина 80 см, площадь - 0, 64 м2; - выбоина N 8: длина 50 см, ширина 20 см, площадь - 0, 1 м2; - выбоина N 9: длина 80 см, ширина 15 см, площадь - 0, 12 м2; - выбоина N 10: длина 110 см, ширина 40 см, площадь - 0, 44 м2; - выбоина N 11: длина 50 см, ширина 35 см, площадь - 0, 175 м2; - выбоина N 12: длина 40 см, ширина 20 см, площадь - 0, 08 м2; - выбоина N 13: длина 25 см, ширина 15 см, площадь - 0, 0375 м2, - выбоина N 14: длина 30 см, ширина 30 см, площадь - 0, 09 м2; - выбоина N 15: длина 45 см, ширина 20 см, площадь - 0, 09 м2; - выбоина N 16: длина 60 см, ширина 25 см, площадь - 0, 15 м2 ; - выбоина N 17: длина 80 см, ширина 20 см, площадь - 0, 16 м2; - выбоина N 18: длина 45 см, ширина 30 см, площадь - 0, 135 м2; - выбоина N 19: длина 80 см, ширина 20 см, площадь - 0, 16 м2; - выбоина N 20: длина 180 см, ширина 15 см, площадь - 0, 27 м2; - выбоина N 21: длина 30 см, ширина 15 см, площадь - 0, 045 м2; - выбоина N 22: длина 25 см, ширина 30 см, площадь - 0, 075 м2; - выбоина N 23: длина 30 см, ширина 15 см, площадь - 0, 045 м2; - выбоина N 24: длина 110 см, ширина 50 см, площадь - 0, 55 м2; - выбоина N 25: длина 120 см, ширина 45 см, площадь - 0, 54 м2; - выбоина N 26: длина 30 см, ширина 25 см, площадь - 0, 075 м2; - выбоина N 27: длина 50 см, ширина 40 см, площадь - 0, 2 м2; - выбоина N 28: длина 30 см, ширина 35 см, площадь- 0, 105 м2; - выбоина N 29: длина 40 см, ширина 20 см, площадь - 0, 08 м2; - выбоина N 30: длина 35 см, ширина 50 см, площадь - 0, 175 м2; - выбоина N31: длина 60 см, ширина 40 см, площадь - 0, 24 м2; - выбоина N 32: длина 50 см, ширина 35 см,
площадь - 0, 175 м2.
Замеры производились на участке полосы движения, в прямом и обратном направлении, длиной 100 метров. Общая площадь дефекта покрытия проезжей части на "данные изъяты" километре автомобильной дороги "данные изъяты" составила - 5, 915 м2.
09 июля 2019 года инспектором дорожного надзора в отношении Администрации составлен протокол N по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения и вина Администрации подтверждаются совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, а именно: протоколом N об административном правонарушении от 09 июля 2019 года; актами о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда: N от 04 июля 2019 года в 11 часов 15 минут, N от 04 июля 2019 года в 11 часов 15 минут, N от 04 июля 2019 года в 11 часов 16 минут, N от 04 июля 2019 года в 11 часов 17 минут, N от 04 июля 2019 года в 11 часов 17 минут, N от 04 июля 2019 года в 11 часов 18 минут, N от 04 июля 2019 года в 11 часов 19 минут, N от 04 июля 2019 года в 11 часов 19 минут, N от 04 июля 2019 года в 11 часов 20 минут, N от 04 июля 2019 года в 11 часов 21 минут, N от 04 июля 2019 года в 11 часов 22 минут, N от 04 июля 2019 года в 11 часов 23 минут, N от 04 июля 2019 года в 11 часов 24 минут, N от 04 июля 2019 года в 11 часов 25 минут, N от 04 июля 2019 года в 11 часов 25 минут, N от 04 июля 2019 года в 11 часов 27 минут, N от 04 июля 2019 года в 11 часов 27 минут, N от 04 июля 2019 года в 11 часов 28 минут, N от 04 июля 2019 года в 11 часов 29 минут, N от 04 июля 2019 года в 11 часов 30 минут, N от 04 июля 2019 года в 11 часов 31 минут, N от 04 июля 2019 года в 11 часов 32 минут, N от 04 июля 2019 года в 11 часов 32 минут, N от 04 июля 2019 года в 11 часов 33 минут, N от 04 июля 2019 года в 11 часов 34 минут, N от 04 июля 2019 года в 11 часов 34 минут, N от 04 июля 2019 года в 11 часов 35 минут, N от 04 июля 2019 года в 11 часов 36 минут, N от 04 июля 2019 года в 11 часов 36 минут, N от 04 июля 2019 года в 11 часов 37 минут, N от 04 июля 2019 года в 11 часов 38 минут, N от 04 июля 2019 года в 11 часов 38 минут; фотоматериалами на 04 июля 2019 года с изображением автомобильной дороги города "данные изъяты", "данные изъяты" километр автодороги "данные изъяты" с наличием покрытии проезжей части дефектов в виде выбоин (выбоины с N 1 по N
32); свидетельством о поверке N рулетки измерительной металлической, Р5УЗК, N, действительно до 07 августа 2019 года; определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 12 июля 2019 года и иными представленными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Деяние Администрации правильно квалифицированы по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Вопреки доводам заявителя нарушений, влекущих невозможность использования указанных выше и иных исследованных судами доказательств, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не допущено.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что Администрация имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ей не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Доводы Администрации о том, что выявленные недостатки в содержании автомобильных дорог подлежат устранению в сроки установленные пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, и материалы дела не содержат документов с фиксацией не устранения нарушений за пределами сроков, не свидетельствует об отсутствии в деянии вмененного события административного правонарушения, поскольку ответственность по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает по факту несоблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, а не в связи с не устранением таких недостатков в срок, установленный требованиями действующего законодательства.
Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с этими выводами судов и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.
Порядок и срок привлечения Администрации к административной ответственности соблюдены.
Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Администрации объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в соответствии с санкцией части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N5 г. Новотроицка Оренбургской области от 05 августа 2019 года, решение судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 12 сентября 2019 года, вынесенные в отношении Администрации Муниципального образования "город Новотроицк" Оренбургской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Администрации Муниципального образования "город Новотроицк" Оренбургской области Зелика А.О. - без удовлетворения.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.